Здесь одновременно идет сооружение трех крупнейших объектов: насосно-перекачивающей станции, нефтеналивного терминала и приемо-сдаточной площадки. Наш корреспондент побывал на стройке и попытался выяснить, когда же все-таки первая нефть придет в Сковородино и что от этого получат местные жители.

Кадровый барьер для трубы

По первоначальному плану в конце 2008 года должно было полностью завершиться строительство первой очереди ВСТО, включая сам трубопровод и сопутствующие объекты. Однако ряд причин, среди которых называют трудный рельеф и бездорожье Якутии, недостаточное финансирование и отсутствие проектной документации, отодвинул этот срок как минимум на год. Если труба в Приамурье уже проложена практически на всем участке до границы с Якутией, то нефтеперекачивающую станцию (НПС) и терминал в Сковородине, откуда будут отправляться составы с нефтью к берегу Тихого океана, только начали строить. Впрочем, обещают подрядчики, эти объекты удастся сдать в следующем году.

— Мы уже завершили переброску всей техники, вагончиков в Большой Невер. Сейчас заканчиваем сооружение автономных гостиницы, столовой, бани для рабочих. То есть подготовительные работы уже позади, — говорит Вячеслав Иващенко, начальник штаба N 7 по строительству НПС «Краснодарстройтрансгаз». — Начинают приезжать и рабочие со всей страны, преимущественно из Волгодонска, Краснодара, Тобольска. Безусловно, на сооружении объекта будет задействовано и местное население.

Всего на строительстве НПС будут работать около тысячи человек. В прошлом году НПС в Большом Невере начало строить известное в Приамурье предприятие «Буреягэсстрой». Однако после нескольких недель работы гидростроители покинули объект. Через полгода на объект пришел «Краснодарстройтрангаз». Эта организация прокладывала трубопровод на участке от Тынды до Сковородина.

— Мы готовы привлекать местные компании, но вся проблема в том, что для них строительство нефтяных объектов — несвойственная функция. Конечно, если нам нужно взорвать скалу, то здесь разницы нет: главное, чтобы предприятие специализировалось на взрывах. Поэтому работы этого профиля у нас выполняли взрывники из Тынды. Другое дело — сварка трубы или монтаж оборудования. Сварка нефтяной трубы кардинально отличается от соединения водопроводных труб. В Амурской области нет специалистов, которые могли бы варить трубы для нефтепровода, здесь нам приходится привлекать людей из других регионов. Конечно, мы несем определенные затраты на транспорт, размещение в вахтовых поселках, но другого варианта нет, — подчеркивает Максим Кискин, начальник штаба ЦУП «ВСТО». — Местное население мы задействуем на охране строительных объектов и их обслуживании. Хотя и здесь есть свои проблемы. Человек получил первую зарплату и пропадает — начинает пить. С такими людьми мы расстаемся.

О том, что местные жители уж очень любят после зарплаты хорошенько выпить, говорят и в других строительных организациях. Не отрицают это и в сельсовете Большого Невера.

— У нас в поселке, кто хочет работать, тот работает. Другое дело, что после зарплаты мужики уходят в запой, а с этим у нефтяников очень строго. Как бороться с бедой, не знаем, — говорит Николай Яковлев, глава Неверского сельсовета. — Сегодня на строительстве нефтепровода работают 23 человека, еще 40 охраняют эти объекты. Для нашего поселка это приличные цифры. Леонид Серенко, житель Большого Невера, ради работы на нефтепроводе бросил свой бизнес — перевозку грузов в Якутию. Дальнобойщик в прошлом, он посчитал, что работать крановщиком у нефтяников гораздо лучше.

— Во-первых, рядом с домом, во-вторых, стабильный заработок. Раньше же стоишь, ждешь неделями, когда будут заказчики, чтобы поехать в рейс в Якутию, — делится Леонид Серенко. — Зарплата у нефтяников хорошая, условия работы тоже неплохие.

Дорогие квартиры с серой зарплатой

Как говорят местные жители, в выигрыше от нефтепровода только те, кто работает в строительных компаниях. Остальным же приходится приспосабливаться к условиям жизни, которые диктуют заезжие нефтяники. В Большом Невере люди живут, как на пороховой бочке. От мощных взрывов содрогается весь поселок.

