Туристы из КНР предпочитают селиться исключительно в «Азии».Туристы из КНР предпочитают селиться исключительно в «Азии».

Кому нужны гостиницы

— Это не каприз заевшегося командировочника, это нормы, принятые во всем мире! — возмущается бизнесмен из Якутии Евгений Калашников. — Вы когда летите в отпуск, гостиницу выбираете как? По звездам. И это понятно: в рекламе каждый отель напишет, что у них все прекрасно, и фотографии соответствующие сделает. Но если ты видишь, что у гостиницы две звезды — сразу понимаешь, какой уровень тебя ждет. Хочешь, чтобы зубная паста и тапочки в номере точно были — ищи не меньше чем четыре звезды. А если тебе лифт жизненно необходим — бронируй номер в пятизвездочной. Там подъемник обязательно будет. Все просто, понятно и удобно. Почему в Благовещенске эту систему не внедряют?

Одна из возможных причин, по словам чиновников, в том, что гостиничный бизнес начал развиваться в Благовещенске лишь после 2000 года.

— До девяностых годов столица Приамурья была закрытым городом, и попасть сюда можно было только по приглашению. Соответственно и большого количества мест для временного проживания не требовалось, — комментирует начальник отдела по туризму министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Эльвира Самарина. — Да и после того, как закрытый режим отменили, большого наплыва гостей в Благовещенске не наблюдалось: туристы приезжали нечасто, основными посетителями гостиниц были командировочные люди. 

Ситуация изменилась в 2000 году: 29 февраля Россия и КНР подписали межправительственное соглашение по безвизовому обмену туристами. После этого в Благовещенске начали останавливаться амурчане и жители соседних регионов, которые отправлялись в Китай.

В то же время из Поднебесной в Приамурье начали прибывать туристы для экскурсий по Благовещенску. Потребность во временном жилье начала расти. Кроме того, первые благовещенские гостиницы перестали удовлетворять клиентов: советские проекты предусматривали маленькие и тесные комнаты. Чтобы остаться на плаву, старые гостиницы начинают реконструкции, объединяя две-три стандартные комнаты в люксовые или номера повышенного комфорта. Если в 2005 году в Приамурье зарегистрировали 58 гостевых домов с общей вместимостью 5239 мест, то к 2010 году количество гостиниц вырастает до 76 единиц, а количество мест при этом падает до четырех тысяч.

Спрос превысит предложение

В последнее время многие благовещенцы с удивлением отмечают появление очередной гостиницы в городе. «Растут как грибы после дождя», — смеются жители. И действительно, количество гостиниц за последние пару лет увеличилось весьма ощутимо. Однако узнать точно количество гостевых домов в Благовещенске АП так и не удалось. Амурстат готов предоставить сводку о количестве гостиниц в целом по области и только до 2010 года. 

В целом же гостиничный бизнес, по сути, предоставлен сам себе: государственных отелей практически не осталось, а чтобы контролировать частников, у муниципальных и областных чиновников нет полномочий. Соответственно и развитием этой сферы заниматься некому.

В этом случае лучшим регулятором цен и стимулом к повышению качества услуг должна была бы выступать конкуренция. Она же, по идее, призвана толкать предпринимателей получать звезды. Однако в Благовещенске из-за развития въездного туризма спрос вот-вот превысит предложение.

— С начала этого года количество китайцев, посетивших Благовещенск, выросло в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, — комментирует Эльвира Самарина. — И по нашим прогнозам, количество туристов из Поднебесной будет расти. Пока мест в гостиницах хватает. Но это только на сегодняшний день. Кроме того, в области понемногу растет и число туристов из других регионов России. А после введения в эксплуатацию таких объектов, как «Золотая миля», Ивановский аэрокосмический музей, музей динозавров и так далее, число гостей увеличится в несколько раз.

Так что говорить о переизбытке гостиниц в Благовещенске пока не приходится. Тем не менее звездная классификация нужна им уже сейчас: возможность легко и быстро выбрать временное жилье — немалое преимущество для путешественников.

