Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Мечтала участвовать в раскопках и играть на сцене

В компанию «Асфальт» Мария Кобова попала волей случая в 2003 году. Тогда она была студенткой Амурского строительного колледжа. Выбрала учебное заведение под влиянием папиных рассказов о больших стройках.

— Я родилась и выросла в селе Березовка Ивановского округа, — отмечает Мария Владимировна. — В средних классах хотела стать археологом, чтобы попасть на раскопки и доставать из недр артефакты. А еще меня привлекало актерское ремесло. Но когда училась в 10-м классе, папа начал участвовать в стройках и ездить на вахты. Возвращаясь домой, рассказывал, как это замечательно, когда ты строишь мощные сооружения, и как тебя переполняют эмоции. Еще ему очень нравилось, что во время вахты можно было наслаждаться красотами природы, видеть множество растений, птиц и животных. Обо всём этом он говорил так увлекательно, что я решила поступать в Амурский строительный колледж — и поступила в 2001 году.

Мария училась по специальности «строительство автомобильных дорог и аэродромов». В 2003 году пришла в «Асфальт» на производственную практику.

— Просто повезло, потому что устроиться студенту в то время было непросто, тем более на такое предприятие, — признается она.

Вахта как выход из зоны комфорта

Свою первую вахту, которая проходила на строительстве отрезка федеральной трассы «Амур» в районе поселка Новобурейского, Мария Кобова помнит до сих пор.

— Это вообще был мой первый выезд за пределы Благовещенска и Ивановского округа. Раньше я не путешествовала, — говорит собеседница. — Уезжать из дома было страшно. Погодные условия на вахте были сложные: жара, мошка, комары, поток машин, пыль. Пришлось выйти из зоны комфорта. Но страх быстро улетучился — было очень интересно! Нужно было с утра до вечера делать разбивку: выставлять прибор и производить геодезическую съемку местности, переносить габариты будущей дороги и искусственных сооружений из чертежей в натуру, то есть на местность.

«Душа просила командировок в красивые уголки природы. А когда при этом еще и рождается объект, которым люди пользуются и которому рады, то положительные эмоции обеспечены».

Тогда теория для молодого специалиста начала превращаться в практику. «Эмоции были только положительные, — отмечает Мария Кобова. — И именно тогда я поняла, что дорожное строительство — моя стихия. Понравился сам производственный процесс, общение с людьми, новый опыт и знания и, конечно, красивая природа».

Случился «творческий кризис»

Получив диплом с отличием, выпускница пришла работать в дорожно-строительную лабораторию «Асфальта».

— Здесь проводят не только испытание строительных материалов, чтобы изучить их физико-механические свойства, но и выдают рекомендации производителям работ: какие из них можно применять в условиях строящегося объекта, — поясняет Мария Владимировна. — К примеру, когда предприятие начинает разрабатывать карьеры, лаборатория берет грунты для анализа. Они делятся на три большие группы — скальные, дисперсные и мерзлые, а уже внутри — на кристаллизационные, связные, несвязные и так далее. После испытаний лаборатория дает заключение, какие материалы с каких карьеров и в какой последовательности можно применять в разных дорожных слоях, учитывая требования проекта и нормативной документации.

Сотрудники лаборатории разрабатывают и подбирают, а точнее проектируют рецепты требуемых по проекту видов асфальтобетонных смесей, а также смесей для устройства слоев основания автомобильных дорог.

В лаборатории Мария Кобова отработала 13 лет, а потом случился «творческий кризис».

— Захотелось попробовать себя в другом направлении, поэтому в 2016 году я перешла на работу в компанию, также связанную со строительством, но только не транспортным, а промышленным, — вспоминает Мария Владимировна. — Казалось бы, тоже стройка, но душа не легла. Было скучно постоянно находиться на одном объекте. При дорожном строительстве у меня была возможность ездить в районы, знакомиться с людьми с разными взглядами на рабочие моменты. Душа просила командировок в красивые уголки природы. А когда при этом еще и рождается такой объект, которым люди пользуются и которому рады, то положительные эмоции обеспечены.

