Фото: Архив АПФото: Архив АП

Проблемы импорта

— Это только кажется, что до Китая рукой подать, тот берег с нашего виден. А груз, бывает, по неделе ждать приходится, — делится наболевшим владелец еще одной благовещенской компании по продаже китайской крупногабаритной техники. — С мая по октябрь мы технику перевозим на баржах. А она полупустой не поедет. Приходится ждать, пока заполнится. Сами знаете, какая у нас сейчас ситуация в стране: обороты падают, из КНР сегодня меньше намного вывозят. Вот и ждем по нескольку дней свой груз.

Впрочем, зимой, когда тяжелые машины едут своим ходом, ситуация тоже далека от идеальной. «Сначала ждем, пока лед станет крепким, а это далеко не один день. И все равно, пока едет, волнуешься, что техника провалится — были случаи, — продолжает предприниматель. — С понтонной переправой получше стало, но у нее тоже есть свои ограничения».

18,8

миллиарда рублей — предварительная стоимость моста через Амур

Аналогичные доводы приводят и  другие участники внешнеэкономической деятельности. Если размеры экономической выгоды бизнесмены просчитывать пока не берутся, то во временной уверены все.

— Вообще плата за перевозку сегодня невелика по сравнению с другими затратами — госпошлины, НДС. Поэтому ценовой вопрос у нас стоит не столь остро. Плюс учтите, что мост — предприятие коммерческое, траты на его строительство нужно будет компенсировать ценой за переход, — комментирует сотрудник еще одной компании-импортера из Поднебесной, также попросивший не озвучивать его имени. — Но с другой стороны, не думаю, что это будет дороже сегодняшних расценок на переправу. Все же проект под патронажем наших чиновников создается, не думаю, что они позволят завысить ценник.

Кстати, по прогнозам авторов проекта, стоимость перевозки грузов по мосту должна быть не только не выше, но в перспективе даже ниже существующих сегодня. Добиваться этого собираются за счет увеличения объема перевозок.

Строительство автомобильного моста через Амур, который соединит государства в районе Каникургана и деревни Чанфатунь, планируется начать этим летом. Ввод в эксплуатацию — в 2019 году.

Надежды экспорта

В мосте заинтересованы не только импортеры, но и предприятия, работающие с экспортом в Китай.

— Мост в Китай необходим всем экспортерам, ведь это даст толчок к развитию бизнеса и в целом оживит экономику области, — комментирует депутат, глава «Амурагроцентра» Александр Сарапкин. — В частности, мост актуален для производителей в сфере сельского хозяйства.

По словам Александра Владимировича, в итоге амурские бизнесмены смогут экономить на перевозке грузов как в одну, так и в другую сторону.  «Бесперебойный поток груза, который может обеспечить нам новый, современный мост, позволит увеличить объемы перевозок. А увеличение объемов повлечет за собой снижение себестоимости», — комментирует глава «Амурагроцентра».

Пассажирские перспективы

Власти и бизнес надеются, что переход будет и автомобильным, и пешеходным, и железнодорожным. Ведь изначально межправительственное соглашение   предусматривало именно совмещенный переход.

3

года — срок, за который планируется построить переход

— Конечно, сегодня на таможнях нет такой толпы, как была еще несколько лет назад. Но все же переправа туристов через границу оставляет желать лучшего, — комментируют в туристическом агентстве «Компас». — Насколько сильно отразится появление удобного мостового перехода на пассажиропотоке, спрогнозировать пока невозможно. Все же ведущую роль здесь будет играть курс юаня к рублю. Но тот факт, что мост будет удобнее сегодняшних способов переправы, бесспорен.

Кого ждут таможенные льготы

Каким бы современным и удобным ни был мост, без оперативной работы таможни добиться больших объемов грузоперевозки будет невозможно.

— Конечно же, к моменту окончания строительства моста будет создан и готов к работе пункт пропуска, — комментирует начальник Благовещенской таможни Михаил Сорокин. — Вопрос о численности штата и инфраструктуре будет решаться в 2018 году, ближе к сроку, на который запланировано окончание строительства. Но поскольку процедуры таможенного оформления не изменятся, то и пропускная способность останется такой же. У нас сегодня практически все грузы выпускаются в день поступления. Думаю, на новом пункте пропуска будет так же.

Не меньшее значение, чем сам мост, имеет и примостовая территория, которую создадут в рамках ТОРа «Приамурская». Ведь ее резиденты смогут рассчитывать на льготные условия при ввозе грузов или полное освобождение от всех налогов и пошлин.

— Интерес амурских предпринимателей к этой теме довольно большой, — отмечает  Михаил Владимирович. — В конце марта Дальневосточное таможенное управление проводило видеоконференцию, в которой приняли участие несколько десятков амурских предпринимателей. В основном речь шла о свободном порте Владивосток, в рамках которой звучала и общая информация  о ТОРах. Наших бизнесменов интересовало, что такое свободная зона, как ввозить и вывозить груз в ее рамках, каким образом он облагается пошлинами.

6,5

миллиона тонн груза и 3 миллиона человек — расчетная пропускная способность моста до 2040 года

На конференции подробно объясняли, что необходимо различать два понятия: резидент территории опережающего развития и резидент свободной таможенной зоны. Первые имеют налоговые льготы, закрепленные федеральным законодательством. И таких резидентов будет большинство. Право же на беспошлинный ввоз груза имеют только те резиденты ТОРов, кто заявил процедуру свободной таможенной зоны. В этом случае предприятие полностью освобождается от всех таможенных пошлин и сборов. Обязательное условие: ввезенный таким образом груз может быть использован только на территории ТОРа.

— Преимущество таможенной зоны — возможность ввоза товаров без применения мер нетарифного регулирования технологического и промышленного оборудования, сырья, комплектующих углов и агрегатов, запасных частей, различных видов техники для строительства объектов, — объясняет Михаил Сорокин. — Свободная таможенная зона — это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории ТОР или ее части без уплаты таможенных пошлин и налогов без применения мер и тарифного регулирования.

Пример —   маслоэкстракционный завод, который строят  в Белогорске. Это первый резидент ТОР не только в Амурской области, но и на всем Дальнем Востоке, который  заявил процедуру свободной таможенной зоны. Комплектующие будущего завода сейчас идут из Китая. Поскольку сам завод будет строиться в пределах ТОРа и выпускать продукцию, занятую во внешнеэкономической деятельности, данный груз не будет облагаться никакими налогами и пошлинами. Такие же льготы распространяются на сырье, стройматериалы для инфраструктуры, если все это будет использоваться исключительно на территории ТОРов у резидентов — участников ВЭД. 

Что можно льготно ввозить в рамках свободной таможенной зоны:

⇒ технологическое и промышленное оборудование;

⇒ иностранные товары, используемые в качестве сырья, комплектующих или запчастей для производства;

⇒различные виды техники для работ и постройки объектов недвижимости.

Возрастная категория материалов: 18+