Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №31 (28921) от 6 августа 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
13 августа 2020,
четверг

Нужна высота: рецензия на новый фильм «Аэронавты» с Фелисити Джонс и Эдди Редмэйном

Кино

На юго-западной границе лунного Моря Кризисов есть кратер, названный именем Джеймса Глейшера — британского метеоролога, который рискнул собственной жизнью во имя науки, поднявшись на воздушном шаре на высоту свыше девяти тысяч метров. В фильме режиссёра Тома Харпера (конечно, земляка учёного) его сыграл Эдди Редмэйн: получился этакий Ньют Саламандер, только без фантастических тварей и магических штучек. Картина получила название «Аэронавты», и хотя её создатели старательно подкорректировали реальность под запросы современной публики, она всё же основана на исторических событиях. И произошли они в те времена, когда люди были готовы на довольно опасные сумасбродства — и при этом не только ради денег.

Нужна высота: рецензия на новый фильм «Аэронавты» с Фелисити Джонс и Эдди Редмэйном / На юго-западной границе лунного Моря Кризисов есть кратер, названный именем Джеймса Глейшера — британского метеоролога, который рискнул собственной жизнью во имя науки, поднявшись на воздушном шаре на высоту свыше девяти тысяч метров. В фильме режиссёра Тома Харпера (конечно, земляка учёного) его сыграл Эдди Редмэйн: получился этакий Ньют Саламандер, только без фантастических тварей и магических штучек. Картина получила название «Аэронавты», и хотя её создатели старательно подкорректировали реальность под запросы современной публики, она всё же основана на исторических событиях. И произошли они в те времена, когда люди были готовы на довольно опасные сумасбродства — и при этом не только ради денег.

Тысячи людей собираются на стадионе в Лондоне — и вовсе не ради футбольного матча: посреди поля готовится взлететь гигантский воздушный шар, в корзине которого суетится главный герой, а вокруг неё суетятся персонажи не просто второстепенные, а и вовсе ненужные для сюжета. Одного из них играет классический британский актёр Роберт Гленистер, другого — звезда недавней комедии Дэнни Бойла Yesterday Химеш Патель, но на их месте мог быть кто угодно.

То же самое можно сказать о полузабытом публикой Венсане Пересе: воплощённый им образ нужен исключительно для того, чтобы выпрыгнуть из корзины во флешбэке и дать тем самым повод очень красивой и очень сильной женщине по имени Амелия Рен два года лежать в кроватке лицом к стене. Они были супругами-аэронавтами, ради её спасения он пожертвовал собой — драматическая часть фильма Харпера выстроена ступенчато. Поставив в центр событий непосредственно рекордный полёт, все прочие детали постановщик предоставляет строго порционно: вот вечно взволнованная сестра Амелии, вот удручённый деменцией отец Джеймса, вот Британская академия с её шовинистическим внутренним распорядком и полным нежеланием шевелить затхлое научное болото. Но всё это неважно — «Аэронавты» на самом деле не про подвиг во имя, а про подвиг вопреки.

Сильную женщину играет Фелисити Джонс: ей уже довелось поработать вместе с Редмэйном на съёмках байопика «Вселенная Стивена Хокинга», что обернулось для актрисы номинацией на «Оскар» за лучшую женскую роль. Собирательный образ Амелии задуман как двигатель для «Аэронавтов»: она не только опытный пилот аэростата, но и главная звезда самого полёта. Решительно непонятно, для чего этой вполне обеспеченной женщине валять дурака на публике, демонстрируя ей панталоны в нелепых кульбитах — но благодаря этому Харпер получает возможность ещё раз заявить о незавидной роли слабого пола в консервативном британском обществе конца XIX века.

Здесь же происходит комичная сцена с собачкой, которая предсказывает кульминацию всего фильма — а сосредоточенному на своём дебютном путешествии на воздушном шаре учёному остаётся только повторять шаблонные фразы о том, как несерьёзно относится его партнёрша по полёту к важному научному эксперименту. Вдоволь наскакавшись по корзине, обручу и стропам, девица переодевается в приличное, принимает серьёзный вид и явно возвращается к рефлексии по поводу гибели супруга, а удовлетворённый этим Джеймс приступает к замерам. Дальнейшее развитие событий до предела предсказуемо — аэронавты поднимутся слишком высоко, окажутся на грани гибели, совершат аварийное приземление, а потом под аплодисменты ещё вчера издевавшихся над ними соотечественников получат признание.

