Сергей Фролов, по мнению жюри «Амурской осени», стал лучшим актером второго плана.Сергей Фролов, по мнению жюри «Амурской осени», стал лучшим актером второго плана.

Сегодня Сергей Фролов — яркая надежда театральной Москвы. Неудивительно, что он, по мнению жюри «Амурской осени», стал лучшим актером второго плана. Молодой человек поразил судей умением преображаться в своего возрастного героя из пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». Для Фролова это звание почетно, ведь до него роль Кушака играл недосягаемый Евгений Леонов.

Честный театр

— Сергей, вы сейчас работаете в «Другом Театре», расскажите о нем.

— Это замечательное заведение. «Другой Театр» — это дочерний проект супермодного и суперпопулярного театра «Квартет И», решившего заняться продвижением на сцену новой (преимущественно российской) драматургии в постановке талантливых молодых режиссеров и в исполнении нового поколения артистов. Я себя прекрасно в нем чувствую. Единственное неудобство — отвечать на вопрос: «А где ты играешь? — Да в другом театре. — Где-где, в каком?» Как-то мы с Пашей Майковым решили обозвать его «Честный театр». Спросили у Яндекса, есть ли еще такие названия. И нам поисковик выдал четыре ссылки: «Может, вы имели в виду «частный театр»?

— А в государственном, более известном театре у маститых режиссеров поработать не хотите?

— Я, к сожалению, не научился играть за кулисами. Незаменимых артистов — есть, причем лучше не закусывая. Я клоун, поэтому протестую против общества, иногда заигрываюсь. Так безумно люблю театр, что позволяю с ним на ты. Когда выхожу на сцену, получаю адреналин: «А жизнь припрет, что ножку стула ты сыграешь. Горжусь своей профессией, скажу вам, не тая. Дают сыграть мне ножку, трон играю я». Ну вот, впервые «моноложу» на пресс-конференции.

Не мог отказать Епифанцеву

— Вы считаете, что сегодня понятие «антреприза» обесценено. Два стола, три стула и раскрученный медийный актер… Почему вы согласились играть в «Утиной охоте» и даже отправиться с ней на фестиваль?

— Я не мог отказать моему другу Володе Епифанцеву. Мы дружим с 1997 года, хотя учились в разных группах. Если он скажет: давай, все бесплатно сделай — соглашусь не раздумывая. Володя — один из режиссеров, который меня воспитал. Мы с ним периодически чем-то занимались: либо шоу устраивали, либо перфоманс. Из-за нас батька Лукашенко запретил клип группы «Ляпис Трубецкой» «Харе» — из-за пропаганды алкоголизма. К сожалению, в конце клипа не было написано, что за время съемок ни один артист не выпил ни грамма спиртного. Мне тогда Вовка сказал: «Ты должен сыграть свадебную мразь. Ты сможешь!» Я задумался, а кто, но потом решил, что это будет фотограф — до загса пьяный и с видеокамерой. Мы сняли сюжет за пять часов. Но его в Белоруссии не показывают.

Что касается «Утиной охоты», то сначала у меня была другая роль. Потом перебросили на Кушака. Было сложно. Я не видел, как играет Евгений Леонов, запретил себе смотреть фильм «Отпуск в сентябре», хотя там такая палитра артистов, глаз не оторвать. Поражает и история Олега Даля. Его взяли на роль Зилова за полтора года до смерти. Человека в совершенно разбитом состоянии грубо использовали. Просто брали и ставили в кадр. Нас нельзя использовать, артисты настолько ранимы. Они люди, обиженные каждым.

А вообще «Утиная охота» — мой любимый спектакль. Это эстетика СССР. Я коммунист по убеждению, но не марксист и не ленинист. Мне хочется, чтобы все жили, как в раю — голые и без денег (смеется).

— Вам не кажется, что американские режиссеры фильмов «Охотник на оленей» и «Стилет», где охота и рыбалка использовались как отдушина для главного героя, слизали сюжет у Вампилова?

— Нет, они не поймут. Станиславского понять невозможно. Хотя они им восхищаются: «Йес, Станиславский!». Но американцы физические артисты, а мы — душевные. И они не уходят в запой. У них легкий «дринк». Им неведомо, что такое 50 грамм с утра.

— Сергей, расскажите о себе, своей семье.

— Жена — актриса Елизавета Водолазская. Я, чтобы найти ее, далеко не бегал. Сын растет, Михал Сергеевич, ему два года семь месяцев. Назвали в честь Михаила Боярского. Недавно семьей отдыхали на Родосе. Наших там сразу видно по озлобленным и испуганным лицам. Узнавали. Приходилось надевать кепку, очки. Сам я вырос в интеллигентной семье. Папа 25 лет «отсидел», как говорят музыканты, в яме Большого театра, играл на гобоне, резонаторе и английском рожке. Мама — филолог.

Труба зовет

— А вы чем увлекаетесь?

