Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №132 (28751) от 16 ноября 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
20 ноября 2018,
вторник

Два часа на подвиг

В юбилей гражданской авиации авиаторы вспоминают былое

Общество

«Техника есть техника — периодически отказывает», — по-философски мудро и спокойно рассуждает начальник службы авиационной безопасности аэропорта Благовещенск, а в прошлом опытный пилот Андрей Коннов. В его наградном архиве есть орден «За личное мужество», который он получил из рук первого и последнего Президента СССР Михаила Горбачева. Выдержка и профессионализм экипажа Як-40, которым командовал Андрей Алексеевич, позволили уберечь лайнер от крушения и спасти десятки человеческих жизней. В преддверии профессионального праздника опытный авиатор встретился с корреспондентами АП.

  • Орден «За личное мужество» Андрей Коннов получил из рук Президента СССР Михаила Горбачева.
  • О мужестве экипажа Коннова писали все главные газеты страны.

Выпускник Бугурусланского летного училища, что в Оренбуржье, получил направление в Киргизское управление гражданской авиации. 17 лет он бороздил небо над Средней Азией. За это время в летной практике случалось всякое. Однажды перед очередным вылетом на лайнере загорелся пусковой двигатель — пожар успешно ликвидировали. Но у авиаторов есть примета: случилась нестандартная ситуация — бери отпуск, иначе может сработать так называемый «закон парности». У Коннова тогда взять отпуск не получилось. А через некоторое время судьба преподнесла еще один летный «сюрприз». Вот и не верь после этого в приметы!

Случилось это в августе 1989-го.

Як-40 выполнял рейс из курортного города Пржевальска, что на озере Иссык-Куль, в аэропорт Манас города Фрунзе. Во время снижения, при пересечении высоты 7 тысяч метров, на лайнере произошел взрыв. Взорвался гидроаккумулятор — и вся гидрожидкость вылетела в разряженное пространство. Но это выяснится позже, уже на земле.

— Мы летели прямо на солнце, — вспоминает Андрей Алексеевич. — Яркие лучи слепили глаза, поэтому мы не сразу заметили загоревшееся табло, сигнализирующее об отказе какой-то системы. Но сразу это почувствовали. Отказало управление стабилизатором, отключился автопилот, самолет стал «клевать» носом. Пришлось взять лайнер на руки — пилотировать вручную.

При снижении, когда самолет движется по установленной траектории, эта мера практически безопасна, пояснил опытный пилот. Совсем другое дело, когда самолет надо вывести в горизонтальное положение, притом что стабилизатор уведен на пикирование. У командира корабля немели руки от напряжения. Поэтому штурвал держали по очереди со вторым пилотом. Еще и бортмеханик помогал. Но это еще было, как говорится, полбеды.

По прибытии к аэродрому выяснилось, что невозможно выпустить шасси. Первый заход на посадку, второй, третий… Все безуспешно — шасси не выпускались ни от основной, ни от аварийной систем. Оставалась единственная возможность приземления — произвести посадку без шасси, прямо на «брюхо». На борту было 40 пассажиров, среди них много пограничников, детей, которые возвращались домой после летних каникул.

Без паники, товарищи!

— Тем же рейсом летел наш коллега — начальник учебно-тренировочного центра города Фрунзе, где проходят переподготовку пилоты, техники, инженеры... Мы вызвали его в кабину и попросили гасить панику, если такая в салоне возникнет, — Андрей Алексеевич задумчиво посмотрел в окно, словно переживая все заново.

Словно предугадав мой вопрос, бывший командир корабля добавил:

— Нервоза никакого не было — все члены экипажа действовали четко, согласно инструкции. Уже позже пришло понимание, что все могло закончиться печально. Но в тот момент я думал только об одном: как более мягко совершить жесткую посадку.

Пока Як-40 кружил в небе, расходуя остатки керосина, чтобы избежать взрыва во время аварийного приземления, внизу крылатую птицу уже поджидали пожарные машины, техническая и скорая медицинская помощь. Но она ни одному из пассажиров не понадобилась. Последний заход, и… лайнер с выключенными двигателями заскользил животом по песчаному арбузному полю, которое тянулось вдоль аэродрома.

Метров через 500 самолет на ходу зацепил крылом бугор, развернулся и застыл под рев тревожных сирен. Перепуганных пассажиров эвакуировали в считанные минуты. Командир корабля Коннов покидал воздушное судно последним, когда салон был уже пуст. Зарытый носом в песок дымящийся борт до сих пор перед его глазами.

— Не считая задымления со стороны шасси, которое пожарные заливали водой из брандспойта, наш Як-40 остался практически невредимым, — заметил пилот. — Когда потом подогнали электрокары с матрасами и подняли самолет, он был в нормальном состоянии, технически годным к эксплуатации. Даже проблесковый маяк, находящийся в нижней части воздушного судна, остался целым.

От Горбачева — орден...

