– Село Усть-Нюкжа и бамовский поселок Юктали разделяет полноводная река Нюкжа, – отметила глава Тындинского района Тамара Лысакова. – Мостовых переходов здесь никогда не было. Сообщение между поселениями в теплое время года осуществлялось на лодках, а зимой по ледовой переправе. Самый сложный для усть-нюкжинцев период – весна и осень. Во время шуги и ледостава связь с «большой землей» практически прекращалась.

В районной администрации приняли решение исправить эту ситуацию, так как отсутствие сообщения между поселками угрожает здоровью и жизни населения. Тем более в Усть-Нюкже нет полноценного лечебного учреждения, а многие жители села работают в соседнем поселке Юктали.

В годы строительства БАМа эвенки выступали категорически против возведения автомобильного моста через реку, чтобы сохранить самобытность своей культуры. Проведенный недавно опрос показал, что жители Усть-Нюкжи уже не против этой идеи, но речь о строительстве моста не идет в связи с дороговизной проекта. 

– Судно на воздушной подушке просто необходимо, особенно для экстренных случаев и как спасательное средство, – отмечает глава Усть-Нюкжи Алексей Мельников. – Ледовая переправа будет работать до пятого апреля, а ледоход обычно проходит в начале мая. Получается, что целый месяц перебираться через реку будет проблематично. Дорога из Усть-Нюкжи в Юктали на автомобиле занимает всего 10–12 минут. Летом работает лодочная переправа, людей перевозит четырехместная моторная лодка, которую тоже не мешало бы обновить на более надежную.

Местные власти отмечают, что пума начнет ходить уже этой осенью. Она сможет за раз перевезти до пяти человек. Судно сможет передвигаться как по воде, снегу, так и по торосам, по рекам во время ледохода, по мелководью, каменистым берегам и горным рекам.

Житель Усть-Нюкжи Алексей Трынкин уже пять лет трудится в Юкталинской дистанции пути. Дорога из дома до железнодорожной станции Юктали у него занимает 50 минут пешком.

– Когда на реке начнется ледоход, придется взять дни за свой счет и ждать, пока река не очистится ото льда, – рассказывает Алексей. – А когда езжу в отпуск, реку приходится переплывать дважды. С разъезда Марихта на оленях почти неделю добираюсь до стойбища, где живет семья моей младшей сестры. Дома я целый месяц рыбачу и охочусь в тайге на соболей.

Сегодня в самом северном в Приамурье селе проживают около 600 человек, преимущественно эвенки. Созданную в 1951 году звероферму, где выращивали соболей, черно-бурых лисиц и песцов закрыли в конце 90-х прошлого века. Родовые общины эвенков занимаются оленеводством, общая численность оленей составляет около 2 500 голов.

Возрастная категория материалов: 18+