Это история о том, как потерянные люди 
обретают гармонию в душе.Это история о том, как потерянные люди обретают гармонию в душе.

В семейную драму Алексея Дударева, написанную еще в 1982 году, в преддверии борьбы с алкоголизмом, режиссер из Екатеринбурга Сергей Шипулин вложил новое содержание. Он увидел в ней совсем другую философию и переосмыслил трагедию потерявшего себя человека с позиций христианских. Учитывая недавнее выступление Дмитрия Медведева и его призыв «отрезвлять страну», спектакль, задуманный чуть раньше, неожиданно приобрел еще более актуальное звучание.

Пьесу Алексея Дударева «Порог» режиссер полностью очистил от примет застойного советского быта, и она смотрится вполне современно. Тем более что общественные пороки, несмотря на смену формаций, остались. Раскрестьянивание крестьянства, утрата связи с землей и своими корнями, распад семей, алкоголизм, погоня за деньгами — все эти действия, наносящие невосполнимый ущерб человеческой душе, выжинающие ее, теперь трактуются с позиций православной этики. А образ реального человека, писателя Покутовича по пьесе, который помогает потерянным в этой жизни Буслаю, Драгуну и Алине и вселяет своими сказками в них веру в добро, понимается как образ Христа, которого все ждут.

Не случайно в оформлении спектакля используются образы православных икон, а в музыкальном сопровождении — колокольный звон. И дом писателя, как и храм, всегда открыт, на нем нет замка.

— Это история о том, как умер и воскрес человек, как через исповедь и покаяние очистилась от греха его душа, которую он пытался погубить, — говорит режиссер Сергей Шипулин. — Отсюда главная идея этого спектакля: не вреди душе своей, ибо душа человеческая — это храм Божий, это криница, чистый источник, и люди должны из нее черпать веру, надежду, любовь. Здесь сквозным действием идет борьба за человека, за его душу. И в конце концов сверхзадача — то, ради чего актеры вышли на сцену, ради чего мы этот спектакль хотим показать, — это призвать людей беречь чистоту своей души от грязи и зла, заботиться о душе.

Если вдуматься, в спектакле среди главных героев нет социально благополучных положительных людей. Буслай (Олег Бойко) — алкоголик, Алина (Елена Диденко) — падшая женщина, Драгун (Константин Голубев) — только что вышел из мест лишения свободы.

— Если у человека есть душа и есть совесть, если он верит в Бога, привержен родной православной культуре, то уже можно говорить о нем как о положительном, — считает режиссер. — Если человек отказался от Бога, не любит свою Родину и свою культуру и для него ценность человеческой души ничто, хотя он может быть хорошим профессионалом, — он отрицательный. Для меня это аксиома.

Муж Алины Красовский (Леонид Щепеткин), превращающий девушку в вещь и искушающий ее соблазнами богатства и красивой жизни, в спектакле трактуется как дьявол. Не случайно Алина, наводящая порядок в доме писателя, пытается смыть Красовского как грязь со своей души. Кстати, слово «душа» звучит в спектакле очень часто.

Главных героев трое, и это не случайно. Это подчеркивается образом Троицы, как триедин Бог, так и у человека есть дух, душа, тело. Каждый из героев символизирует человеческую неполноту. Буслай подчеркнуто телесен, но он потерял живую душу, Алина, напротив, сохранила душу и чувственность, а Драгун — воплощение духа, не случайно он ближе стоит к писателю. Лишь когда они собраны творцом вместе, каждый обретает недостающее. Не случайно в этот момент звонят колокола в далекой церкви.

В противовес ищущим себя антигероям нашего времени деревенские родители Буслая (народная артистка Анна Лаптева и заслуженный артист Александр Казаковцев) чисты и искренни в своих чувствах. Но самый благородный герой — это Николай (заслуженный артист Роберт Салахов), который не способен на предательство. Он всем хорош, но, в отличие от дошедших до самого дна и воскресающих героев, счастья так и не обретает. Он молча уходит, когда видит, что наступил хеппи-энд, в котором он явно третий лишний.

Тоже очень по-русски: обретают высоту лишь те, кто прежде пал очень низко — кто не умер, тому сложно воскреснуть к новой жизни. Впрочем, это уже совсем другая история.

Гастроли и роли

Что увидят зрители в новом сезоне

В новом 126-м сезоне зрители увидят не менее шести премьерных спектаклей, два из них будут бенефисными. О планах на предстоящий сезон «АП» рассказала директор Амурского театра драмы Татьяна Бедина.

Помимо «Исповеди грешного сына», с премьеры которого начинается 126-й сезон, в театре уже идут репетиции инсценировки по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Премьера состоится в ноябре. Спектакль очень населенный, и, по мнению директора, он потребует серьезных расходов. Ставит его актер и режиссер Александр Сук.

До Нового года появится еще один премьерный спектакль — бенефис народного артиста РФ Владимира Матвеева в честь его 70-летия. Ожидается, что состоится и бенефис заслуженного артиста Бурятии Юрия Роголева. По традиции будет и новогодняя сказка для детей.

— Театр ждет еще один интересный проект, — рассказывает Татьяна Федоровна. — Сейчас идут переговоры с режиссером Игорем Афанасьевым из Нью-Йорка, который приезжал в этом году на «Амурскую осень». Он уроженец Амурской области и поэтому решил отдать дань малой родине. Игорь Афанасьев предложил поставить с нашими актерами спектакль, с которым можно было бы поучаствовать в фестивале в Америке. Это будет спектакль для русскоговорящей аудитории. Надеемся, что наше сотрудничество состоится.

Американские гастроли пока впереди, а совсем недавно театру впервые аплодировали в Хэйхэ. Амурские артисты два вечера подряд на сцене филармонии показывали спектакль «Я люблю тебя, эскадрилья!» Выезд был посвящен 60-летию образования КНР.

— Наше искусство было понятно китайской аудитории, — делится впечатлениями Татьяна Бедина. — Зрители хорошо реагировали, смеялись, а в конце аплодировали стоя. Раньше мы возили этот спектакль в Харбин и Пекин, а ближайшие соседи увидели его впервые.

Театр оправдывает статус областного, активно работая на выездах. Артисты побывали в Архаре, Новобурейском, Райчихинске, Зее, успели съездить в Среднебелую, Ерковцы, Тамбовку. Впереди гастрольные поездки в Белогорск, Ромненский и Мазановский районы.

— В этих районах мы не были за последние 12 лет ни разу, — продолжает директор. — Теперь это возможно благодаря тому, что на 125-летие театра губернатор подарил нам машину для перевозки декораций. Надеемся, что у нас появится новый комфортабельный автобус.

В этом сезоне пополнился творческий состав труппы, приехали семь новых актеров в возрасте до 30 лет. Четверо из них в этом году окончили Дальневосточную академию искусств и Иркутское театральное училище.

— Если началась актерская миграция, это верный признак того, что в стране налаживается жизнь, — уверена Татьяна Федоровна. — Несколько лет назад люди боялись тронуться с места. А вообще артисты — это великие переселенцы, им всегда хочется пробовать себя в новом творческом коллективе и новом творческом амплуа. И если они начали мигрировать, это хороший признак. Теперь нам нужно решать жилищный вопрос, чтобы артисты у нас закрепились.