Весть о разрушительном пожаре, который стер с лица земли десятки жилых домов, мало кого оставила равнодушными. Как с последствиями трагедии справляются на местах, решил выяснить и наш корреспондент.

Два села — одна беда

Село Серебрянка, расположенное в живописной лесистой местности, всегда радовало глаз и самих жителей, и нечастых гостей. Небольшая деревушка, окруженная густорастущими соснами, притаилась вдали от городского шума и снующих по трассе машин. Сегодня из 112 дворов здесь осталось 88. Апрельский пожар уничтожил почти четверть Серебрянки. И жители, и местные власти считают, что, скорее всего, дома исчезли с лица земли безвозвратно. Главу Серебрянкинского сельсовета Ольгу Чеванюкову мы застали в деревенском клубе. Вместе со своими коллегами по администрации и курсантами ДВВКУ женщина разгружала кузов огромной военной машины: поступила очередная партия вещей и предметов первой необходимости для селян-погорельцев.

— Сегодня в три часа начнем раздавать вещи, — пояснила Ольга Михайловна, — да продукты кое-какие. Пасха все-таки.

О том, что немалая часть села превратилась в пепелище, Ольга Чеванюкова узнала не от соседей. Вместе с односельчанами глава администрации боролась с огнем почти сутки, стараясь не подпустить стихию к жилым домам.

— Пал со стороны Зиговки шел к нам еще с субботы, — вспоминает Ольга Михайловна. — Расстояние между селами около 15 километров. Мы, как обнаружили его, сразу же доложили по всем инстанциям. Приехали работники Свободненского МЧС и сначала решили пал локализовать, когда он был уже в четырех километрах от нас. Но потом решение изменили: мол, ветра нет. «Разбирательство» с огнем решили отложить до утра. Утром приехали работники областного МЧС, сказали, что время упущено и остановить огонь будет сложно. Решили пустить встречный пал. Метрах в 700 от края села подожгли, но ветер усилился, и огонь пошел не в противоположную сторону, а прямо на деревню. Загорелся лес, и дома на окраине моментально накрыло огненной волной. Всю ночь с пожаром боролись, только к утру удалось его потушить. Потеряли мы в ту ночь 24 дома.

Село Глухари (станция Ледяная) пережило воскресный пожар с меньшими потерями: пять жилых домов и четыре дачных домика. Здесь события развивались несколько по другому, но не менее трагичному сценарию.

— Огонь пришел из леса в воскресенье днем, — рассказывает житель Глухарей Павел Давиденко. — Несколько часов до этого местные жители его отбивали, чтоб к селу не подобрался. А пожарные в это время кладбище тушили в двух километрах отсюда. Но лес разгорелся, ветер сильный подул, раскидал горящие ветки и хвою повсюду — дома вспыхнули. Потом уже приехали расчеты из Свободного, Шимановска, Углегорска. Пожар локализовали к ночи, а дома так и догорели. Каждый год мы мучаемся! Как весна — лес горит около села. Обычно нам удавалось отбить огонь, а вот в этом году не повезло.

Зеленая опасность

Пожароопасный сезон для жителей многих сел Свободненского, Шимановского и других богатых лесом районов напоминает русскую рулетку. «Дойдет — не дойдет», — гадают жители, глядя, как полыхают леса в окрестностях за несколько километров. Тушить огонь собственными силами — «отбивать», когда он подступает к родному селу слишком близко, — стало традицией. Во многих населенных пунктах расстояние от окраины села до начала леса угрожающе мало. Люди живут в постоянном страхе стать погорельцами.

— Почему бы не вырубить эти сосны метров на триста от села? — возмущается Павел Давиденко. — Ведь каждый год горим, а так опасность была бы меньше.

Глава Серебрянкинского сельсовета Ольга Чеванюкова также считает, что пожарной безопасности сельских жителей сегодня уделяется слишком мало внимания.

— Мы живем в лесу, — констатирует Ольга Михайловна, — а нас заставляют дома опахивать. Если пожар придет из леса, никакая минерализованная полоса не поможет. А распоряжаться лесными угодьями не входит в компетенцию глав. Вот и получается, что, с одной стороны, мы должны обеспечить безопасность вверенных нам участков, а с другой — закон нам многое запрещает.

