Фото: Архив АПФото: Архив АП

Аналоги бензина

— Сейчас очень интересное время: Амурская область входит в активную фазу реализации мероприятий по газификации. У нас уже утверждена программа газификации до 2025 года, и сейчас прорабатывается второй этап программы: до 2030-го, — рассказал Алексей Тарасов. — Это комплексная программа, она включает в себя и газификацию котельных, и социальную газификацию — подключение к газу частных домов, а также газификацию предприятий.

Еще одно направление, которое стало актуальным после появления голубого топлива в регионе, — автомобильная газификация.

В область готова зайти «дочка» Газпрома — «Газпром газомоторное топливо». Компания занимается развитием этого рынка.

В качестве газомоторного топлива обычно используется один из двух вариантов. Первый — компримированный природный газ (КПГ) — это метан, сжатый под давлением 200–220 атмосфер. Второй — СПГ, сжиженный природный газ.

— Оба вида топлива достаточно перспективные. Могут использоваться как на комбинированных двигателях — то есть изначально бензиновом или дизельным, но доработанным до газового, — так и для техники, которая сразу создавалась с газовыми двигателями, — объяснил Сергей Хмура.  — При этом КПГ используется больше для городской среды и загородных поездок. СПГ — скорее дальнемагистральный вид топлива. Актуально для грузовых автомобилей, которые проезжают большие расстояния.

3,5

раза — во столько за последние 7 лет выросло в России количество автомобилей с газовыми двигателями

Необходимая инфраструктура

Сегодня, по словам замдиректора амурского Агентства по привлечению инвестиций, в ДФО не так развита сеть газозаправочных станций, однако работа в данном направлении ведется.

— В идеале нужно связать все регионы в такую сеть, где техника в однотопливном газовом исполнении может без проблем перемещаться, — отмечает он. — Но на первом этапе двухтопливная система — то есть машины на газодизельном или газобензиновом двигателях — достаточно экономична и в смешанном цикле. Нет заправочных газовых станций — машина переходит на дизель или бензин.

В сентябре этого года в Свободненском районе заработал первый амурский завод по сжижению газа. Сейчас малотоннажный комплекс делает топливо для первой белогорской котельной, но в перспективе позволит заправлять газом технику «Газпром гелий сервиса», а также машины Амурского газоперерабатывающего завода.

— В целом автомобильная газификация состоит из трех элементов. Первый — газозаправочная инфраструктура, второй — сервисы обслуживания этих газозаправочных систем. Третий — это потребители, — комментирует Сергей Хмура. — Поэтому сейчас мы прорабатываем развитие газозаправочной инфраструктуры. В том числе работаем с крупными игроками: это дочерняя компания Газпрома «Газпром газомоторное топливо». Они сотрудничают с большим количеством компаний и сервисных партнёров, которые занимаются переоборудованием транспортных средств. И готовы зайти в наш регион.

Кроме того, сейчас область работает с другими потенциальными инвесторами, которые рассматривают возможность строительства газозаправочных станций на территории Благовещенска, Свободного и Циолковского. Один из таких потенциальных инвесторов — амурский.

Где именно построят газозаправочные станции, во многом будет зависеть от веток газификации. Еще один принцип — точки притяжения. То есть создавать заправки там, где на голубое топливо будет автомобильный спрос. Если крупные сельхозпроизводители начнут переводить свою технику на газ, это также может повлиять на количество и расположение газозаправок.

В Приамурье появятся передвижные газозаправки

Развивать автомобильную газификацию можно не только с помощью стационарных газозаправок. Еще один вариант — передвижные автозаправочные станции: ПАЗС. «По сути это автомобиль с цистерной газа, который выезжает в район, где можно развивать автомобильную газификацию, и производит заправку автомобилей», — объясняет Сергей Хмура.

300

километров может проехать легковой автомобиль с полным баком газа

Льгота для тех, кто переведет авто на газ

«У меня есть автопарк, хочу перевести машины на газ. Есть соответствующие льготы и субсидии?» — такой вопрос задал один из слушателей эфира.

— Если кратко — да, есть. На сегодня в региональном законодательстве установлена льгота по налогу на транспорт для транспортных средств, которые используют газомоторное топливо. То есть, кроме экономии, будет еще и льгота, — ответил Сергей Хмура.

Предприятия могут использовать голубое топливо для производственных линий

Газификация экономики — это не только отопление с помощью голубого топлива. Газ можно использовать и для работы самих производственных линий: изначально закупать соответствующее оборудование.

Также газификация экономики может заключаться в модернизации действующих производств.

— Например, печи для обжига кирпича могут работать на газе, — отмечает Сергей Хмура. — Стоимость газа — очень хорошее подспорье для экономики бизнеса: маржинальность таких проектов вырастает за счет того, что голубое топливо выходит дешевле электричества. Причем если речь идет о районах, которые планируют газифицировать уже после 2030 года, имеет смысл рассмотреть СПГ-газификацию. Пока использовать сжиженный газ, а когда трубу проведут — переходить на природный.

 

Возрастная категория материалов: 18+