— Сейчас воспитанием сына. 7 лет занимался на гобоне и английском рожке, играл в оркестре комендатуры Московского Кремля. 9 лет пел на клиросе. В школе смешил всех. Учителя говорили: шел бы ты в клоуны, вот и сглазили. А вообще у меня детства не было, я практически не гулял. Музыкой и сейчас иногда разминаюсь. Дома три саксофона, одна труба. Она уже отдана сыну на растерзание. Ходит, дует. Мы играем дуэтом. Миша очень умный, не в папу (смеется). Ему выбирать, кем он станет: священником, музыкантом, актером. Я препятствовать не буду.

 — У вас есть церковное образование?

— Есть. Я пел в разных церквях, но в основном в чудом сохранившемся Бирюлевском храме. У него интересная судьба. Ленин ехал в Горки, и в Бирюлево паровоз застрял. Верующие люди тут же подсуетились и подсунули бумажку, которую завизировала Надежда Крупская. В годы гонений церковь не тронули. Так и стоит между высоток.

Когда я учился в ГИТИСе, то параллельно должен был сдавать экзамены епархиальному собранию на получение сана дьякона. Должен был стать священником. Сорок литургий подряд отслуживал. Но развелся с первой женой. Если бы не развод… Знаете, в моей жизни целая глава есть «если бы».

Охлобыстин — эталон священника

— Какая странная у вас судьба. У нас два таких «святых» артиста — вы и бывший священник Иван Охлобыстин….

— Почему бывший? Для меня он до сих пор отец Иоанн. Канонически с него сан не снят. Он выведен за штат и, не дай бог, в случае войны он может исполнять свои обязанности как священник. Для меня он нынешний эталон молодого священника. Его можно слушать с некоторыми оговорками. Что плохого в том, что он актер. Сегодня лицедейством занимаются все, кому не лень. Сейчас кто может сказать правду? Даже уже не на кухне, а в туалете или ванной комнате и только самому себе перед зеркалом. У нас, у актеров, хоть алиби на этот счет есть. Вы пришли в театр обманываться, я вас обманываю. Вы за это платите денежки.

— У вас такой интересный стиль, я бы назвала курортно-походный: кеды, майка, свитер. Вы так всегда одеваетесь или только в командировках?

— Всегда, я люблю удобную одежду, особенно кеды, хотя спортом не занимаюсь. Театр заменяет. В костюме с белой рубашкой я похож на Хрущева.

— Сергей, какие роли вы бы хотели сыграть?

— Никаких, придут сами. О Гамлете мечтать не надо, Ромео уже сыграл на сцене МХАТа. Только в это никто почему-то не верит. Я не сторонник амплуа. Но я толстый и лысый, самое то быть комиком. Если ты весь спектакль смешишь, а в финале над тобой плачут, или если ты плачешь, а над тобой ржут — это самый смак клоунады, считает мой учитель Марк Захаров. Скоро выйдет сериал с Костей Хабенским о Петре Лещенко. Я играю музыканта. С Костей работать большое счастье: он работяга, прекрасный ремесленник и молчаливый человек. Все держит в себе — а это большое умение.

Люся Гурченко ушла из жизни от избытка чувств

— На «Амурскую осень» я должен был приехать несколько лет назад вместе с Люсей Гурченко. Мы тогда играли в одном спектакле. Но у меня не получилось. Теперь жалею. Поэтому вам о ней расскажу. Десять сумасшедших, прекрасных лет мы провели вместе с Люсей. Божественная женщина, недосягаемая высота.

Она жила только ради зрителей и меня этому учила. Хотя очень переживала, когда пресса ее оскорбляла. Как-то в одной желтой газете написали, что ее муж Сенин каждое утро ходит на рынок за свежим молочком и яичками. Ведь Людмила Марковна с детства любит омлет. Я прихожу к Гурченко, она плачет, трясет газетой. «Хоть бы сначала узнали, что я любила в детстве, — переживала Люся, — я пела на вокзале Харькова для военнопленных, я выступала в развернутом госпитале за корочку хлеба!»

Всю жизнь Люся была человеком скромным. Замашек звезды я в ней никогда не видел. Она была моей защитой и опорой. У Люси был перелом бедренной кости. С такой травмой живут. Она упала перед подъездом дома. Печально неожиданно. Две недели передвигалась по дому и уже шла на поправку.

Ушла она из жизни от избытка чувств. Она вместе с мужем Сергеем Сениным смотрела фильм, который сняли на киевской киностудии. Там Люся давала проникновенное интервью. И пела в образе Эдит Пиаф под песню Земфиры «Пожалуйста, не уходи». Клип был так смонтирован, что с ней в кадре были Андрей Миронов, Олег Янковский, Евгений Евстигнеев. Все живые, смеются, разговаривают друг с другом.

А через час мне позвонили и сказали, что Люся умерла. Наверное, поняла, что все в этой жизни сделала. Ушла во время просмотра легко, красиво, как подобает великой актрисе. Да она и не заслужила мучений. На ней не было грехов.

Возрастная категория материалов: 18+