Но в отсутствие сильнейшего конкурента, который последние четыре года подряд увозит домой высший приз, можно смело побороться за первое место. Значит, обрадуются. А подопечные Нины Петровны расстроены, но их руководитель не унывает. Верит, что в следующем году ситуация изменится в лучшую сторону. Гуменюк несколько странный человек. Сегодня, когда каждый второй россиянин с трудом находит свой путь, эта женщина открыто заявляет, что считает себя счастливым человеком и хорошо знает свою главную цель.

«Не изволите ли чаю?»

Еще одно отличие от большинства представительниц прекрасного пола: Нина Петровна не просит «забыть» о ее возрасте. Наоборот, несколько раз совершенно спокойно и даже торжественно-приподнято говорит: «Мне на днях будет 75! Но я не чувствую тяжести прожитых лет. Когда у человека есть смысл жизни, он не замечает возраста». Пытаясь дозвониться до юбиляра, слышу от ее мужа одно и то же: «Раньше восьми вечера она никогда не бывает дома». Позже узнаю, что после семи утра — тоже.

Нина Петровна ровно 30 лет работает на факультете дополнительных педагогических профессий БГПУ и лицея. Одновременно является методистом, художественным руководителем хора и вокального отделения. Первое, что бросается в глаза в кабинете ФДП, — это журнальный столик с чашками, конфетницей и чайником внушительных размеров.

— Мои ребята здесь чаевничают, — поясняет Гуменюк. — Студенческий профсоюз постоянно выделяет нам деньги на сахар, заварку и булочки: очень многие мои подопечные не успевают покушать. После лекций и семинаров сразу бегут ко мне. Но недаром писал великий баснописец: «И кому на ум придет на желудок петь голодный?..»

Чаевничать со студентами — давняя традиция. Нина Петровна на мгновение щурит глаза, как будто таким образом можно разглядеть события шестидесятилетней давности. В 1947 году юная Нина, в девичестве Рыбина, закончив семилетку, подалась в музыкальное училище родного Омска. Хотела обучаться вокалу, да врач-ларинголог отказал: «Человек, которому вырезали гланды, не может быть профессиональным певцом». Пришлось поступить на дирижерско-хоровое отделение. Но если не повезло в одном — посчастливилось в другом! Ее преподаватель Раиса Васильевна Теслер, как мудрый педагог, прекрасно видела, как трудно 14-летней Нине. Дома студентка питалась впроголодь, а буфета в училище не было.

— Я занималась дома у Раисы Васильевны, — вспоминает сегодняшняя юбилярша. — Она жила в комнате, где было огромное количество нот, книг, а посередине стоял рояль. Кроме старенького дивана, мебели никакой. Говорят, что ленинградцы отличаются высокой культурой и отзывчивостью. Не знаю, как сейчас, а тогда, 60 лет назад, я это почувствовала на себе. Тактом необыкновенным обладала Теслер! Увидит, что я голодная, сразу смотрит на часы: «Ой, Ниночка, извините меня, пожалуйста. Наступило время мне пить чай. Будьте любезны, составьте компанию!» Она понимала: если просто позвать меня и накормить — я ни за что не соглашусь! Лучше умру от голода! Вот и шла на хитрость.

Раиса Васильевна, считаю, была педагогом и музыкантом от Бога. Очень важно, что я с первого курса столкнулась с настоящим мастером своего дела. Стараюсь быть на нее похожей и продолжаю ее традиции. Если бы не музыка Нина Петровна гордится, что с самого детства сделала правильный выбор. Одноклассники метались в выборе профессии, а Ниночка уже с третьего класса ходила в городской Дом пионеров на вокальные занятия. Понимала: без музыки ей не жить.

Нелегко приходилось, но зато какие результаты! Уже в четвертом классе талантливую девчушку пригласили записываться на радио. Гуменюк до сих пор помнит, как дрожала от волнения, когда тоненьким голоском выводила сольную партию из оперы Чайковского. А как гордились своей дочуркой родители! «В меня пошла! — восклицал отец. — Не даром, значит, я играю на кларнете в оркестре. Молодец, Нинок!» «Ты забыл о роли дедушки, — вставляла свое слово мать. — Кузнецом в деревне был до революции. От него Нинке передались терпение и сила духа». На самом деле нужно быть фанаткой, чтобы вставать в шесть утра, бежать в училище заниматься на пианино.

