Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Строго по рецепту

Асфальтобетонный завод находится в столице Приамурья в районе села Верхнеблаговещенского. Эта установка японского производства крепкая и надежная — безотказно работает уже 14 лет.

— Когда компания приобрела завод, к нам приезжали специалисты из Японии, помогали устанавливать оборудование, консультировали нас и обучали на нем работать, — рассказывает Анатолий Борисович. — Ничего сложного в работе оператора нет. Заводской комплекс состоит из бункеров, куда засыпаются материалы, идет их просушка, прогрев и рассев по фракциям. А потом материалы взвешиваются с помощью электронных весов, отмеряются строго по норме и в нужных пропорциях подаются в смеситель. Там компоненты перемешиваются, и получается асфальт. Далее он поступает в самосвал для доставки на место укладки.

Завод вызывает ассоциации с огромной мультиваркой, в которой под воздействием высокой температуры варят различные смеси — материалы для дорожной одежды. У Анатолия Борисовича есть и книга с рецептами.

48 рецептов асфальта содержит производственная книга завода

— Выпускаем всевозможные асфальтобетонные смеси строго по рецептуре и с соблюдением всех технологических процессов, — говорит оператор. — Из каких компонентов состоит асфальт? Из инертных материалов, щебня разной фракции дробления и речного песка, минеральной добавки в виде известняка молотого, доломита и золы. Эти составляющие могут меняться, а вот битум добавляем всегда. Могут быть и другие добавки. Для каждого компонента в разных рецептах — свои компоненты и нормы.

Всего в производственной книге завода — 48 рецептов асфальта. Они хранятся не только на бумаге, но и в специальной компьютерной программе.

— Забиваю в строке номер нужного рецепта, указываю тоннаж, то есть требуемый объем, нажимаю кнопку, и начинается технологический процесс, — продолжает рассказ Анатолий Самокрутов, — заявки с дорожных участков в течение дня могут поступать на разные виды асфальта. Где-то требуется уложить нижний — выравнивающий — слой, где-то — верхний слой. На разных дорогах — разные требования к дорожной одежде. Они различаются на федеральных и городских дорогах, там, где идет большой поток транспорта или маленькая нагрузка, где ездят только легковые автомобили или предусмотрен проезд грузовых. Также рецепты асфальта подбираются еще и под материалы. Можно взять одинаковое их количество, но разных производителей, допустим, скальный или песчаный отсев, и они будут по-разному работать.

По словам Анатолия Самокрутова, 48 рецептов — далеко не предел производства. Можно осваивать и выпускать еще больше видов асфальтобетонных смесей.

За смену производят до 800–900 тонн асфальта

При производстве асфальта необходимы не только определенные компоненты и соблюдение пропорций, но и особый температурный режим. Горелка в асфальтобетонной «мультиварке» разогревается до 170 градусов. Эту температуру нужно контролировать и поддерживать, так как она может опускаться, например, при добавлении в смесь большого количества минерального порошка. Иногда установку, напротив, охлаждают, чтобы не было перегрева материалов. Кстати, на выходе готовый асфальт, который грузят в машины, имеет температуру около 145 градусов.

— Моя основная задача — наблюдать за работой завода, управлять им, вовремя проводить техобслуживание и ремонт, чтобы не было поломок, — говорит Анатолий Самокрутов. — Нужно вовремя смазать специальной смазкой детали, заменить запчасти. Служба снабжения у нас работает хорошо, поэтому все необходимое в наличии есть.

Производство асфальта — большая ответственность. Нельзя допускать брак и попадание его на дорогу. Ведь от этого зависит безопасность людей и транспорта. Кроме того, брак влечет большие финансовые затраты предприятия.

— Техника имеет свойство выходить из строя, могут происходить сбои, — поясняет собеседник. — Поэтому так важно своевременно заметить поломку. Нужно быть очень внимательным. Осмотр техники мы с напарником проводим постоянно, делаем заметки — подтянуть, смазать, заменить. Когда появляются свободные дни, меняем лопатки в смесителе, подшипники и сита. У нас проходят проверки электронных весов, чтобы не было нарушений в рецептуре. А лаборатория завода ежедневно берет пробы асфальта и контролирует качество производства, в частности температурное соответствие выпуска. И поскольку в день мы можем выпускать несколько видов асфальта, то и пробы берут из готовой продукции каждый раз.

