• 4334 (на 1484 больше, чем в прошлом) головы племенного скота закупили амурские аграрии в этом году.

ДОРОГИЕ КИЛОГРАММЫ

— Сергей Игоревич, СМИ часто пишут об успехах растениеводов. Урожаи сои, гречихи, кукурузы — это все отлично. Но ведь среди аграриев есть и те, кто производит молоко и мясо. Однако о них вспоминают гораздо реже.

— Это не так, хотя ни для кого не секрет, что животноводство в области сегодня развито гораздо меньше растениеводства. Немало аграриев, которые им занимаются, получают больше убытков, чем прибыли. Поэтому пока глупо говорить о каких-то невероятных достижениях животноводов. Но если еще несколько лет назад эта сфера вообще находилась в зачаточном состоянии, то уже сегодня мы можем говорить: животноводство медленно, но верно движется вперед.

— Но финансовые вливания в эту отрасль весьма значительные. Например, в прошлом году на поддержку таким фермерам выделили более 260 миллионов рублей, и я говорю сейчас только о прямом субсидировании. Почему же до сих пор животноводство для многих сельхозпроизводителей остается нерентабельным?

— Так рентабельность от чего зависит? От себестоимости продукции. Если у наших производителей она зашкаливает за 150, а то и 200 рублей, а импортное блочное мясо стоит всего 120, что будут закупать наши переработчики? Ну а если нет рынка сбыта — не будет и развития.

— И как же снизить цену?

— Первое — это современное, низкозатратное, техническое содержание.

Второе — одна из самых главных составляющих — это корма. 30% основных затрат составляют именно они. А значит, для стабильного развития животноводства нам нужна хорошая кормовая база. Следовательно, животноводы во многом зависят от растениеводов. И выход есть — это новые кормовые культуры, такие как люцерна, другие бобовые, сорго, суданская трава и, конечно, кукуруза. Как я уже говорил (в интервью в АП за 29 ноября. — Прим. ред.), эта культура может стать настоящей палочкой-выручалочкой. Она займет не так много площади, но благодаря высокой урожайности и тому, что обладает высокой обменной энергией, позволит успешно развивать животноводство.

Еще одно обязательное условие — это грамотный маркетинг, товарный вид продукции. Мясо нужно не только произвести, но и продать. А значит, нужна современная переработка, новые виды конкурентоспособных продуктов, упаковка. Не огромные замороженные куски мяса, а охлажденка на подложке и другие современные виды мясного товара.

— Это и есть основная задача?

— Не только. Задача — создание современного индустриального мясного кластера, включающего в себя и переработку. Кроме этого, наращивание племенного ядра как для мясного, так и для молочного животноводства. Чтобы мы могли не только завозить животных, но и самостоятельно их разводить. И эта работа ведется. Только в этом году хозяйства Приамурья приобрели в общей сложности более 4000 голов племенного скота — это герефорды, абердин-ангусы и шароле по мясным породам, черно-пестрые и красно-пестрые молочные породы. Причем половину стоимости за животных возместило государство. Наша задача — снижать себестоимость мяса. Следовательно, нужно развивать и технологии низкозатратного животноводства.

ПОПУЛЯРНОЕ МОЛОКО

— Хорошо, с мясным скотоводством все понятно. А как обстоят дела у молочников?

— Тоже есть проблемы, но все-таки здесь у нас есть определенная сырьевая база и потенциал, имеются предприятия переработки и рынок сбыта, причем не только в Амурской области. Нашу молочную продукцию покупают в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях, в Еврейской автономной области. В таких условиях молочное животноводство развивается, и развивается неплохо. Последние несколько лет перед нами стоит задача — открывать не менее одной молочной фермы в год. Я сейчас говорю про фермы с мощностью от 600 голов дойного стада. Но самое оптимальное — 1200 дойных коров. В планах также расширение линейки продукции, которую выпускают наши молочники. В общем, тут работы тоже хватает.

— Однако амурские фермеры занимаются не только коровами. Как обстоят дела у свиноводов, птицеводов и какие еще направления животноводства популярны сегодня среди аграриев?

— Как показывает практика, при существующей у нас системе экономически, технологически, в части ветеринарного обеспечения выгоден только один вариант — мощные централизованные свинокомплексы. Но главная мечта — создание современного производства мощностью от 50 тысяч тонн. В этом направлении мы и работаем — модернизируем существующие фермы и занимаемся разработкой и внедрением новых.

