Ехала на месяц, осталась на полгода 

После окончания школы надо было куда-то поступать. Я изначально хотела получать образование на английском языке. Ехать в Штаты было дорого, и я начала искать другие варианты. При этом я думала о том, чтобы когда-нибудь открыть свою студию танцев, поэтому я решила поступить на специальности «бизнес» или «администрация», чтобы знать, как это все работает и параллельно заниматься танцами. Я нашла такой университет в Шанхае.

В штате студии Sinostage я одна иностранка. Это целая история, как я туда попала. Я окончила университет, танцевала в Шанхае и ездила в Чэнду, где находится эта студия, на мастер-классы по хип-хоп-хореографии. Там познакомилась с девушкой по имени Коко.  Она китаянка, замужем за американцем из Флориды. Мы начали общаться, стали подругами. Когда пришло время после учебы искать работу, подруга написала, что у них есть студия и им нужен иностранный педагог.

Я раздумывала над этим предложением. Тяжело было решиться. Родители поддерживают то, что я танцую, но они думали, что я пойду на какую-нибудь серьезную работу. Но я считаю: что меня сама судьба ведет, подталкивает к танцам, потому что постоянно что-то происходит, что я опять начинаю танцевать. Я приехала в Чэнду на месяц попробовать и осталась в итоге на полгода.

О пунктуальности и решении проблем

Языковых трудностей в работе нет: почти все коллеги разговаривают на английском, а я знаю китайский. Но есть сложности, возникающие из-за разных культур, разного воспитания. Например, китайцы непунктуальны. Если они говорят: «Начнем в 9 часов вечера» — на деле начинаем в 22.30. И это не изменить, они так воспитаны, для них это нормально. Если у нас проходит собрание, оно растягивается до трех часов. Они могут говорить на одну и ту же тему полтора часа.

Или, например, если у нас возникает какая-то проблема, мы идем и сразу разговариваем. У них же надо неделю походить вокруг да около, обработать  человека и только потом в очень культурной манере довести до него, что тебе надо. Но при этом надо сказать: это не ты что-то плохое сделал, просто создалась такая ситуация. Однажды бос студии, моя подруга, мне говорит: слушай, я понять не могу, ведь я знаю, какой ты человек, но некоторые работники мне жалуются: «Саша грубо общается». Мы начинаем разбираться, и оказывается, что им не понравилось, что я сразу перехожу к проблеме. Сейчас-то я их уже понимаю. 

Хип-хоп как самовыражение 

Когда я приехала в Sinostage, я увидела, сколько люди знают и понимают в своем деле. Китайские хореографы очень трудолюбивы и не бросают начатое дело на середине, как это часто делаем мы. Когда они танцуют, они мало вкладывают эмоций, но очень много физических сил. В этом плане мы очень разные. Мои движения мягче, чем у них. Их движения очень точные, они  вкладывают в них много силы. Я тоже вкладываю силу, но при этом они удивляются: «Ну как ты так танцуешь? Объясни!» Это мое внутреннее ощущение, мои эмоции. Сейчас, когда мы приглашаем американских хореографов на мастер-классы, они начинают понимать, но им все равно трудно открыться.

На хип-хоп в Китае большее влияние оказывает Япония. Когда у них начал зарождаться этот стиль, они приглашали японских танцоров. Только сейчас у них пришло время влияния Штатов.

Мне кажется, хип-хоп привлекает китайцев возможностью самореализоваться. Когда я им рассказываю о своем детстве, они говорят: «Как же тебе повезло!» Их детство — это учеба — дом, одинаковая форма, обязанность бесприкословно слушать учителей и родителей. Когда у них появилась эта культура, у очень многих моих китайских друзей родители были против их увлечения, вроде «ты идешь против культуры».  Это сейчас хип-хоп выходит на более-менее высокий уровень — это становится модно, популярно, люди начинают это понимать.

Язык танца 

У нас получается своеобразный обмен: я беру у них, они — у меня. Что касается языка: когда я приехала в Шанхай, я по-китайски не говорила вообще. Я начала учить его уже в Шанхае и танцоры, с которыми я там танцевала, не говорили по-английски. Однако каким-то образом мы постоянно тренировались вместе. Мы друг друга учили: завели блокноты, они писали мне, как надо говорить по-китайски, а я писала, как это на английском. Обмен танцевальный, языковой многое дает, развивает тебя как личность.

Чтобы танцевать хип-хоп, нужна база. На российскую основу он, мне кажется, ложится. Ведь у нас развит балет, джаз, современный танец. В основном люди приходят в хип-хоп из классического танца.  По сравнению с американскими танцорами, мне кажется, нам не хватает фантазии. Это в основном проявляется, когда мы делаем хип-хоп-хореографию. У них есть оригинальность. Это естественно, ведь это изначально их культура. Но за границей есть много российских танцоров, они ценятся, особенно из Новосибирска…

На работе — об отдыхе, на отдыхе — о работе 

Свободного времени не хватает, потому что мы сейчас стараемся продвинуть нашу студию. Иногда я должна преподавать по 40 классов в месяц, плюс репетиция с командой. Тренировки каждый день с 21.30 до 23.30. Я, конечно, это люблю, но с другой стороны от этого очень сильно устаешь. Иногда думаю: «Господи, хоть бы один день выходной!» У меня есть такой выходной, и в этот день я думаю: «Как же хочется на работу!»

В Благовещенске хип-хоп не востребован 

Я начала заниматься танцами с 6 лет. Родители привели меня в филармонию, там есть коллектив «Дэфи», они занимаются классическими танцами. Я очень хотела танцевать. Я была упитанным ребенком, но я умела все: садилась на шпагат, слушала хорошую музыку, поэтому меня сразу взяли. Для меня танцы — это все! Я там жила…

Хип-хопом я увлеклась в 16. Был такой проект «Юнидэнс», они к нам приезжали. Они запустили рекламу, что набирают людей, которые хотят танцевать, обещали месяц обучения и преподавателей из Москвы. Так все красиво было описано, но на деле все оказалось немного не так. На этом танцевальном проекте меня совершенно не научили никакой хип-хоп-базе, нам просто давали хип-хоп-хореографию.

В итоге мы начали сами тренироваться, хотя было сложно. Мы ездили в Хабаровск, там было большое хип-хоп-движение. Они начали развиваться раньше, хотя мы рядом живем. Когда мне было 17 лет, я и моя подруга сделали мастер-классы двух педагогов из Хабаровска. Они приехали сюда на четыре дня. Мы сами все организовали, было трудно, но мы были нацелены на то, чтобы развить в городе хип-хоп.

К сожалению, из Благовещенска хореографы уехали. Это очень большая проблема, потому что хип-хоп стал невостребованным у нас в городе. Те, кто танцевал и кто хотел развиваться, уехали в Новосибирск, Владивосток… А в мире интерес к хип-хопу возрастает.

Я приезжала в Благовещенск преподавать три раза. Первые два раза я приезжала для Dance Craft, где я танцевала, и в этот раз — для «Трафика». Они начали развивать хип-хоп как одно из направлений.  

Я начинала как фристайл-танцор, когда ты танцуешь один. Когда я приехала в Китай, мне стал интересен хип-хоп как хореографическое направление: когда ты делаешь  комбинации, связки и ставишь номера. Студия, где я работаю, фокусируется на том, чтобы ставить номера.

Для меня хип-хоп — это уже образ жизни, это люди, которые меня окружают, это музыка, которую я слушаю, часть меня.

Полную версию беседы с Александрой Донских смотрите в видеоинтервью на сайте АП.