Без всего этого в другой компании Мария Кобова выдержала менее трех лет, и в 2019 году вернулась в «Асфальт», но уже в статусе главного технолога.

Постоянно стремимся к гармонии

В задачи главного технолога входит рассмотрение и внесение изменений в технологические карты и проекты производства работ в связи с корректировкой технологий производства, анализ изменений нормативной документации, внедрение в работу компании прогрессивных технологических процессов, новейших материалов, планирование строительных работ и многое другое. «Для нас с коллегами всегда очень важно, чтобы используемые материалы, принятые технические решения и их сочетание на разных проектах было правильное, оптимальное и соответствовало всем нормам, условиям и требованиям, — поясняет Мария Владимировна. — Мы постоянно стремимся к гармонии, то есть согласованности в сочетании работ и материалов».

В кабинете главного технолога всегда есть спецодежда на случай, если нужно будет срочно ехать в командировку. —

Поездка может быть спонтанная. Порой на объекте возникает сложная ситуация, требующая быстрого разрешения, и нужно оперативно добраться до места, всё изучить, поговорить с мастерами и прорабами, обсудить проблему с коллегами на заводах по производству строительных материалов, в лаборатории и найти общее оптимальное решение, — говорит Мария Владимировна. — Признаться честно, у меня из-за таких вот спонтанных командировок практически вся обувь в строительном материале черного цвета — в битуме. Что кроссовки, что босоножки! (Смеется.)

«Быстро перестраиваемся под новые реалии»

Главный технолог уверена, что работа дорожников подразумевает постоянное движение. — Технический прогресс развивается, нормативная документация изменяется, требования к дорожной сети ужесточаются в связи с увеличением транспортных нагрузок, — отмечает Мария Владимировна. — Нам приходится максимально быстро перестраиваться под новые реалии. Просто распечатать нормативный документ и работать по нему недостаточно. Под изменившиеся нормативные требования должна быть изменена и технология производства работ, проведена модернизация техники и заводов «Асфальта».

И мы, специалисты дорожной отрасли, должны каждый день не только изучать и анализировать новые знания, но и активно внедрять их в производственный процесс. В последние годы большое внимание со стороны общественности стало уделяться охране природы и улучшению экологической обстановки регионов. Наша компания также активно участвует во внедрении передовых технологий. Это имеет большое значение, так как в конечном итоге все наши труды и старания приводят не только к качественному транспортному строительству, но и в определенном плане позволяют сохранять экологию Амурской области.

Главное — уметь анализировать

В работе главного технолога очень важно умение анализировать, а для этого нужен опыт и огромный объем знаний.

— Строительство ведется согласно нормам, требованиям, правилам и ГОСТам, но на бумаге — общая информация, — говорит Мария Владимировна. — В жизни, как показывает практика, при реализации проектов возникает много моментов, которые не учтены ни в нормативных документах, ни в проектах. Моя задача — их проанализировать и совместно с коллегами принять правильное решение, адаптировать возникшие условия под конкретную местность, климатические условия, наличие материалов. Мы часто собираемся вместе и думаем, как решить ту или иную задачу.

Правильно анализировать Мария Кобова училась и у коллег в лаборатории, и у наставников — руководителей подразделений. «У нас на предприятии трудятся мастера своего дела, — подчеркивает собеседница, — при этом они отзывчивые, всегда ответят на вопросы и объяснят ситуацию. Активно передают опыт молодому поколению, сохраняют сплоченность коллектива и создают благоприятную рабочую атмосферу».

Главному технологу постоянно приходится принимать ответственные решения, учитывая экономические, экологические, а также технологические требования проектной и технической документации. В поисках идеального варианта приходится многое брать во внимание.

На вопрос, были ли ошибки, Мария Кобова отвечает: «Были, и на них мы тоже учились. Приходило понимание, что значит переделывать, и как в следующий раз не допустить ошибку. В последующем уже учитываешь всё больше факторов, которые могут повлиять на качество работы».

Реклама, LDTCKN6L9

Возрастная категория материалов: 18+