— Последний раз от ударной волны в некоторых домах и в нашей школе разбились стекла, вылетели рамы, падали люстры, — рассказывает Надежда Белобородова, заместитель главы сельсовета Большого Невера. — Заявления в администрацию с просьбой застеклить дома принесли восемь сельчан. Взрывники обещали возместить весь ущерб и вставить стекла.

Если жители Невера устали от взрывов, то сковородинцы не знают, как жить дальше из-за стремительно растущих цен на жилье. Приехавшие строители начали снимать квартиры, а так как спрос на рынке недвижимости в Сковородине гораздо выше предложений, то стоимость аренды однокомнатной квартиры взлетела до 15 тысяч рублей. Для небольшого районного центра это невероятно высокая цена. Но если нефтяники за счет компенсации за съем жилья могут без проблем отдать и несколько десятков тысяч рублей, то местные жители платить такие деньги не могут. Проблематично и купить квартиру. Если удается найти подходящее жилье, то за него просят практически так же, как в соседней Тынде, где цены на недвижимость ненамного отстают от областного центра.

В администрации Сковородинского района подчеркивают, что, несмотря на ажиотаж на рынке жилья, который создали нефтяники, проект ВСТО имеет немало плюсов для дотационного района. Кроме привлечения местного населения, это еще и налоговые поступления в сельские и районные бюджеты. Например, в Большом Невере за счет денег от аренды земельных участков удалось закрыть многие дыры в местной казне. В районный бюджет поступают часть денег от налога на доходы физических лиц, платежи за пользование общераспространенными полезными ископаемыми.

— Сегодня для нас самая главная проблема — это борьба с зарплатами в конвертах и выявление так называемых нелегалов. По нашим данным, часть зарплаты нефтяники все же не декларируют, соответственно, не платят с нее налоги. Здесь очень трудно выявить такие случаи, а вот незарегистрированный в Сковородинском районе персонал стараемся определять быстро. Постоянно ездим по объектам, проверяем документы о постановке на учет. В этом наша прямая заинтересованность, так как от этого зависит наполняемость нашего бюджета, — объясняет Олег Крамаренко, начальник отдела экономики администрации Сковородинского района. Сербов пугает холодная вода В прошлом году нефтепровод ВСТО стал международной стройкой. Сначала в Якутию пришли китайцы, а чуть позже в Приамурье — сербы и хорваты. Сегодня сербская фирма «AMERCO international», головной офис которой расположен в Лондоне, ведет строительство 23-километрового отвода от нефтеперекачивающей станции недалеко от Большого Невера до приемо-сдаточного пункта (ПСП) на окраине Сковородина и сам ПСП.

«АМЕRCO» уже 20 лет сотрудничает с «Транснефтью», за это время построила несколько крупных объектов в Санкт-Петербурге, Самаре, Липецке, Новороссийске. Сейчас в Сковородине работают 70 иностранцев. По словам сербов, вахтовый метод всегда вызывает определенные сложности, но в Приамурье строители впервые столкнулись со многими трудностями.

— Нам говорили про сильные морозы, но мы зиму отработали и не почувствовали холод, а вот редко появляющаяся горячая вода в квартирах, разбитые дороги нас удивили, — рассказывает Деян Трипкович, руководитель проекта компании «AMERCO». — В самом начале мы ездили в Благовещенск на машине, но, посмотрев на дороги, решили: не надо рисковать жизнью. И теперь ездим только на поезде. В Сковородине нет хороших квартир. Нас спасает то, что мы работаем с утра до поздней ночи и уже не обращаем внимания на все неудобства.

