- Вызывает обеспокоенность, что с каждым годом показатель экспорта леса через Благовещенскую таможню снижается, - рассказал старший помощник прокурора Благовещенской транспортной прокуратуры Валентин БУРСЯНИН. - В предыдущем году он составил 37677 кубометров леса - 8,1 процента от всего объема древесного экспорта Приамурья. В 2002 году этот показатель был почти в два раза выше - 76923 куб. м, то есть 16,06 процента. 92 процента (!) оформленного на территории Приамурья леса и лесопродукции выпускается не через Благовещенскую, а через другие дальневосточные таможни. Экспортные показатели у соседей год от года увеличиваются. Например, в Наушкинской таможне рост произошел на 51 процент, Забайкальской - более 15 процентов, Гродековской - почти на два процента. Причем именно через Гродеково Приморского края экспортируется 83 процента нашего, амурского леса. - Почему предприимчивые люди предпочитают Благовещенской другие таможни Дальнего Востока? - Здесь возможны две позиции. Либо другие таможни создают условия выгоднее, либо наша предъявляет шибко серьезные требования к экспортерам леса. - Но ведь таможня - это не частная лавочка. Закон и Таможенный кодекс едины. Ставки и требования везде должны быть одинаковые, однако амурский лес почему-то везут в Приморье... Может, наши таможенники просят слишком большие взятки? - Есть такие сигналы. Когда работники таможни, проявляя излишнюю требовательность, при оформлении документов выпрашивают какие-то дополнительные таможенные платежи, назовем это так. А возможно, дело в том, что территория нашей таможни не оборудована надлежащим образом. Для разгрузки-погрузки леса необходим нормальный терминал. На нем должны быть площадки, краны и так далее. - Ни для кого не секрет, что тысячи кубометров ценных пород леса, заготовляемого на территории Амурской области, вырубаются и вывозятся за пределы России незаконно. Наряду с тем, что его экспорт через Благовещенскую таможню падает, объемы теневого экспорта все возрастают. - Как и процент вывоза за границу необработанных лесоматериалов. В прошлом году он составил 459200 куб. м, или 99,1 процента! - А куда смотрит таможня? - Ей все равно, кругляк вывозят или шпон... За этим должно следить государство. У нас же сегодня приветствуется: как здорово - растет показатель вывоза леса. А какой показатель?! Все говорят: надо вывозить не кругляк, а обработанную деловую древесину. Однако для этого в государстве ничего не делается на законодательном уровне... Углубляющаяся криминализация отношений во внешнеэкономической деятельности, в том числе экспорте леса, создает реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации и Амурской области в частности. - Что вы имеете в виду? - Ни для кого не секрет, что китайцы сегодня ведут у нас активную работу по скупке леса. Анализ статистических данных, прокурорских проверок и уголовных дел свидетельствует о том, что китайские фирмы, как и физические лица, во многих случаях сами приобретают на территории области товар и таким образом становятся его собственниками. Документально же все оформляется за определенное вознаграждение на имя выбранного ими же какого-то предпринимателя, зарегистрированного как ЧП специально для сделки. Он ровным счетом ничего не делает - все оформляется на китайские деньги. - Неудивительно, что обязательства по исполнению импортной части торгового контракта зачастую не выполняются. Лес уплывает, а валютная выручка, равная стоимости вывезенного товара, в область не поступает. - Таких административных дел ежегодно возбуждается десятки. Только выхлоп почти нулевой. Как правило, для осуществления внешнеторговой деятельности используются такие организационно-правовые формы собственности, которые позволяют учредителям не отвечать по обязательствам своим личным имуществом. Риск убытков - в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Либо выясняется, что имущества, на которое может быть наложено взыскание, у предпринимателя нет. - Если известно, что в сделках по вывозу леса кроется криминогенная опасность: представление в таможенный орган фиктивных документов, использование подставных лиц, нарушение отчетных данных и т. д., значит, таможне следует более тщательно проверять информацию. - Если до первого января прошлого года таможня могла контролировать и проводить оформление ввозимого и вывозимого товара в течение 10 дней, то с принятием нового Таможенного кодекса - на это дается всего три дня с момента подачи документов. Что можно сделать за такой короткий срок?! Продлевать сроки оформления документов таможенники могут только в случаях, установленных в п 2. ст. 359 ТК. И то только в отношении товаров, не разделенных на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям, или если сведения об упаковке и маркировке не указаны в коммерческих и транспортных документах. Все! Нет ни слова в отношении фиктивности документов. - Значит, таможенникам этот вопрос, грубо говоря, по барабану? - Выходит так. Поэтому должна быть связка с правоохранительными органами. Необходимо отслеживать всю цепочку с момента вырубки (на каком основании, где порубочные документы?) и перевоза леса до его прибытия на таможню. Проблема? Еще какая! И наши предприниматели, и китайские все эти вещи прекрасно понимают и успешно этим пользуются. - Несмотря на принимаемые контролирующими и правоохранительными органами