Евгений Брагин. Фото: «Амурская правда»Евгений Брагин. Фото: «Амурская правда»

Алкоголик сам не справится

— Алкоголизм — это болезнь, и, как любая другая болезнь, она требует лечения. Как больной с сахарным диабетом регулярно ходит на прием к эндокринологу, так и больной с алкогольной зависимостью должен регулярно (сначала раз в месяц, далее раз в два или три месяца) посещать врача — психиатра-нарколога. Сам он, как бы обидно это ни звучало, со своей проблемой не справится, болезнь носит прогрессирующий характер с периодическими рецидивами (срывами), — говорит врач-психотерапевт Амурского областного наркологического диспансера Евгений Брагин. — Методы лечения алкоголизма упрощенно можно разделить на медикаментозные и немедикаментозные. В случаях, когда нужна неотложная наркологическая помощь, приоритет отдается медикаментозному лечению, потому что в связи с отравлением алкоголем или резким прекращением его употребления человек может оказаться в критическом состоянии. Медикам нужно восстановить работу жизненно важных органов и систем пациента.

Алкоголь для многих людей — это способ вызвать искусственную эйфорию, не связанную с реальностью. Или способ поднять настроение самому себе, когда нет других навыков и интересов.

Что дальше?

По словам врача, после того как выпивоха пришел в адекватное состояние — у него восстановился естественный сон, к нему вернулся аппетит, полностью прояснился ум, его уже не тошнит и не «трясет», не «выскакивает» сердце, — тогда он способен задуматься: а что будет делать дальше? Что будет завтра в его жизни — после выписки из наркологического отделения?

— Вот она — ситуация, когда возникает вопрос о методах, влияющих на сохранение режима трезвости и укрепляющих мотивацию к отказу от употребления спиртного. Эти методы тоже делятся на две группы: с использованием медикаментов —фармакологические, и без использования таковых — психотерапевтические.  Фармакологические методы представляют собой известную всем запретительную методику — кодировку с применением средств, блокирующих опиоидные рецепторы (зоны удовольствия) в головном мозге, либо с применением средств, которые уменьшают выработку печенью фермента для переработки этилового спирта. Этим видам лечения уже более сорока лет, — уточняет специалист.

Кодировка — путь к трезвости

— Вид противорецидивного лечения всегда выбирается с учетом оценки уровня реабилитационного потенциала, индивидуальных особенностей самих пациентов, показаний и противопоказаний к каждому выбранному методу. С учетом вышесказанного, лечение однозначно приносит пользу и нередко становится переходом от зависимого алкогольного поведения к осознанному трезвому образу жизни. Люди с высоким уровнем реабилитационного потенциала, при отсутствии противопоказаний, могут выбрать любой из описанных методов. Главное, чтобы решение пройти «кодировку» было их собственным желанием, а не установкой близкого окружения, которое требует применить запретительную методику во что бы то ни стало, — отмечает Евгений Брагин.

При этом пациент должен понимать, что кодирование — всего лишь метод временного ограничения употребления алкоголя. И то время, на которое рассчитано действие запретительной методики, лучше использовать на создание или укрепление имеющейся мотивации к жизни без алкоголя.

В знак протеста пациент демонстративно может снова «уйти в запой» — в тот же день, когда прошел кодировку.

— В этот период человек сам (а лучше с помощью психотерапевта) по-другому может посмотреть на процесс общения с близкими людьми, коллегами, может переосмыслить целесообразность дружеских отношений с теми, с кем встречался каждую пятницу или субботу в гараже за пивом и закуской. Если весь период кодирования человек проводит в трезвости с интересом к жизни, то у него есть шанс потом не пить и год, и два, и пять, и десять лет. В таких случаях мы утверждаем, что период временного ограничения пошел ему на пользу, — говорит врач.

Почему после кодировки алкоголики могут уходить в запой в знак протеста

На лечение в областной наркологический диспансер амурчане попадают по разным причинам. Одни — из-за передозировки алкоголем. К примеру, «перебрали» на мероприятии, потеряли контроль над выпитым и собой. Другие — потому что лишились работы или семьи по причине алкогольной зависимости.

В последнем случае, при серьезной оценке своих потерь и желании вернуть то, чего человек лишился, благодаря кодировке он может вернуться к полноценной жизни. У «замотивированных» пациентов прогноз избавления от алкогольного недуга — положительный.

— Негативные результаты и такие же реакции на кодировку чаще всего встречаются оттого, что запретительный метод выбирает не сам человек, а кто-то из его окружения. Родственники могут утверждать: «Надо его закодировать, чтобы не пил больше!» Или руководство требовать: «Принесешь справку о том, что закодировался, оставим на работе». В таких ситуациях, каким бы ни было психотерапевтическое воздействие, применение запретительной методики будет насильственным и нанесет вред здоровью пациента, — считает Евгений Брагин.

Сорвалась и нанесла себе тройной вред

Поэтому специалисты нередко проводят работу и с созависимыми — окружением пациента: мамами, женами, детьми. Ведь в знак протеста пациент демонстративно может снова «уйти в запой» — в тот же день, когда прошел кодировку. А если пойдет «родным навстречу», то продержится трезвым нескольких дней или недель.

