Вернее то, что от него осталось после одобрения в 1997 году федеральной отраслевой концепции развития. Если говорить кратко, то наше родное правительство намерено сократить коечный фонд, переложить все заботы о здоровье россиян на поликлиническую сеть, а главное - федеральная власть сбрасывает с себя финансирование здравоохранения на регионы. Что это означает для дотационной Амурской области, полагаю, объяснять нет нужды. Впрочем, Москва уже давно стала государством в государстве - столицу все, что за Уралом, интересует не более чем прошлогодний снег. Иначе там, в первопрестольной, хотя бы задумались над этими цифрами, которые были озвучены на недавних депутатских слушаниях. Состояние здоровья амурчан продолжает ухудшаться. Общая заболеваемость повысилась на 13,3% (сравниваются здесь и далее данные 2003 и 2002 годов). Крайне напряженной остается эпидситуация по туберкулезу: увеличение на 6,9%. Причем у нас туберкулезных больных больше, чем в среднем по России в 1,8 раза, мы, увы, держим пальму первенства и по Дальнему Востоку. Наш показатель смертности превышает общероссийский в 1,7 раза. Тревожна ситуация со злокачественными новообразованиями (рост за пять лет составил 10,4%), сифилисом (в полтора раза выше, чем в России), вирусными гепатитами (почти втрое больше). И это только верхушка айсберга, потому что у нас высокий уровень младенческой смертности, пожинает свой смертельный урожай наркомания, а среди детей более-менее здоров только каждый пятый ребенок. Думаете, эти цифры строго засекречены и Москва ничего не знает об истинном положении дел? Знает, но федеральная власть, заботясь о кошельке больших и малых бизнесменов, резко сократила единый социальный налог. В результате бюджет уже потерял 16 миллиардов рублей и будет терять столько же, если не больше, из года в год. Компенсировать убыток нечем: экономика страны, несмотря на все призывы ВВП (нашего президента) удвоить ВВП (внутренний валовой продукт), в который год только собирается с силами. Значит, нужно ужать социальные расходы, в том числе на здравоохранение. И федеральная власть выбирает последнее. Именно этим беспокойством о здоровье амурчан, которому предлагаемая реформа нанесет большой, если не сказать непоправимый, урон, были пронизаны многие выступления на депутатских слушаниях. Многие, но далеко не все. Кое-кто из руководителей органов и учреждений здравоохранения ограничился самоотчетом, другие пошли дальше - стали бойко рапортовать начальству о, так сказать, встречном движении снизу: мол, коечный фонд уже сокращается, а врачи общей практики чудо как хороши. Главврачей, начальников гор(рай)здравов понять можно - люди держатся за тепленькое местечко. Но простить вряд ли, потому забыта главная заповедь Гиппократа "Не навреди!" К счастью, на депутатских слушаниях преобладало не желание взять под козырек и начать реформирование. Люди с болью и тревогой говорили о том, чем может обернуться для большинства россиян очередная реформа - болезнями, потерей трудоспособности, инвалидностью, смертью. Владимир Доровских, ректор Амурской государственной медакадемии: - За чертой бедности находятся миллионы россиян. И есть только два пути решения проблемы: улучшить их благосостояние или сделать так, чтобы их большая часть вымерла. Власть выбрала второе, иначе чем объяснить, что в Минздраве ликвидирован департамент охраны материнства и детства, что реформаторы предлагают начать приватизацию лечебно- профилактических учреждений. Но способны ли амурчане оплачивать медицинские услуги? По Зурабову, получается, что стране не нужны ни педиатры, ни участковые врачи. Но семейные врачи проблемы здравоохранения не решат - нет у них ни необходимого оборудования, да и самих кадров тоже нет. Не сможем мы обойтись и без педиатров - в области 80% детей больны. Значит, на ближайшие 25 лет нам надо не сокращать коечный фонд, а расширять! Петр Косицын, главврач областной клинической детской больницы: - До 2005-го осталось всего полгода, а механизмов реализации реформирования здравоохранения нет. Значит, опять все пойдет наперекосяк. Да и что можно сократить в нашей отрасли, она и так минимизирована в финансовом отношении. Если ликвидируют педиатрическую службу, сократят "скорую", сделают упор на поликлинический прием - больницы получат множество запущенных случаев. Сейчас полноценное диагностическое обследование ребенка можно сделать только в условиях стационара, а Москва опять телегу впереди лошади ставит! По примеру Запада или США Минздрав делает ставку на врача общей практики. Но надо сначала хотя бы создать материально-технические условия для этой службы, оценить, сколько будет стоить эта модель здравоохранения в масштабах хотя бы одного региона, а не проводить эксперименты на здоровье. Клара Новикова, председатель обкома профкома работников здравоохранения: - Новые взаимоотношения между федеральной властью и органами местного самоуправления снижают в итоге уровень гарантийного медицинского обслуживания. Владимир Путин заявляет, что реформы не должны ухудшать материальное положение россиян, а на самом деле?