• Фото: Андрей Оглезнев (архив)
  • Фото: Андрей Оглезнев (архив)

КРИЗИС ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

— Василий Александрович, по вашим прогнозам, какой будет ситуация в экономике области на ближайший год?

— Мы понимаем, что наступил очередной кризис, и он не похож на предыдущие. Мы рассмотрели механизмы, которые областное правительство применяло в кризисные 2008 и 2009 годы, частично они будут использованы. Но необходимы новые меры, так как этот кризис будет гораздо тяжелее.

32

миллиарда рублей составила выручка строительной отрасли региона за прошлый год

— В чем его отличия от предыдущих?

— В этот раз сошлось несколько негативных факторов. Первый — ценообразование на нефть. Из-за падения ее стоимости в федеральном бюджете будет просадка и, как следствие, секвестирование ряда мероприятий на федеральном уровне. Естественно, это отразится на всех субъектах — и на нас в том числе. В 2008—2009 годах в федеральном бюджете тоже была аналогичная просадка, но это были чисто финансовые причины. Второй фактор — санкции в отношении нашей страны, которые сыграли большую отрицательную роль. Сегодня экономический сектор ограничен в доступе к рынку западного капитала, что в итоге приводит к удорожанию кредитов. Эта ситуация уже повлияла не только на новые инвестпроекты, но и на работающие предприятия, которые были закредитованы. Так, системная проблема возникла у ДЭК и ДГК, для которых банки подняли ставки по уже взятым кредитам. В итоге рентабельность проектов, которая рассчитывалась под одни проценты, в нынешних условиях падает. И если новые проекты можно приостановить и подкорректировать, то там, где кредиты получены (как в случае с энергетическими компаниями), повышение ставок может привести к росту тарифов. И это станет серьезной проблемой. К сожалению, повлиять на политику банков мы не можем.

— Правительство области заявило о подготовке антикризисной программы. В чем она заключается?

— Сегодня самое главное для нас — определить проблемные точки. Создана антикризисная комиссия, несколько рабочих групп по направлениям, которые отслеживают ситуацию. В перечень для мониторинга включено 156 предприятий. В ежемесячном режиме мы смотрим, как у них развивается ситуация, есть ли высвобождение сотрудников, есть ли временные рабочие места. Вы знаете, какой главный показатель выхода из кризиса? Это сохранение рабочих мест. Но у нас есть положительный момент — до кризиса на рынке труда не было проблем. И сегодня практически все амурчане, имеющие квалификацию, могут трудоустроиться. В ближайшем будущем проблема безработицы для Приамурья тоже не стоит — благодаря реализации крупных инвестиционных объектов. На том же газоперерабатывающем заводе в Свободном к 2017 году численность работников составит 7 тысяч человек.

— В случае когда это будет действительно необходимо, область будет помогать предприятиям советом или рублем? В чем будет заключаться господдержка?

— Мы будем добиваться, чтобы предприятия получали заказы на крупных объектах. Кому-то из 156 предприятий можем пойти навстречу и разрешить использовать иностранную рабочую силу, а кому-то, наоборот, отказать. У нас в свое время была выдана квота на китайских рабочих для строительства Нижне-Бурейской ГЭС. Сейчас мы ситуацию промониторили: возможно, аннулируем эту квоту, чтобы задействовать местные кадры. К сожалению, у областного бюджета большие долговые обязательства, поэтому госгарантии давать мы практически не можем. Но тем не менее госгарантию в 150 миллионов рублей на последней сессии Заксобрания получил Кранспецбурмаш — под этот лимит шимановский завод может кредитоваться. Кроме того, мы создаем залоговый фонд. Благодаря ему приоритетные предприятия смогут использовать госимущество в качестве залога в банках.

Чтобы взбодрить строительную отрасль, амурское правительство предлагает создать отдельное дальневосточное агентство.

КТО ПОД УДАРОМ

— Какие отрасли экономики максимально подвержены влиянию кризиса?