Впереди экипажу предстояли длительные разбирательства, расшифровка «черного ящика», доказывание своей правоты в прокуратуре и бессонные ночи в ожидании окончательного вердикта экспертной комиссии. Он был таков: вины летчиков в аварии нет, причиной взрыва стал производственный дефект, допущенный специалистами завода-изготовителя, когда самолет находился на последнем ремонте.

Гайка на гидроаккумуляторе была затянута не по ГОСТу — резьба не та. Казалось бы, такая мелочь… Но в работе тех, кто связан с авиацией, не может быть мелочей. Любая оплошность может стоить многих жизней. Тот рейс завершился благополучно во многом благодаря профессионализму и мужеству, проявленным летным экипажем в нестандартной аварийной ситуации.

Указом Президента СССР командир корабля Андрей Коннов, второй пилот Александр Настаев и бортовой механик Анатолий Осадчий были награждены орденом «За личное мужество». Это была последняя правительственная награда, учрежденная перед распадом Союза. Первый орден вручили в феврале того самого 1989 года, а Коннов свою пятиконечную золотую звезду с разбегающимися в разные стороны лучами получил в Кремле из рук Президента СССР в мае 1990-го. О профессиональном подвиге экипажа Як-40 тогда написали все главные газеты нашей огромной страны.

— От Горбачева — орден, от министра гражданской авиации — первый класс пилота ГА и знак «Отличник Аэрофлота». И завершающим этапом стала возможность переучивания на Ту-154, — улыбается сегодня начальник службы авиационной безопасности Аэропорта Благовещенск.

В Благовещенский авиаотряд Андрей Алексеевич перевелся из Киргизии уже после двух лет практики пилотирования на Ту-154. Его налет составил более 8 000 часов. Могло быть и больше, если бы в конце 90-х в стране не произошли известные события.

…от перестройки — осадок

— У меня было 20 лет стажа пилотирования. Я хотел и мог отлично летать. И таких высококвалифицированных специалистов в Благовещенском авиаотряде было много. Надо было загружать нас работой и получать хорошую прибыль, но тогдашнее руководство области посчитало, что лучше пользоваться услугами авиакомпаний из других регионов. Все самолеты были распроданы, опытные экипажи остались без любимого дела, — в голосе Андрея Коннова чувствовался осадок горечи.

Сегодня, по словам авиапрофи, количество курсантов, выпускаемых летными училищами, не удовлетворяет кадровый спрос авиационных компаний. Некому водить большие самолеты. Людей берут чуть ли не с дельтапланов и потом уже на месте доучивают. Неудивительно, что в выводах экспертов о причинах многочисленных авиакатастроф на территории России все чаще указывается пресловутый «человеческий фактор».

Главный по безопасности

В отрыве от неба Андрей Алексеевич живет уже 13 лет. Сначала был начальником СНШОП — службы наземного штурманского обеспечения полетов, проще говоря, старшим штурманом аэропорта. Консультировал экипажи лайнеров, прибывающих и убывающих из Благовещенска, промежуточных транзитных рейсов, проверял их знания по аэродромам вылета и посадки, давал добро на полет. Уже три года Коннов возглавляет службу авиационной безопасности Аэропорта Благовещенск.

— Вот мы сидим сейчас с вами, разговариваем, казалось бы, рейсов сегодня больше не предвидится, пассажиров нет, в аэропорту все замерло. Но это впечатление обманчиво. За вами постоянно ведется наблюдение. От внимания наших сотрудников ничего не уйдет — ни одна мелочь, — со знанием дела заметил главный по безопасности аэропорта.

И такому надежному человеку хочется верить.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Орден «За личное мужество» Андрей Коннов получил из рук Президента СССР Михаила Горбачева.Орден «За личное мужество» Андрей Коннов получил из рук Президента СССР Михаила Горбачева.О мужестве экипажа Коннова писали все главные газеты страны.О мужестве экипажа Коннова писали все главные газеты страны.

Фото: Иван Белозеров

«Фантастические твари» обошли в благовещенском кинопрокате Фредди Меркьюри и снежного человекаКино
Медики Юкталей вновь подняли вопрос об уходе от РЖД к региональному минздравуОбщество
Благовещенские артисты и школьники собрали более 50 тысяч рублей для больных детейПоможем вместе
Гороскоп на 19 ноября: Раков от урагана эмоций спасет выдержка, а Львов заманит шумная компанияСоветы
Катки в Белогорске откроются с 1 декабряОбщество
Амурчанин устроил аварию на аэропортовской трассе во ВладивостокеПроисшествия

Читать все новости

http://fartov.org/

Общество

В Амурской области формируют новый реестр обманутых дольщиков В Амурской области формируют новый реестр обманутых дольщиков
Медики Юкталей вновь подняли вопрос об уходе от РЖД к региональному минздраву
Перевернутый мир
На месте расстрела: корреспонденты АП обнаружили новые кости на Нагорной в Благовещенске
Кузница для олимпийцев: старейшая спортивная школа Приамурья готовится к юбилею
Система Orphus