Николай Цветков и Андрей Анохин в студии «Новостей Порт-Амура».Николай Цветков и Андрей Анохин в студии «Новостей Порт-Амура».

В канун совещания на вопросы спецкора «АП» ответил заместитель главного наркополицейского страны Николай Цветков. Встреча прошла в эфире телепрограммы «Новости Порт-Амура».

— Николай Борисович, выездное совещание подобного уровня — довольно масштабное мероприятие. Закономерный вопрос: почему выбрана Амурская область, и в частности город Свободный?

— С одной стороны, Амурская область представляет собой типичный комплекс проблем, с которыми мы сталкиваемся в плане противодействия распространению наркотиков. То есть во многом Приамурье похоже на другие регионы. С другой — ваша область обладает и своей спецификой. В частности, степень наркотизации общества, к сожалению, здесь выше, чем в среднем по России и даже по Дальнему Востоку. Что касается города Свободного, то это среднестатистический населенный пункт, где все проблемы, в том числе и проблемы социально-экономического плана и связанные с этим проблемы наркомании, видны как на ладони.

Мы принципиально ушли от такой формы, когда выездное совещание проводится в крупных городах. Наша цель — вникнуть в суть проблемы, которая знакома многим городам. Кроме того, там строится космодром Восточный — помимо прочего, это серьезный экономический объект, способный повлиять на уровень жизни людей, на их благосостояние. Мы же все прекрасно понимаем: чем выше благополучие человека, тем меньше шансов, что его привлекут наркотики.

— На ваш взгляд, почему в Амурской области степень наркотизации, как вы сказали, выше среднероссийских показателей?

— Как раз на этот вопрос мы и попытаемся найти ответ в ходе выездного совещания руководителя государственного антинаркотического комитета Виктора Иванова. Хотя заранее могу сказать — одним совещанием дело не ограничится. Полагаю, многое зависит от того социально-экономического положения, которое сложилось и в округе в целом, и в Амурской области в частности. Долгое время наблюдались спад производства и сельского хозяйства, нехорошая демографическая динамика — я имею в виду отток населения. Нельзя не включить в этот перечень и природные условия, которые благоприятствуют произрастанию наркосодержащей конопли.

— А граница с Китаем? Ведь ее участок, проходящий по территории Приамурья, — самый протяженный. И трудно не брать в расчет возможность проникновения наркотиков из-за границы.

— Совершенно верно. С одной стороны, Китай — наш серьезный партнер во внешнеторговых, внешнеполитических и многих других вопросах. С другой стороны, не секрет, что именно с его территории к нам поступают наркотики синтетического происхождения. Хотя в последнее время принят ряд обоюдных мер для уменьшения этого потока. Проблемным остается вопрос о сильнодействующих веществах или биологически активных добавках, которые в Китае разрешены к употреблению. У нас же они подпадают под действие регулирующего законодательства. Получается, китайские правоохранительные органы не имеют права запретить вывоз таких препаратов за границу. Только мы сами можем создать некий фильтр, препятствующий их распространению. В то же время напомню: у нас налажено очень тесное взаимодействие.

— В вашей программе заявлена встреча с главами муниципальных образований. Означает ли это, что борьба с наркоманией должна опираться, прежде всего, на заинтересованность местных властей?

— Борьба с наркоманией должна опираться на все общество. Просто главы муниципальных образований находятся ближе всех к проблеме. В урожайные годы конопля во многих районах Амурской области, в том числе и в Свободненском районе, достигает пятиметровой высоты. Кто в первую очередь должен быть заинтересован в ее уничтожении? Местным властям не должно быть безразлично, как живут их люди.

— Как ни горько это признавать, но наркотики растительного происхождения для Амурской области вполне привычны. В последнее время к ним все чаще добавляются попытки завоза и распространения препаратов более сильных, таких, как опий и героин. Каковы перспективы перекрыть эти каналы?

— Опийный мак в Амурской области произрастать не сможет в силу тех же природных причин, но наркодавление на Россию извне настолько велико, что вызывает тревожные мысли. Несмотря на все наши усилия, тяжелые наркотики действительно проникают, в том числе и в Амурскую область. Как бороться? Опять всеобщими усилиями, подъемом экономики, восстановлением сельского хозяйства, другими мерами. Возможно, многие решения обретут реальные очертания уже в ходе нашего выездного совещания.

— Правда ли, что государственная антинаркотическая стратегия будет обкатываться на региональных экспериментальных площадках? Каковы шансы Приамурья стать такой пилотной территорией?

— Это правда. Любая идея, любой крупный проект должны показать все свои слабые и сильные места на определенных территориях. Что касается участия в этом Амурской области, то, думаю, многое зависит от инициативности населения. К примеру, выездное совещание, которое проходило 18 ноября в Томской области, во многом стало ответной реакцией на предложения населения бороться с наркоугрозой. Очень интересные люди, среди которых медики, преподаватели, ученые, общественность, заинтересованы в этом. Думаю, у них получится хороший результат. Отрадно, что и в Благовещенске сформировалась достаточно активная и интересная группа людей, неравнодушная к проблемам наркомании. Они входят в антинаркотический фронт, действующий в масштабах страны.

Кстати, амурчане включились в проект реализации создания реабилитационного центра, который появится как раз в Свободненском районе. Предпринимаются и другие шаги, в том числе и со стороны губернатора, правительства Приамурья и местных властей. Очень важно, что инициатива идет снизу. Таким образом, у Амурской области хорошие предпосылки для создания здесь экспериментальной площадки по профилактике и борьбе с наркоманией.