О покупке дочери такого дорогого музыкального инструмента не было и речи: для многодетной семьи фронтовика такая сумма была неподъемной. Зато суженого себе Нина отыскала посредством искусства. После окончания музыкального училища стала работать художественным руководителем в Омском гарнизонном Доме офицеров, а по совместительству — хормейстером в школе милиции. Тут-то она и повстречала бравого лейтенанта. Всей душой потянулась к Николаю Гуменюку. Это ж как хорошо: и защитит всегда от хулиганов, и дуэт составит! 52 года неразлучен их певческий тандем. Вместе супруги поехали в Благовещенск. Он — по распределению, и ей работа нашлась.

Помимо хора в пятой школе, ей доверили заниматься с хором школы музыкантских воспитанников, где были в основном детдомовские дети. Потом уже втроем, с сынишкой Женей, отправились в Москву. Николай — в Высшую школу милиции, а она устроилась работать в школе № 215 Тимирязевского района столицы. Через год на смотре художественной самодеятельности жюри ахнуло: «Получился один из лучших детских хоров Москвы!» И так из года в год. Член жюри, директор детского дома-интерната, предложила: «Ниночка! У вас такой шанс. Идите ко мне. Я вам отдаю ключи от двухкомнатной квартиры». Загорелись было супруги Гуменюк идеей стать москвичами — такие возможности открываются, но в управлении внутренних дел рассердились не на шутку: «Или ты вернешься домой, или будешь наказан за самоволие!» Пришлось вернуться.

В нашем музыкальном училище Нина Петровна чувствовала себя как рыба в воде — учила хоровому дирижированию и вокалу. А с 1988 года пропадает с утра до вечера в Благовещенском пединституте.

— Мой муж спрашивает: «У тебя на первом месте что — семья или работа?» И сам же отвечает: «Конечно, работа». Он давно с этим смирился. Ничего не поделаешь, я такая, а не иная. По 40 — 50 человек поют у меня в хоре, а я нарадоваться не могу, что привлекла их в художественную самодеятельность! Тут люди духовно богаче становятся. Еще в студенческие годы, когда я собиралась в консерваторию, мой преподаватель Елена Калугина дала ценный совет: «Не ваше это дело — быть обычным учителем музыки. При таких организаторских способностях, умении общаться с людьми, вовлекать их в орбиту собственных интересов — ваше место в художественной самодеятельности». Теперь горжусь такими именами своих учеников, как Сергей Щербинин, Павел Кибиридзе, Вика Зотова и Юля Шицко. Именно в педуниверситете они запели по-настоящему и продолжают заниматься музыкой уже много лет.

Конечно, без мудрого вузовского руководства ничего этого не было бы. Университет приглашает к себе ведущих поэтов, писателей и музыкантов, чтобы знакомить первокурсников с их творчеством: мол, смотрите, слушайте, вы тоже можете добиться таких же результатов! На факультете дополнительных профессий 24 отделения: можно научиться художественному чтению, петь, танцевать, познать азы актерского ремесла...

Аналогов нашему ФДП нет на всем Дальнем Востоке, а может быть, и в Сибири.

— Сколько раз я говорила ректорату: «Если вы считаете, что я уже стара, что нужна более прогрессивная, как сейчас модно говорить, более продвинутая, — я освобожу место». «Нет, — отвечают, — вы устраиваете нас. Работайте, сколько посчитаете нужным!»

Будут чествовать меня 20 апреля в актовом зале университета. Концерт дадут. Речи обо мне хорошие скажут. И это правильно. А то обычно говорят тогда, когда человек их уже не слышит... Я рада, что имею кучу наград, что стала заслуженным работником культуры и отличником народного просвещения. Приближать людей к искусству — всегда было моей главной целью. У меня это получалось, а значит, я счастливый человек!