по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере лесозаготовки меры, количество их каждый год увеличивается. - Это связано в первую очередь с недостаточным контролем непосредственно на делянах. Лесхозы своими силами сделать это на всей территории лесного фонда просто не в состоянии. Но основная проблема состоит даже не столько в том, как усилить контроль за вывозом лесоматериалов по количеству, номенклатуре и сортности, сколько в установлении законности их приобретения на любой из стадии от заготовки до вывоза за пределы России - с последующим информированием таможенного органа. То есть уже на самых первых этапах таможня должна получать информацию от районной милиции: к вам идет лесовоз с грузом, а документы у него фиктивные. Проблему оздоровления отношений в лесной отрасли невозможно решить усилением только карательной функции государства. Действия правоохранительных и органов государственной власти должны быть направлены на создание системы более открытых взаимовыгодных и эффективных взаимоотношений сферы лесодобычи, создание единой государственной программы развития лесопромышленного комплекса на основе поддержки отечественного производителя - целевой, налоговой, таможенной и экспортной политики. В этой связи необходимо внести в федеральное законодательство, регулирующее вопросы контроля за оборотом лесоматериалов на территории России, и в Таможенный кодекс серьезные изменения. Иначе... Сегодня есть проблемы, а завтра их будет еще больше. До принятия Лесного кодекса, который предусматривает передачу лесных владений в частные руки, еще далеко. Сегодня лес - это федеральная собственность. И необходим такой закон, где четко должен быть расписан порядок: кто, когда и что должен делать на каждой стадии от вырубки леса до его экспорта. Все должно быть прозрачно. Никто не должен ничего скрывать. А уж если кто-то закон нарушает, пусть несет ответственность на полную катушку. Создается впечатление, что наша Госдума принимает некоторые законы не в интересах государства и народа, а в интересах криминальных групп. - Если сегодня на федеральном законодательном уровне не решен этот вопрос, что могут сделать органы исполнительной и законодательной власти Амурской области? Каким образом остановить лавину произвола в незаконном экспорте леса? - Когда идет массовый вывоз леса, надо проводить регулярные рейды, останавливать, досматривать машины. Выяснять, где выпилен лес, кому он принадлежит... Это мы в состоянии сегодня делать на местном уровне. - Но у нас проводятся крупномасштабные операции, в частности "Лес"? - Однако они не дают желаемого результата. Причина - недостаток сотрудников, которые бы могли на начальном этапе (на делянах, дорогах) отследить незаконную заготовку и вывоз леса. Не хватает денег даже на бензин, чтобы съездить с проверкой на деляны. Зато в криминальных структурах, которые вывозят лес, всего этого в избытке. Все четко отработано. У них есть и охранники, и связисты... Такие крупномасштабные операции должны проводиться не эпизодически, а в системе. А для этого на местном уровне надо принять соответствующую программу, которая предусматривала бы финансирование всех вышеуказанных мероприятий. Выбивать деньги в Москве. Раз лес является собственностью государства, значит, оно тоже должно целенаправленно выделять области деньги. - Имеются ли положительные примеры, где местные власти серьезно занимаются решением данной проблемы? - Да в том же Приморском крае. Худо ли бедно, но там какой-то порядок навели. Раз у нас такой пробел в законодательстве, местные власти взяли и упорядочили вывоз древесины, которую можно загрузить только в строго определенном месте. У нас же, в Амурской области, тысячи железнодорожных тупиков, каких-то ответвлений. Можно где угодно загрузить вагоны от глаз, как говорят, людских подальше, потом вытащить на линию, присоединить к составу, и поперло... Только по одному белогорскому таможенному посту восемь мест отгрузки древесины. Его протяженность - от Магдагачинского района до Екатеринославки, а работают постоянно в пределах трех человек. Что они успеют? Да они просто не в силах проконтролировать такой большой участок. Машины нет. Льготы проезда на автомобильном и железнодорожном транспорте таможенникам отменили. Возникает вопрос: каким образом им добраться до места, где проводится таможенный контроль? Допустим, таможенник приехал на станцию Свободный или Магдагачи, взглянул на загруженные лесом вагоны по факту, документы подписал и уехал. А дальше - грузи, сколько хочешь... Кто проверит? И через Гродеково все это пошло в Китай! Лес - одно из основных богатств Амурской области. Но это богатство хищническим образом разворовывается. Надо срочно упорядочить вывоз древесины из Приамурья. Иначе лет через десять-пятнадцать территорию области будет покрывать равнина. В тему В 2003 году Благовещенской таможней заведено 90 административных и три уголовных дела, где предметом правонарушений являлся лес и лесоматериалы. Наложено штрафных санкций на сумму свыше четырех миллионов рублей. Конфисковано в доход государства лесоматериалов на сумму более 400 тысяч рублей. Основная часть (99,1 процента!) вывозимого за границу леса - ценный кругляк. Доля распиленного лесоматериала, поставляемого в КНР, недотягивает до двух процентов, а на шпон приходится всего 0,01.

Возрастная категория материалов: 18+