Фото: Михаил Белоцерковский и из личного архива Ивана КокоринаФото: Михаил Белоцерковский и из личного архива Ивана Кокорина

Чай с мелиссой

Иван встретил нас у метро. В кепке с длинным козырьком известному артисту удалось остаться неузнанным на улице, и мы смогли спокойно вести беседу с первых минут встречи.

— Семья моя отдыхает под Нижним Новгородом, там у меня вся родня живет, — рассказал Иван. — И супруге, и сыну с дочерью там нравится. Я там тоже бываю часто. По традиции 9 мая в Нижнем Новгороде мы с детьми принимаем участие в шествии «Бессмертного полка». Несем портрет моего деда — Александра Ивановича Блохина. Он фронтовик. После войны работал в школе военруком и учителем истории. Недавно приехал к нему на родину, и одна женщина мне говорит: «Как вы на нашего военрука Александра Ивановича похожи!» Говорю: «Так я его внук!» И она рассказала, как дед однажды пришел на урок истории с луком, отошел к задней парте, натянул тетиву и пустил стрелу прямо в центр доски! Класс перестал дышать. «Вот так, дети, древние люди добывали себе еду!» — произносит дед. Надо ли говорить о том, что дисциплина на уроках у него была исключительная! У меня и дедушка, и бабушка, и мама — преподаватели. Думаю, поэтому и мне легко с детьми общаться, когда выступаю для них со сцены или даю мастер-классы…

Пока Иван заваривает чай, мы рассматриваем удивительные вещи, на которые невозможно не обратить внимания. Например, плетеные… санки!

— Откуда они у вас? Им же лет сто, не меньше!

— Как раз из Нижнего привез! Шел как-то по улице, смотрю — около мусорки этот раритет стоит. Забрал их с собой в Москву.

— Как же вы их везли?

— На поезде, представляете! (Смеется.) Кстати, чай у меня тоже нижегородский — из мелиссы. Мы там ее собираем, сушим и в Москву привозим. Есть и другие травы — тоже с родных мест.

Домашний театр

В большой гостиной на потолке замечаем ряд светильников, похожих на театральные софиты.

— Это вы с помощью света разделили гостиную на две зоны — гостевую и кухонную?

— Не совсем… Под потолком у нас вешался театральный занавес, а светильники освещали  сцену.

— У вас домашний театр?

— Домашний кукольный театр! — смеется Иван. — Он существовал много лет, пока росли дети. А вместе с ними — и мы. У нас всегда был аншлаг! В этой квартире собиралось по 70 человек: соседи, друзья с детьми, друзья детей. И взрослые больше детей хотели посмотреть наши спектакли. А ставили мы их ко дню рождения сына и дочери. И они росли с убеждением, что в этот праздник обязательно должно быть представление в кукольном театре. И когда приходили со дня рождения своих друзей, говорили с удивлением: «Представляете, там не было спектакля!» Приходилось объяснять, что в каждой семье — свои традиции, и они могут быть разными…

Дом для волка

Иван принес огромный ящик, в котором аккуратно, голова к голове, лежат «артисты» — игрушки для кукольного театра. Кого тут только нет! Баба Яга, волки, козлята, Машеньки и Иванушки, бабушки и дедушки…

— Декорации — а они у нас были шикарные! — мы вывезли на дачу, — пояснил Иван. — Их было так много, что в них уже жить можно было. А вот куклы остались с нами. И какие куклы! Баба Яга у меня летала, а когда она падала, я включал звук бьющегося стекла, и дети кричали: «Баба Яга разбилась!»

— Кто же был кукловодом?

— Я, жена Светлана, наши друзья, соседи… Мы собирались недели за три до премьеры и начинали репетировать… Но задействовано в работе было гораздо больше людей: кто-то шил костюмы для кукол, кто-то занимался декорациями. Сестра Светы работает в типографии, так она нам программки печатала — настоящие, как в театре!

