Первая мировая

— Предреволюционная Россия 1915—1917 годов славилась своей самобытной модой, прежде всего — женскими шляпами. Дамы носили достаточно объемные прически, и шляпы укреплялись специальными булавками, которые достигали 20 сантиметров. В случае нападения женщина вытаскивала ее из шляпки и защищалась как рапирой. Уникальным экспонатом является русская сумочка, вышитая в 1917 году бисером, есть несколько платьев дореволюционного периода, принадлежавших знатным дамам. А вообще, найти русские вещи того времени непросто. Потому что Советский Союз не славился обилием тканей, и все хорошие дореволюционные вещи перелицовывались и перешивались последующими поколениями.

НЭП

— После революции многие модники либо погибли в трясине гражданской войны, либо эмигрировали за границу. Но появился новый класс модниц — эпохи НЭПа. Это были жены торговцев, артельщиков, владельцев маленьких ресторанчиков, ателье. В то время был популярен стиль арт-деко. Эпоха НЭПа знаменита тем, что было налажено производство валенок — это была единственная альтернатива кожаной обуви. Интересны шляпы — они называются клош.

В те годы были трудности с тканями. Большевики перестали изготавливать текстиль, а тот, что делали, шел на нужды армии. Все остальные обходились тем, что находили в сундуках — старый шелк, шифон. В моей коллекции особенное место занимает платье, украшенное мехом… кошки. То, что это мех кошки, мне подтвердил зоолог. В СССР в 20‑е годы на пике моды были шали с бахромой. Их привозили из‑за рубежа и продавали в единственном магазине за боны.

 

Сталинская эпоха

— Сталинское руководство мечтало одеть всю страну, используя самые простые и недорогие ткани. Поэтому в моде обувь не из кожи, а из дешевой парусины. Для шляп использовался уже не фетр, а соломка. Подвенечные платья — особый раздел советской моды. До 1929 года венчаться в церкви было можно. После 1929‑го — запрещено. Поэтому подвенечные платья вернулись только в 60‑х, при Хрущеве. То есть в 30‑е, 40‑е, 50‑е годы белых подвенечных платьев не шили. Сталинская мода славится невзрачными цветами. В это время считалось неприличным выделяться за счет одежды. Эта привилегия была лишь у балерин, певиц, кинозвезд. Например, Любовь Орлова была единственной советской актрисой, которая имела личное разрешение от Сталина закупаться за границей, ей даже было позволено летать в Париж за перчатками!

Мешковину на подиум

— В эпоху 90‑х с тканями было очень тяжело — многие российские модельеры использовали даже мешковину для картошки и оберточную ткань с почты! Но в это же время появляются и отечественные меховщики. В моей коллекции есть даже красная шубка — модель 90‑х годов. В основном их любили интердевочки, это очень шикарно: красная шуба с золотыми пуговицами. Вообще, в 90 годы все красное с «голдой» считалось очень модным — особенно если у мужчины на шее была золотая цепь! Одной из самых элегантных дам в российском кино считалась Клара Лучко. В свое время ее дочь Оксана передала мне большую часть ее гардероба. Многие ее платья, сшитые в начале 90‑х, созданы явно в западной стилистике — под влиянием сериалов.

Коллекционировать костюмы разных исторических эпох — трудное дело, но куда бы я ни приехал, местные жители несут мне в дар вещи, которые много лет хранились в их семьях. Недавно мне принесли платье, сшитое вручную в 1920-годах в… Якутии! Это настоящий шедевр!

Военное время

— В военное время СССР перенес огромные лишения. Но даже в это время девушки интересовались модой. И в это время у них появилась возможность получить трофейную чехословацкую сумочку, немецкий журнал моды, иностранные флаконы духов, добротную и красивую обувь. Новинкой сезона в 40‑е была обувь на платформе — правда, недоступная для большинства. У меня есть платье, которое было сшито для жены маршала Советского Союза Малиновского. В ту пору она находилась в Хабаровске. И в годы войны местная портниха из китайского шелка сшила ей это платье. В тылу были распространены и вещи, которые стали поставлять в СССР с 1943 года по линии Красного Креста. Одежду секонд-хенд в эвакуации раздавали по школам, предприятиям, институтам.

После войны

— После войны появились возможности контакта с европейской модой — через журналы, которые пришли из Германии, а также через трофеи, привезенные с фронта. Появилось огромное количество импортных тканей — нецмецких, чешских, венгерских. И особенно ценно платье с ручной росписью, сшитое во время войны в Германии. Времени на вышивку тогда не было, и оно расписано красками. А вот шубка, которая надета сверху, сделана из меха орангутанга. Эта удивительная вещь 30—40 годов, которая досталась балерине Лепешинской. В эту пору в моде были всякие меха. Но чернобурка била все рекорды. Иметь жакетку из трофейной чернобурки было мечтой каждой советской модницы. Но одевались в эти меха в основном жены генералов, офицеров.

Оттепель

— В конце 40‑х годов в Москве открылся «Общесоюзный дом моделей». Тогда там были хорошие портнихи, вышивальщицы, целый штат манекенщиц. Но над коллекцией работали всем коллективом, и в итоге выходило — «кто в лес, кто по дрова». При этом им запрещалось смотреть западные журналы мод. И лишь при Хрущеве модельерам разрешили делать черно-белые копии с иностранного журнала «Элль». Мода 60‑х знаменита мини. Женщин в коротких платьях не пускали ни в институты, ни в театры, ни в рестораны. А когда в моду вошли брючные костюмы — не пускали и в брючных костюмах. Потом с мини смирились и позволяли приходить в мини, но без брюк. То есть снимайте брюки и оставайтесь в мини-тунике. Это странное ограничение, но для СССР оно было очень типично.

Время хиппи

— В 70‑е в СССР ворвалось движение хиппи. Пришло оно к нам через Польшу и Прибалтику. Многие стали носить расклешенные джинсы, чаще всего индийского происхождения, потому что американские достать было нельзя. Но желание иметь длинные волосы, носить цветные рубашки и самодельные сумки-торбы были верхом мечтаний. В 70‑е самым главным аксессуаром модниц был янтарь. Вообще в эпоху хиппи в моде были только природные ткани, материалы, цвета. Поэтому оттенки бежевого, золотистого, охристого, янтарного считались самыми важными. В моде был лен. И рукодельные модницы даже шили платья из льняных полотенец! А вот моду на штапель ввел в 70‑е Вячеслав Зайцев. В 70‑е годы новинкой из материалов стал кримплен. И был момент, когда кримпленовые вещи ценились много больше, чем вещи из натуральных тканей.

«До свиданья, наш ласковый Миша!»

— 80‑е годы — это, конечно же, Олимпиада. У меня есть очень ценное платье Татьяны Анциферовой, в котором она на «Олимпиаде-80» в Москве спела песню «До свиданья, наш ласковый Миша». В моде тогда была пластмасса и все очень энергичное и яркое — например, «химические» цвета в одежде и обуви. Помните, как героиня скандального фильма «Маленькая Вера» хвалится, что у нее все из пластмассы? Очень популярны сочетания красного и черного. Макияж у женщин — настоящий «боевой раскрас», считалось, что это очень красиво. Многие модельеры стремились привнести в коллекции что‑то отечественное, российское — например боярский стиль.

 

Амурский fashion-стилист Валерия Двухреченская в соавторстве с коллегой Юлией Коломыцыной запустила собственный проект о моде и стиле — сайт stylematters.ru. Это обзоры модных тенденций, советы по стилю, рассказы о путешествиях, интервью с интересными людьми Благовещенска и идеи для вдохновения.