— На мой взгляд, очень рискованный сегмент — строительство. Считается, что это первая отрасль, которая всегда страдает в кризис. Но, кстати, в 2008 году именно строительство стало локомотивом, который вытащил область. Это получилось благодаря субсидированию процентов по ипотеке, которое взял на себя региональный бюджет. В итоге увеличился спрос населения, темпы строительства, и сам сектор потянул за собой всю стройиндустрию: стройматериалы, логистику. Но сейчас ситуация другая — объем рынка сократился. Благодаря высоким темпам ввода жилья за последние годы все, кто хотел купить квартиру, — взял ипотеку и купил. Для примера: за прошлый год выручка по строительству в целом по отрасли составила 32 миллиарда рублей. 40 процентов из них — это жилищное строительство, на него приходится 13 миллиардов рублей. Из них 65 процентов пришлось на ипотеку — почти 8 миллиардов рублей. То есть это деньги, которые шли через программы ипотеки. Конечно, если сегодня увеличится процентная ставка, то это резко оттолкнет население.

— Что делать? Строителям готовиться к реальному кризису?

— Мы предлагаем создать отдельное Дальневосточное ипотечное агентство, которое бы субсидировало процентные ставки для жителей регионов Дальнего Востока. Это бы реально взбодрило строительную отрасль региона. Губернатор намерен озвучить эту идею в Правительстве России. А космодром Восточный, Нижне-Бурейская ГЭС, вторая очередь Благовещенской ТЭЦ, газоперерабатывающий завод — эти крупные проекты станут локомотивами для оставшейся строительной отрасли.

— Есть отрасли, которым кризис если не на руку, то хотя бы не страшен?

— На мой взгляд, в нынешних условиях выиграет сельское хозяйство. Ответные санкции российских властей на ввоз продуктов из-за рубежа создали беспрецедентные условия для импортозамещения, наши предприятия оказались в конкурентных условиях. Другое дело — как наши производители этим шансом воспользуются.

— А на что им развиваться, если сегодня доступ к деньгам ограничен? Ни одно здравомыслящее предприятие не будет брать кредит под 30 процентов.

— На федеральном уровне идут разговоры, что в нынешних условиях приоритет господдержки будет отдан программам импортозамещения. Это значит, что Амурская область, как сельскохозяйственный регион, может рассчитывать на федеральную помощь. Естественно, чтобы нивелировать негативный эффект от высоких процентных ставок, необходимо субсидировать сельхозпроизводителей. И мы уже выходим к Федерации с такими предложениями. У нас есть несколько интересных инвестпроектов, направленных на импортозамещение и продбезопасность. Например, строительство тепличного комплекса в Благовещенске. Стоимость проекта — порядка 400 миллионов рублей, но сегодня банк увеличил процентные ставки для предприятия с 18 до 27 процентов. Конечно, для инвестора и для нас это удар. У областного бюджета нет возможности помогать этому предприятию, но мы предлагаем Правительству РФ перераспределить денежные ресурсы программы по развитию Дальнего Востока с тех мероприятий, реализация которых планировалась в ближайшем будущем, на проекты, находящиеся в высокой стадии готовности. Тепличный — очень показательный проект, он создает реальную альтернативу китайской плодоовощной продукции. Второй проект — семенной завод в Екатеринославке. Он также влияет на продовольственную безопасность, так как качественная подготовка семян, во-первых, позволит добиться высокой урожайности, а во-вторых — уйти от импорта семян. По сельскому хозяйству, я уверен, будет дополнительное федеральное финансирование.

Однозначно, новые антикризисные программы примут на федеральном уровне, и Амурская область намерена активно в них включаться.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЖЕТ МАШИНОСТРОИТЕЛЯМ

Реальный шанс получить господдержку есть у амурского машиностроения за счет создания Фонда поддержки при Правительстве России. Его размер — 20 миллиардов рублей. «Наши предприятия могут получить средства на субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым на модернизацию оборудования. Отбор будет на конкурсной основе, и шансы у наших машиностроителей есть», — отметил Василий Орлов.

Возрастная категория материалов: 18+