Обозреватель «АП» посмотрел первые серии «Спящих», ожидая чего-то выдающегося и спорного и на этот раз — и убедился, что талантливый и смелый постановщик не смог преодолеть изначальный пропагандистский посыл.

Суть предстоящего зрелища Первый канал, где и состоялась его премьера, достаточно подробно объяснил даже той части аудитории, которая не увлекается шпионскими романами и фильмами. «Спящими» называют завербованных агентов, которые до поры до времени никак не используются разведкой, спокойно живут, делают карьеру и не причиняют родной стране никаких неприятностей. Зато когда приходит «время просыпаться» (более оригинального пароля для активации писатель Минаев придумывать не стал), они послушно принимаются за ту деятельность, которая в этот момент нужна кураторам: «сливают» информацию, распространяют нужные данные, а то и прямолинейно чикают сограждан ножичком по горлу.

Главному герою нужно распутать клубок, лишив себя сна и отдыха, а заодно вернуть юношескую любовь, которая несчастлива в нынешнем браке с лишенным принципов газетчиком, который к тому же изменяет ей с телеведущей в исполнении Паулины Андреевой.

Такие, к превеликому сожалению, наличествуют и в России — и в 2013 году начинают свою гнусную подрывную деятельность по требованию ЦРУ. Создатели сериала в начальных титрах предупредили всех, что события вымышленные, а совпадения — случайные, а потому смело оперируют названиями реальных спецслужб. Вот только реальных личностей оставляют исключительно на фотографиях, развешанных на стенах там и тут. По ним, кстати, можно сделать дополнительные выводы — у одного на видном месте портрет Андропова, а у другого, например, Ельцина — хотя и без этого с действующими лицами все понятно в первых же сериях. Сценарий не очень-то щедр на двусмысленности, зато с прямолинейными атаками прямо в лоб зрителю здесь все в порядке.

Собственно, как раз наличие в сюжете почти опереточных злодеев под звездно-полосатым флагом глаз не режет: в конце концов, на представителей собственной нации в «их фильмах» мы насмотрелись достаточно, чтобы не смущаться соответствующей ответной реакции. Боссы из ЦРУ, которых Быков, не удержавшись, изображает в задумчивых позах у шахматной доски, открыто рассуждают о необходимости поскорее затеять в матушке-России ту самую бархатную революцию, которой нас каждый день стращают федеральные телеканалы.

У этих персонажей нет ни малейшего признака души (хотя сам Минаев в интервью не раз утверждал, что описывал «достойных и уважающих себя соперников» в лице двух служб плаща и кинжала). Они играючи отдают приказы о ликвидации почти ни в чем не повинных граждан РФ и вообще не делают ничего такого, за что их потом можно было пожалеть. На первых же минутах сериала затевается нападение на российское посольство в Ливии, которое Быков снимает, сдерживая присущую ему натуралистичность в подобных сценах: и все же происходящее задевает зрителя за живое по ряду причин.

В этой же сцене падает, сраженный пулями, и безымянный персонаж, которого сыграл автор сценария Минаев — и камео смотрится вполне оригинально, и даже несет в себе определенный скрытый смысл. Начало «Спящих» вообще позволяет рассчитывать на зрелище, достойное просмотра до конца — а может, и ожидания второго сезона — но потом объектив камеры перемещается в Россию и все становится на свои патриотически выверенные места.

Разворачивается стандартный российский сериал, в котором никаким «первым триллером» даже не пахнет. Вот «наши»: седовласый руководитель ФСБ, потерявший сына в том самом расстрелянном посольстве, чуть менее седовласый полковник, чудом оставшийся в живых во время все того же теракта и вернувшийся на родину. Вот его разнообразные помощники, которых  снабдили и стальной жесткостью, и чудаковатостью, и поводами для подозрений.