Вместе с Деяном Трипковичем в Приамурье приехало немало специалистов из Сербии и Хорватии. Но часть рабочих все же приходится привлекать из русских. Именно для них на строительных площадках установлены таблички, где написано, что курить на объекте запрещено. По словам Трипковича, с курильщиками еще можно бороться, а вот с любителями крепко выпить гораздо труднее. В сентябре этого года фирма «AMERCO» должна сдать в эксплуатацию приемо-сдаточный пункт нефти. Это будет полностью автоматизированное сооружение для проверки качества нефти, определения ее объемов для подачи на терминал. Пункт станет конечной точкой нефтепровода от Тайшета до Сковородина. Сегодня на месте ПСП пока только заливают фундамент, но уже осенью здесь ничего не будет напоминать о стройке, а вблизи объекта появится зеленая трава. В мае строители должны завершить сооружение 23-километровой ветки от нефтеперекачивающей станции. На днях строители закончили подземный переход через федеральную дорогу Большой Невер — Якутск. Трубу проложили под дорогой с помощью так называемого прокола. Благодаря этой технологии не пришлось строить объезд и создавать неудобства водителям. Осенью сербская компания приступит к строительству нефтяных резервуаров. Огромные емкости смогут вместить в себя сотни тысяч тонн нефти.

Кафе для нефтяников

Терминал для погрузки нефти в железнодорожные цистерны в Сковородине сооружает компания «Энергоактив». Пока на объекте построены только железнодорожные пути. Механизаторы ведут отсыпку площадки терминала. Первые цистерны с нефтью ждет РЖД. На первом этапе со станции Сковородино будет отправляться до десяти составов в сутки. Для Забайкальской железной дороги перевозка нефти — существенное увеличение объемов работы: потребуются дополнительные локомотивные бригады, вагонники. Таким образом на сковородинском рынке труда в ближайшее время может наблюдаться существенный дефицит кадров. В 2009 году, когда первая нефть придет в Приамурье, встанет вопрос об эксплуатации трубопровода и сопутствующих объектов, на нефтеперекачивающей станции в Большом Невере будет работать от 200 до 300 человек. Сейчас в компании «Востокнефтепровод» сопоставляют все плюсы и минусы вахтового и постоянного базирования специалистов. В случае, если нефтяники-эксплуатационники останутся жить в Сковородинском районе, для них нужно построить несколько жилых домов, социальные объекты.

— На встречах с представителями «Востокнефтепровода» нам сказали, что в Большом Невере построят детский сад, дома. Но пока это все на словах: у нефтяников постоянно меняются планы, поэтому говорить о каких-либо решениях еще рано. Но если у нас останутся жить специалисты с нефтеперекачивающей станции, то для них никакой инфраструктуры в селе нет. Школа разваливается, клуб с детским садом старые. Все это надо строить заново, — подчеркивает Надежда Белобородова, заместитель главы сельсовета Большого Невера.

Такая же ситуация и в Сковородине. Даже при наличии денег здесь уже не купишь нужное количество квартир на вторичном рынке. Как и везде, не хватает мест в детских садах, а клуба в городе нет уже несколько лет — сгорел.

— Конечно, это существенная проблема. Кроме того, в Сковородине всего два кафе, да и те не соответствуют нормам. Тяжело с питанием, в магазинах много просроченных продуктов, которые продаются еще и по высоким ценам. Сотовая связь то есть, то пропадает, — говорит представитель «Востокнефтепровода». — Скажем, если приехал человек из Тюмени, то какой для него контраст! Даже высокая зарплата его может не удержать. Мы ведем работу по привлечению местного населения, работаем со школьниками, чтобы те получали профессии по нашему профилю и приезжали работать в Сковородино. Заработная плата у специалистов, задействованных на эксплуатации нефтеперекачивающей станции и терминала, будет выше 50 тысячи рублей. То есть нефтяники станут самыми высокооплачиваемыми работниками в Сковородинском районе. В следующем году начнется реализация проекта «ВСТО-2», то есть строительство нефтепровода от Сковородина до бухты Козьмино в Приморье. Самый большой участок трубопровода на этот раз пройдет по Амурской области. Магдагачинский, Шимановский, Свободненский, Серышевский, Белогорский, Ромненский, Октябрьский, Завитинский, Бурейский и Архаринский районы теперь почувствуют на себе все преимущества и проблемы, связанные со строительством нефтепровода.

В администрации Сковородинского района говорят, что соседям будет легче работать с нефтяниками, так они станут опираться на наработки Тынды и Сковородина. В любом случае крупнейший инфраструктурный проект 21-го века привнесет новую жизнь в большинство районов Амурской области. Сковородинский район.