— Вспоминаю случай из нашей выездной работы в одном из районов области. На прием пришла пациентка лет 35, которую мама уговаривала пройти кодировку. Оказалось, что не впервые. За два года до этого ее инициатор-мама добилась согласия дочери, оплатила лечение, но так и не порадовалась за ее трезвеннические успехи. Женщина днем прошла кодировку, а вечером демонстративно напилась. И нанесла тем самым тройной вред себе: своему физическому здоровью (ее пришлось госпитализировать), психологический вред (перестала верить, что наркологическая помощь может как-то решить проблему с употреблением алкоголя) и материальный (запретительные методики всегда отличались относительно высокой стоимостью). Увы, межличностные проблемы в семьях нередко приводят к таким вопиющим случаям, — говорит Евгений Николаевич.

«Если весь период кодирования человек проводит в трезвости с интересом к жизни, то у него есть шанс потом не пить и год, и два, и пять, и десять лет. В таких случаях мы утверждаем, что период временного ограничения пошел ему на пользу».

Нельзя нарушать программу

Еще одним достаточно значимым и серьезным фактором негативного и даже пренебрежительного отношения к запретительным методам является сама процедура кодирования. За последние два десятилетия она претерпела серьезное упрощение. По словам врача, потеряв должный алгоритм и индивидуальный подход к пациенту, она приобрела характер элементарного запугивания. Часть практикующих специалистов ограничивается использованием одного методического приема: «выпьешь — помрешь». Хотя в их словах есть правда.

После кодирования, в тех случаях, когда человек сам нарушает условия соблюдения режима трезвости, бывают два типа реагирования на поступивший в организм алкоголь — срочный и отсроченный. Первый вариант развивается в течение нескольких часов, иногда нескольких суток, и «нарушителя» в течение этого времени могут увезти на скорой. Второй — спустя несколько недель и даже месяцев.

«С процедурой кодирования шутить не стоит»

У одного из пациентов Евгения Брагина, проходившего курс лечения в стационаре наркодиспансера, сформировалась фобия к кодировке — из-за того, что его хороший знакомый, с которым вместе работали на стройке и иногда выпивали, будучи закодированным, умер прямо на рабочем месте. Реанимационные мероприятия бригады скорой не дали ожидаемого результата. Мужчина после кодировки безответственно начал употреблять спиртное.

— Советую нашим пациентам хорошо подумать перед тем, как решиться на прохождение процедуры кодирования. Это серьезная вещь, и шутить с ней не стоит. Здоровье одно, не стоит необдуманно его терять. И не стоит процедуру кодирования воспринимать как панацею. Всегда можно найти альтернативный способ сохранения режима трезвости, главное — чтобы специалист помог вам его правильно подобрать. О каком бы методе мы ни говорили, в любом случае важен настрой и мотивация самого человека, — отмечает психотерапевт.

Есть смысл быть трезвым

Те, кто проходит курс лечения в областной наркологии, при условии абсолютной трезвости снимаются с диспансерного учета, возвращают себе утраченные права — на вождение автомобиля, владение оружием, на занятие государственных должностей, на совершение коммерческих процедур (в том числе оформление сделок с недвижимостью). В общем, оснований для мотивации предостаточно, а значит, есть смысл — быть трезвым.

Как сохранить трезвость: система «12 шагов»

— Еще с 1970-х годов отечественная наркология выделяла психотерапию как важный этап реабилитации, сопровождавший наркологических пациентов на всем протяжении лечебного процесса, — рассказывает врач-психотерапевт Амурского областного наркологического диспансера Евгений Брагин. — Когда пациент заканчивал курс лечения, после выписки ему требовался тот вид поддержки, который помог бы выдерживать длительные сроки ремиссии вне стен лечебно-профилактических учреждений. Сегодня для этого используется хорошо знакомый большинству зависимых пациентов метод реабилитации — терапия средой. Речь идет о группах анонимных алкоголиков — все преимущества такого способа поддержания трезвости раскрываются в группе среди участников.

Система «12 шагов» — один из способов сохранения режима трезвости. В атмосфере понимания и поддержки, в окружении тех, кто уже много лет живет трезвой жизнью, появляется понимание, что он не один такой, он — человек, который ищет путь избавления от тяжелого недуга и движется к выздоровлению со своим новым окружением.

«Алкоголизм — это болезнь, и, как любая другая болезнь, она требует лечения».

В основе методики — религиозные принципы

В основе методики «12 шагов» лежат религиозные принципы, благодаря чему реабилитационную программу нередко называют еще и духовной программой. Это отличает наркологию от любой другой медицинской специализации, в том числе и от психиатрии.

Топ-6 причин пьянства

  1. стрессы
  2. скука (нечего делать)
  3. подверженность влиянию окружения (выпить за компанию)
  4. — наличие хронических заболеваний, болевые синдромы после травм и т. п., бессонница и так далее
  5. отягощенная наследственность
  6. стереотипное отношение к традициям — «обмывание» новинок, событий — приятных и не очень.

Портрет амурского алкоголика

Хотя по гендерному признаку алкоголиков не делят, спившийся амурчанин сегодня выглядит примерно так. Чаще это мужчина от 30 до 55 лет — самого активного, трудоспособного и репродуктивного возраста. Человек, разочаровавшийся в своей жизни либо в каких-то ее отдельных сферах.

Возрастная категория материалов: 18+