Добровольно-непринудительная классификация

 Тем не менее заставить владельца гостиницы пройти процедуру классификации невозможно — это дело добровольное. Поэтому на сегодняшний день лишь три благовещенские гостиницы подтвердили свой статус. Так, «Чурин» имеет четыре звезды, «Зея» — три, «Юбилейная» — две. Остальные гостевые дома чаще всего отговаривались тем, что сертификация — слишком дорогая процедура.

— Действительно, до этого года аккредитованных специалистов нужно было вызывать из Москвы. Это значительно поднимало цену услуги, — говорит руководитель органа по сертификации компании «Экспертно-консалтинговый центр Амур-тест» Анна Воронина. — Однако в этом году наша организация получила право на данный вид работы. В начале года наша организация провела семинар для представителей гостиничного бизнеса. Однако пока ни одна гостиница не подала соответствующее заявление.

Причем стоимость услуг сейчас сравнительно невысока: так, претендующим на три звезды потребуется выложить от 8 до 14 тысяч, «четырехзвездникам» — от 20 до 25. Сумма зависит от количества номеров, объема работы. Сертификация гостевого дома занимает около двух недель.

— Думаю, что в ближайшем будущем владельцы гостиниц осознают преимущества «звезд» и согласятся на сертификацию. Ведь во всем мире гостиница со звездной категорией — гарантия качества предоставляемых услуг, — добавляет Анна Воронина. — Сейчас представителей этого бизнеса пугает не столько цена, сколько тот факт, что по результатам проверки гостинице могут присвоить меньшее количество звезд, чем рассчитывали предприниматели. Но ведь такое решение — не приговор! Предприятие может исправить указанные недочеты и вновь подать заявку на сертификацию гостиницы. И не забывайте, что правила сочиняем не мы — добровольная сертификация осуществляется на основании «Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». 

Конечно же, подобная классификация совсем невыгодна для некоторых предпринимателей. Если гостиница получит две или даже одну звезду, ставить цену за номер на уровне трехзвездочной гостиницы у них уже не получится. Зато клиенты смогут выбирать себе место временного проживания не по рекламным буклетам, а на основе заключения независимой экспертизы.

«Подтверждение классификации — не катастрофа»
Некоторые гостиницы уже сейчас признают преимущества звезд. Например, «Славянская» — новичок на рынке гостиничных услуг. Организация начала работать с января этого года. Однако руководство гостиницы уже сейчас готовит документы для подтверждения своей категории. 
«Наша гостиница — классический пример семейного дела, — рассказывает маркетолог «Славянской» Елена Симонова. — Папа лет 15 мечтал построить добротную и уютную гостиницу. Мы долгое время копили средства, изучали рынок, разрабатывали концепцию будущей гостиницы. И в 2010 году начали строительство. Учли все требования к современным местам коллективного пребывания и частные пожелания путешественников». В итоге сегодня вся семья работает на любимое дело. Отец — Василий Симонов — стоит у руля предприятия, жена Елена занимается финансовыми вопросами, а их дочь Ольга занимает должность маркетолога. «На самом деле, если ты действительно заинтересован в клиентах, ты и так будешь делать все для их удобства, — уверена Елена Симонова. — А мы строили нашу гостиницу именно с этим расчетом. Поэтому подтверждение классификации для нас не катастрофа, а рядовая процедура». Пока «Славянская» претендует на три звезды. Однако в будущем Симоновы собираются стать четырехзвездочным отелем.
 
Сколько стоит пожить в Благовещенске:
7—8 тысяч рублей за сутки — гостиница класса люкс
3—5 тысяч рублей за сутки — гостиница бизнес-класса
2—3 тысячи рублей за сутки — гостиница среднего класса
600 рублей —1,5 тысячи рублей за сутки — гостиница экономкласса

Возрастная категория материалов: 18+