Свой бюджет фильм отрабатывает полностью: большая часть действия представляет собой довольно впечатляющее зрелище, а режиссёр требует от актёров обходиться без услуг каскадёров. Редмэйн и Джонс стараются изо всех сил: от комедийных образов им приходится перейти в драму, а затем и в трагедию, чтобы всё снова закончилось комедией. Другой вопрос, что зрителям не остаётся пространства для соучастия и сочувствия: болтаясь между небом и землёй, «Аэронавты» не в силах сказать ничего оригинального. Да, от этих мужчин никакого проку: герой Редмэйна годится только для помощи со сложной шнуровкой на платье Амелии, а в критический момент теряет сначала разум, а потом и сознание.

Да, фанатическое желание доказать что-нибудь наделённым мантиями и бакенбардами скептикам доводит ситуацию до самой опасной грани. Да, миссис Рен оказывается способна на подвиги, которым нет числа — и вы только посмотрите, какие красивые руки обморожены во славу нового рекорда. Но Харпер забывает о главном — важность этого героического полёта остаётся за кадром, нам показывают только хаотичные манипуляции с градусником и замерзающими чернилами, а важнейшая информация растворяется вместе с голубями в непредсказуемых облаках. Более того, для двух главных героев никто не придумал поводов стать друг другу ближе: ну в самом деле, пара пощёчин и миллионы извинений никакой пресловутой химии создать не способны.

В «Аэронавтах» остро ощущается нехватка профессиональной сценарной работы: зрелищность, безусловно, обеспечена, но за ней стоит бесконечная пустота. Переиначив историю, Харпер не предоставляет никаких доказательств того, что это было необходимо — Джонс, конечно, одна из лучших актрис современности, но на месте её персонажа вполне мог оказаться и вошедший в летописи аэронавтики Генри Коксвелл. Это, надо полагать, ударило бы по романтике, но проблема как раз в том, что с романтикой тут всё плохо и при наличии классического дуэта закомплексованного мужчины и раскованной женщины.

Всё, что показано в экскурсах в прошлое, становится беспредельно скучным — и в итоге сюжету критически не хватает фундаментальных вещей. Все эти предваряющие события вроде выступлений перед научными светилами, общения с самовлюблёнными себя аэронавтами-мужчинами и походов на кладбище ночной порой, явно придуманы впопыхах. Редмэйн, способный сыграть и реального человека, и вымышленного персонажа в равной степени таланта, вынужден весь фильм оставаться в чётких границах — как в корзине воздушного шара. Казалось бы, вокруг целый мир, а в сторону нельзя сделать ни шага. Джонс располагает гораздо лучшим набором козырей — но и ей с ними делать особенно нечего.

История о большом риске в результате оказывается примером сильнейшего нежелания рисковать — режиссёру как будто выдали перечень условий, обязательных к соблюдению. Общаясь стандартными фразами, Джеймс и Амелия буднично переживают кризисы, умирают и воскресают по очереди (и по нескольку раз), а единственный прецедент держания за ручки явно не оправдывает столь мучительного стремления распрощаться с прошлым.

Забравшись на небывалую высоту, «Аэронавты» не способны поднять туда зрителя: хотя, конечно, труд опытного телевизионного оператора Джорджа Стила заслуживает всяческих похвал. Но среди этого необъятного воздушного пространства не за что зацепиться — Харпер так и не смог сделать предоставленную двоим безумцам корзину колыбелью для нового чувства, да и безумству храбрых песню спел очень уж осторожно. Представить себе, насколько отчаянными были эти первопроходцы — как и любые другие — действительно сложно. Но для того, чтобы рассказать об этом на языке кино, нужна совсем другая высота, и на неё «Аэронавтам» подняться так и не удалось.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Гороскоп на 13 августа: Близнецов не будут раздражать, а Раки перестанут сплетничатьСоветы
Смертельно больная амурчанка шила с дочкой маски: конкурс «Поступки и люди» принял 157 заявокОбщество
Мэр Тынды пригласила в столицу БАМа известного блогера Илью ВарламоваОбщество
СК РФ возбудил уголовное дело по факту загрязнения Селемджи нефтепродуктамиПроисшествия
Амурская область снова оказалась на пути циклона с ливнямиОбщество
«Губернаторские портфели» поехали в районы: их получат 3 тысячи амурских первоклассниковОбщество

Читать все новости

Кино

Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
«Перед съемками я посмотрел, на кого равняться»: Дмитрий Миллер о съемках в «Андреевском флаге»
«Белый снег»: историю магаданской лыжницы Елены Вяльбе изложили в спортивной драме
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Система Orphus