Полковника, предстающего центральным персонажем, играет Игорь Петренко — так, как и нужно, когда на экране очередной «мужской сезон». Вот враги: и ЦРУ, и их агенты, притворяющиеся обычными россиянами, и вымышленная организация, деятельность которой на территории РФ запрещена, и целая плеяда журналистов, правозащитников, блогеров и далее по списку. Последние помогают темным силам по разным непрезентабельным причинам: деньги, слава, опять деньги.

Главному герою нужно распутать клубок, лишив себя сна и отдыха, а заодно вернуть юношескую любовь, которая несчастлива в нынешнем браке с лишенным принципов газетчиком, который к тому же изменяет ей с телеведущей в исполнении Паулины Андреевой. Минаев, провозившийся со сценарием несколько лет, утрамбовывает в него все, что мы сто раз видели в других российских телесериалах: угрозу взрыва в метро, гибридные войны, нехитрые интриги властьимущих. А также простые и понятные человеческие пороки, которых чужд хороший парень по имени Андрей, которому даже водки толком выпить не удается после трудного дня.

Набор клише, достойных любого безликого сериала «про ментов», здесь смотрится возвышенно, потому как герои не просто ищут взрывчатку в многомиллионном городе, но еще и спасают репутацию страны.

Создателям «Спящих» не очень-то хочется концентрироваться на тех, кто оказался в названии сериала — но и от механических телодвижений героя Петренко публика способна быстро устать. Действие удается время от времени оживлять взорванными джипами, подозрительными типами и сценами типа «глава ФСБ грозит отставкой и пенсией министру топлива и энергетики». Подчиненные в это время сидят, потупив взоры. Но задача все-таки другая: поэтому Минаев сплошным потоком запускает череду мини-спектаклей на тему важности сохранения с трудом достигнутой стабильности в отдельно взятой стране.

«Спящие» готовы оправдывать все средства, которые отвечают идейно верным целям: обнародование информации о коррупции здесь предстает гораздо более ужасным преступлением, нежели сама коррупция, подбросить наркотики в карман предполагаемому пособнику террористов — нормально. Пусть потом и окажется, что никаким террористам он вовсе не помогал. Набор клише, достойных любого безликого сериала «про ментов», здесь смотрится возвышенно, потому как герои не просто ищут взрывчатку в многомиллионном городе, но еще и спасают репутацию страны в глазах китайских товарищей, которые уже было занесли ручку над безумно выгодным для страны («на 100 лет вперед») газовым контрактом. Да гляди-ка, засомневались, ведь вполне определенная «англичанка» гадит самым наиподлейшим образом — и тень президента самой демократической страны на планете безмолвно высится за ее спиной.

Быков время от времени просыпается от транса, в который его вгоняет этот проект — но в первых сериях таких моментов очень мало, как и надежд на то, что в последующих станет больше. Вероятно, постановщику было непросто работать с таким материалом: сценарист Минаев, который, напомню, является еще и журналистом, оказался не в состоянии даже вообразить что-то любопытное на этой ниве. От сцен пресс-конференций становится неловко: это невообразимо низкий уровень, который так или иначе проявляется и во многих других эпизодах.

Зритель в данном случае выступает не очень умным потребителем информации, которому все нужно подавать как можно более однозначно. Аллюзии на современность, по понятным причинам еще и за этой современностью не успевающие, заставляют сделать только необходимые выводы: спи спокойно, любимый город, но будь бдителен и не болтай лишнего. Те, кто надо и кому надо, принимают правильные решения — а раскачивая лодку, недолго и захлебнуться в мутной воде.

Режиссер Быков, предвосхищая реакцию своих поклонников либерального толка, поспешил на время покинуть соответствующие социальные сети. И «Спящие» действительно вываливаются из ряда его предыдущих проектов, от «Майора» до «Метода». Ничего особенно страшного, конечно, не случилось: к примеру, от сценариста Минаева трудно было бы ожидать чего-то другого, равно как и от продюсера Бондарчука. Мы просто подождем премьер «Завода» и «Сторожа» — а сериал этот, пожалуй, досматривать не станем.

Возрастная категория материалов: 18+