Птицеводство в области представлено «Амурским бройлером». Это предприятие весьма успешно работает, его продукцию с удовольствием покупают амурчане. Руководство сегодня использует современные технологии на производстве, но останавливаться на этом они не собираются. Планируется серьезная модернизация оборудования для того, чтобы расширить линейку товара.

Есть у нас и коневоды, овцеводы и пчеловоды, и даже оленеводы. Сегодня есть интересный проект козоводческой фермы. Это довольно перспективная идея, поскольку козье молоко считается очень полезным, а с учетом его популярности имеется определенный рынок сбыта. Обычно такие проекты больше связаны с национальными традициями. Один из вариантов поддержки таких проектов — как раз семейные фермы. Дело в том, что раньше созданию подобных хозяйств мешала необходимость брать кредит. А банки предпочитали не связываться с такой категорией аграриев. Но в этом году руководство страны смогло решить эту проблему за счет грантовой поддержки. В этом году у нас появилось уже девять семейных ферм, и в следующем году предполагаем открытие не меньшего количества. Желающие есть.

ДЕНЬГИ НА ПОДДЕРЖКУ

— Кстати, о поддержке. Со следующего года в связи со вступлением в ВТО меры господдержки аграриев изменятся. Что теперь ждет сельхозпроизводителей?

— Как я уже говорил, одним из существенных изменений станет гектарная поддержка. Предварительная сумма составит около 230 рублей на гектар. Эти деньги фермер тратит на то, что считает нужным. Сейчас специалисты готовят бумаги, чтобы к началу весны амурские аграрии уже могли начать ею пользоваться. Далее это территориальный коэффициент, который будет дифференцировать размеры государственной поддержки в зависимости от природно-климатических особенностей.

Кроме того, остаются лизинговые программы — мы продолжим помогать аграриям покупать сельхозтехнику и модернизировать оборудование. Есть у нас и специализированные субсидии, а также гранты для животноводов. Например, «молочная» поддержка. Для этой категории фермеров разработана отдельная программа субсидирования. Однако есть одно «но»: получать ее смогут те, кто производит молоко высшего или первого сорта. С одной стороны, это тяжеловато, не все амурские производители дотягивают до такого уровня. С другой — это стимул для них расти вверх.

Также значительная часть средств будет пущена на строительство инфраструктуры. И это не только фермы, кластеры и перерабатывающие комбинаты. В первую очередь это социальное развитие села. Пока в наших деревнях не будет нормальных школ, садиков, сельских клубов, хороших дорог и качественного жилья — желающих стать аграриями так и не будет хватать. Поэтому наша задача обеспечить не только современные условия работы сельхозработникам, но и достойные условия жизни.

 ЛИШЬ 8% РАСТЕНИЕВОДОВ СТРАХУЕТ СВОЙ УРОЖАЙ

В большинстве стран мира главной защитой от непогоды у аграриев является страхование будущего урожая. На Западе такая страховка вообще является обязательной. Однако у амурских сельхозпроизводителей такая страховка не в чести.

— В Приамурье свой урожай страхует около восьми процентов амурских сельхозпроизводителей. В целом по России показатель примерно такой же, — комментирует Сергей Вологдин. — Это связано с тем, что отечественная система страхования далека от совершенства. И во многих случаях страховщики находят пути, чтобы не выплачивать компенсацию в случае неурожая. Сейчас в правительстве России обсуждаются меры модернизации системы страхования.

30% амурчан — жители села, из них 13 тысяч человек трудится в коллективных хозяйствах.

Строительство жилья для аграриев в селах (тыс. кв. м)

2011 г. — 15

2012 г. — 17

2013 г. — 22

Новая сельхозтехника на амурских полях

2010 г. — 253 комбайна

2011 г. — 231 комбайн

2012 г. — 230 комбайнов

Продукция собственного производства в Приамурье

Молоко — 80%

Картофель, овощи — 98%

Мясо — 59%

***

Сергей Вологдин, министр сельского хозяйства Амурской области: 

Дорогие труженики села!

От всей души поздравляю всех, кто пашет, сеет, жнет, выращивает и производит, тем самым вкладывает свои силы, здоровье, ум, талант и в целом свою душу в очень важное дело!

Желаю вам счастья, семейного благополучия, здоровья для всех и для каждого, а также производственных успехов, удач и, конечно, богатых и щедрых урожаев!

Надеюсь, что наступит время, когда природные катаклизмы не будут нам страшны благодаря новым технологиям и модернизации, пришедшей на амурские поля. Верю, что люди будут полноценно работать и хорошо отдыхать, а безнадега и уныние навсегда уйдут из сел. Ради этого мы все работаем, и думаю, что все у нас получится!