Нововведения 2005 года больно ударят и по самим медикам: предлагается отменить надбавки за работу в сложных условиях. Например, не станут доплачивать врачам в сельской местности, тем, кто работает с туберкулезниками. Люди и так получают жалкие гроши, но реформы отберут последнее. И кто тогда будет лечить сельчан? Социальная сфера перестает быть заботой государства - вот что страшно! Николай Крючков, главный врач Константиновской ЦРБ, депутат областного Совета: - Нас государство ставит в такие рамки, что прежде думаешь об экономике, считаешь, где и на чем можно заработать, а не о здоровье человека. Москва предлагает уничтожить первичное звено - фельдшерско- кушерские пункты: мол, невыгодно их содержать. А человеческий фактор кто будет учитывать, ведь на селе фельдшер - все (и бог, и царь) для больного?! Сколько уже было реформ - в образовании, ЖКХ, армии и т. д. Сколько раз мы слышали этот лозунг "Надо улучшить, модернизировать, реформировать...", а на деле государство все дальше и дальше отдаляется от простого народа, от его бед и забот. На депутатских слушаниях по теме "Система здравоохранения в Амурской области и пути ее реформирования" не раз звучала и такая фраза "недостаток финансирования". Выступающие говорили о старых машинах скорой помощи, о крайне низкой зарплате медиков, о техническом износе зданий больниц и поликлиник. Между тем исполнительный директор областного ФОМСа Тамара Гаврилова заявила: - Сегодня у многих существует убеждение, что основные причины существования платности в здравоохранении и ограничение доступности в получении медицинской помощи - это дефицит финансирования программы обязательного медицинского страхования, а следовательно, и низкие тарифы. Это далеко не так. Рост доходов фонда, особенно в последние два года, превысил уровень инфляции. За первое полугодие 2004 года доходы составили 70% к уровню всего прошлого года. Дефицит будет практически преодолен. Как это понимать? Если дефицита уже нет, почему главврачи жалуются на недофинансирование? Если в лечебно-профилактических учреждениях области сейчас так слаба материально-техническая база (к примеру, 80% машин "скорой" подлежат списанию), то что же будет с нашим здравоохранением, когда оно станет кормиться только из тощей областной казны? Будет сокращаться все, что можно, и даже то, что нельзя. Значит, у амурчан станет все меньше и меньше шанса вылечиться, родить здорового ребенка, вовремя пройти обследование и предупредить болезнь. Если сейчас в поликлиниках люди с раннего утра становятся в очереди ради желанного талона, что будет в 2005 году? Если сейчас в городах, райцентрах, селах недостаточно врачей (только в Благовещенске не хватает 72 специалистов), что будет в 2005 году? Если сейчас надо записываться на ЭКГ, УЗИ почек и т. п. чуть ли не за месяц вперед и у каждого кабинета с утра до вечера полно больных, что будет уже через полгода? Ведь реформирование здравоохранения на первый план выдвигает амбулатории и поликлиники, туда пойдет основной поток больных. Сейчас финансовые средства расходуются в такой пропорции: стационары получают 70%, поликлиники - 30. А планируется больницам отдать только 40%, остальное... То есть вдвое увеличится нагрузка на амбулатории и поликлиники, а там уже сейчас не продохнуть. Здания за год или два по всей стране не построить, неужели в ЛПУ введут третью, ночную смену? А чтобы попасть в "урезанный" стационар и получить комплексное обследование и лечение, надо будет, наверное, подцепить какую-нибудь гадость типа вирусного гепатита, СПИда или атипичной пневмонии. Койки-то тоже вдвое сократятся! Но посмотрите, как красиво и заумно весь этот негатив подается в документах: "проводятся реорганизация стационарной помощи путем перераспределения стационарных объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический прием, развитие стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, койки сестринского ухода)". Правда, мы-то с вами хорошо знаем цену российским реформам - не маленькие. И все эти рекомендации депутатских слушаний типа "обратиться в Госдуму", "принять законы", "разработать и представить" не более чем сотрясение воздуха. Москва все давно за нас всех решила. И Владимир Путин сотоварищи никогда не услышат (или вернее - не захотят слышать) это: "Району жить не на что", - Валентина Швец, глава администрации Серышевского района"; "Дифирамбы очередной реформе я бы не пел, - председатель облсовета народных депутатов Станислав Горянский. - Никто не просчитал, сколько и чего надо каждому субъекту России. В результате останется столько больниц, поликлиник, амбулаторий и ФАПов, сколько сможет содержать местный бюджет данного субъекта РФ. Остальное станет платным. Недаром в новой концепции развития здравоохранения РФ лечебно- рофилактические учреждения названы организациями. Ушки очередной приватизации уже видны. Вот куда нас ведет государство, лукаво обходя Конституцию РФ, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь. Вроде бы гарантирует. Разрыв единой социальной политики может означать только одно - это разрыв России".