Если погода позволяет и машины возят грузы без задержек, то в день в беспрерывном потоке на заводе производят в смену до 800–900 тонн асфальта, а иногда работа идет и в две смены.

«Дороги должны быть надежными»

Оператор признается: ему очень интересен процесс изготовления асфальта. А еще очень нравится ощущение радости и профессиональной гордости при поездках по дорогам, заасфальтированным материалом, который был выпущен при его непосредственном участии. Гордится он и тем, что строил федеральную трассу «Амур» — сделал для нее огромный объем асфальта. За это дорожное предприятие наградило его специальной медалью.

— Дороги должны быть надежными и качественными, — уверен Анатолий Борисович. — Осознавая, что вносишь в это свой вклад, получаешь от работы удовольствие. Я всё на заводе постигал с большим интересом — и управление установкой, и особенности ремонта. До прихода в «Асфальт» со слесарными сварочными работами никогда не сталкивался, а здесь всему научился — наблюдал, как другие трудятся, пробовал, накапливал опыт, и со временем все получилось.

Отпуск всегда приходится на холода

Рабочий сезон на заводе длится примерно до середины ноября. В холодный период процессы замирают — технология не терпит низких температур. Поэтому у оператора начинается отпуск, а затем его привлекают к работам на дробилке камня. Весной он должен провести техобслуживание завода, подготовить его к новому сезону и запустить производство.

Коллектив на асфальтобетонном заводе почти не меняется. Люди сплоченно работают, многие дружат. Когда приходят новички, оператор старается по максимуму передать им свои знания. «Обучаю, рассказываю подробно, дотошно все нюансы, причинно-следственные связи — как избежать тех или иных ошибок, — поясняет Анатолий Борисович. — Есть, конечно, люди, которые с места на место прыгают, они и у нас не задерживаются. А есть те, которые приходят и начинают задавать вопросы. Ты чувствуешь, что у них огромный интерес к металлу, инструментам. Такие быстро обучаются и, как правило, остаются надолго. Как я!» (Смеется.)

Иногда Анатолия Самокрутова отправляют работать на асфальтобетонные заводы в селе Красноярово и поселке Новобурейский. «Производительность здесь побольше, и эти установки немного конструктивно отличаются от нашей в Верхнеблаговещенском, — отмечает Анатолий Борисович, — но, понимая технологию, работать не сложно».

Из специалиста по динозаврам — в операторы

Анатолий Самокрутов родился в Норске. Когда учился во втором классе, переехал с семьей из Селемджинского района в Благовещенск. «Я тогда очень интересовался палеонтологией, динозаврами, и, узнав об этом, мой одноклассник познакомил меня с Юрием Леонидовичем Болотским — известным амурским ученым, глубоко погруженным в эту тему, — вспоминает Анатолий Борисович. — Он читал нам — школьникам — лекции о динозаврах, мы занимались наукой у него в АмурКНИИ в «Лаборатории динозавров», он возил нас на раскопки — на конечную автобусного маршрута № 5, где мы жили в палаточном лагере. Это все было настолько интересно, что я перенял от Юрия Леонидовича тягу к науке. Мне захотелось пойти работать к нему в лабораторию, а для этого нужны были знания по географии, биологии и геологии».

Анатолий Самокрутов поступил в Благовещенский пединститут (сейчас уже университет) на кафедру географии и биологии, стал учителем, защитив дипломную работу по динозаврам. Но после 1997 года на фоне экономических проблем в стране возник дефицит рабочих мест. «Я тогда устроился в кафе официантом, потому что других вариантов особо не было, — вспоминает он, — а потом в верховьях Амура геологи нашли яйца динозавров, и Юрий Болотский получил возможность устроить меня инженером в лабораторию. Я отработал там год, но экономика делала свое дело. У меня появилась семья, нужно было зарабатывать. Зарплата инженера была небольшой. Тогда я пошел в «Асфальт» учеником оператора завода и сразу стал получать больше в 3,5 раза. Думал, что поработаю временно, а остался надолго — это дело меня увлекло. Работаю уже 25 лет!».

Реклама, LDTCK1JGL

Возрастная категория материалов: 18+