— А как размещали зрителей в квартире?

— Ставили лавки, все рассаживались, и в назначенное время раздвигался занавес. Он был не простой, а с механизмом. Мне больше всего хотелось, чтобы все было по-настоящему, чтобы у детей не было впечатления, что это самодеятельность. И мне кажется, у нас это получилось — устроить настоящий кукольный театр в квартире. Дети попадали в другой мир! У нас сохранились видеозаписи спектаклей, снимали и зрителей — и какие же у них лица!.. Потом, когда дети уже подросли — сами стали создавать спектакли: писали пьесы, разыгрывали роли. Они нам говорили: «Мама, папа, садитесь — спектакль начинается!» Это было наивно, но так трогательно!..

Сказка про Золушку

Помогаем Ивану складывать игрушки, которыми невозможно не восхищаться.

— Смотри-ка: крыша избушки покрыта настоящей соломой! Где вы ее нашли в Москве?

— Привез из Нижнего Новгорода! Это не простая избушка — во время спектакля она светилась. Вообще, без креатива обойтись было невозможно. Вот, например, ведра Емели, с которыми он на прорубь за водой ходил. Знаете, из чего они сделаны? Из школьных деревянных линеек!

— Дети росли, и вы меняли репертуар?

— У нас вышло десять спектаклей. И когда стало понятно, что кукольный театр они «переросли», я решил снять с ними кино — тоже настоящее! Мне хотелось, чтобы дети и тут видели весь процесс, из чего и как создается фильм. А главное — чтобы они понимали: для творчества нужны только желание и фантазия! В техническом плане у нас все было последовательно: сценарий, съемка, монтаж. Каждый фильм снимали по нескольку часов подряд. Я уже уставал, а дети были так увлечены, что остановить процесс было бы неправильно. Последняя наша картина — сказка «Золушка». Здесь, в гостиной, снимали сцену бала. Я все обтягивал белой тканью, мне привозили какое-то немыслимое количество свечей, мы их зажигали и снимали бал… Проблема была, что делать со звуком? Ведь в настоящих фильмах сначала снимают картинку, потом делают озвучание. Технически мы это не могли себе позволить. Пришлось обойтись «живым» звуком: во время съемки я включал магнитофон и звук шел прямо в кадр. Все наши «домашние» фильмы с участием сына и дочери, их друзей, наших соседей — все они теперь в нашем семейном архиве…

Старый чемодан

Дети Ивана и Светланы нашли свои увлечения — им нравится спорт. Сын Михаил занимается волейболом, дочь Арина — фехтованием.

— Они знают: творчество и вдохновение должны быть всегда, чем бы ты ни занимался! — говорит Иван. — У нас есть фотографии, на которых дети в зрительном зале смотрят наш спектакль. Сколько эмоций на лицах, сколько переживаний! А ведь перед ними — всего лишь куклы, и театральный занавес между кухней и гостиной… Но наши домашние проекты воспитывали не только детей, но и меня как артиста. Когда мы поставили уже несколько сказок, родился мой авторский проект, с которым я выступал по разным театрам, даже на гастроли ездил. Я выходил на сцену вот с этим старинным чемоданом и рассказывал зрителям удивительные истории… Особенно мне нравилось выступать в кинотеатрах. На белом экране через кинопроектор показывали рисунки, которые иллюстрировали мои рассказы, и даже не рассказы, а состояние души… К ним я подобрал и прописал подходящий звук. Представляете восторг детей, когда на экране, как будто с неба, спускается белка, а в зале слышен скрип веревки!

Несколько лет я был сказочником — и все это благодаря детям. Я до сих пор выступаю со своим концертом, где читаю сказки для детей и взрослых. Многое в моей жизни случилось именно потому, что у нас со Светой появились дети…

— Какие-то принципы воспитания для себя выработали?

— Быть другом детям и доверять им, если это можно назвать принципом. А вообще — это еще вопрос: кто кого воспитывает…