Между тем компетентные органы не разделяют возмущения сельских жителей. Министр природных ресурсов Амурской области Федор Дмитрук, который побывал в селах Свободненского района сразу после трагедии, уверен: не допустить стихию в поселения было в силах местной администрации.

— Я могу официально заявить, что Серебрянка и Ледяная пострадали не от лесных пожаров, — подчеркнул Федор Федорович. — Огонь пришел с ближайших сельхозугодий. То есть горела сухая трава, которая могла зацепить несколько близко растущих деревьев. Это значит, что если бы главы муниципальных образований вовремя приняли меры (сделали минерализованные полосы, отделяющие села от полей, произвели отжиг сухой травы в начале марта, когда это положено делать всем), подобной трагедии не произошло бы. Я разговаривал с главами, выяснял причины такого беспечного отношения. Отговорка одна — денег нет. Выходит, сейчас найти деньги на жилье для пострадавших будет проще? Что касается вырубки лесов, то, на мой взгляд, это совершенно излишне.

Восстановлению не подлежит

Жилые улицы в Серебрянке и Глухарях превратились в равнины, густо усыпанные пеплом. Здесь не было кирпичных строений — только «деревяшки», в которых, по словам односельчан, жили в основном неработающие люди: пенсионеры и владельцы небольших подсобных хозяйств. После трагедии погорельцы поселились у родственников или друзей. Что ждет их дальше, пока никто не может сказать наверняка.

— Все 69 человек расселены, — утверждает Ольга Чеванюкова. — Без крова никто не остался. Две семьи переехали в Рогачевку, по одной — в Костюковку и в Свободный. Три квартиры из ветхого фонда в нашем селе отдали под временное жилье для пострадавших. Многих односельчане просто приютили. Продуктами помогают жители соседних деревень. Привозят соленья-варенья. Детям — мед. Из районной администрации привезли картошку. Так что пока держимся. Ждем, что районные власти решат по поводу жилья. Восстанавливать нечего, разве что заново отстроить. Построят новые дома — люди останутся, начнут новую жизнь. Не построят — раскидают всех по разным деревням. Понемногу для всех жилье найдется.

Сами погорельцы уже морально готовы к тому, что из родного села придется переезжать. В Серебрянке люди до сих пор прочесывают пепелища в поисках уцелевших вещей, которые представляли бы хоть какую-нибудь ценность. Во многих сгоревших подворьях привязаны цепные псы, которые охраняют территорию от возможных посягательств мародеров. Однако на наших глазах в пункт приема металла из села отправился старенький мотоцикл, груженный ломом. Вырученные деньги селяне начнут откладывать «на новую жизнь», как выразился один из местных жителей, провожая взглядом удаляющийся мотоцикл. В районной администрации подтвердили наши сомнения по поводу возможности восстановления сельского жилого фонда.

— Строить дома заново — неподъемные для районного бюджета затраты, — отмечает начальник отдела по организационным и общим вопросам администрации Свободненского района Елена Мышкина. — Но, разумеется, без крыши над головой погорельцы не останутся.

Углегорск, Орлиный, Рогачевка — с этими и рядом других населенных пунктов уже есть договоренность о предоставлении жилья пострадавшим. На капитальный ремонт ветхих квартир в Серебрянке будет выдано по 30 тысяч рублей. Также к концу недели каждая пострадавшая семья получит по 15 тысяч рублей на неотложные нужды. Из областного бюджета выделены деньги на закупку 2 тонн картофеля и посуды для пострадавших. Между тем районная комиссия уже подсчитала ущерб, причиненный жителям стихийным бедствием. Он составил около 11 миллионов рублей. Однако окончательные итоги будут известны после завершения работы областной комиссии. Семьи погорельцев еще не определились с новым местом жительства, так как, по словам Елены Григорьевны, до сих пор пребывают в шоковом состоянии. Свободненский район.

* * *

«София» просит помочь погорельцам

Благотворительный фонд «София» обращается ко всем, кто может оказать финансовую и иную помощь нашим землякам из сел Серебрянка Свободненского района и Екатеринославка, пострадавшим от пожара.

— Погорельцам нужно восстанавливать и ремонтировать жилье, или даже строить его заново, — говорит президент фонда «София» Наталья Грызлова. — Я была в Екатеринославке и других селах, люди хотят остаться на своей родине, они уезжать не намерены. Кредиты на жилье взять трудно — им даже поручиться нечем. Помогают погорельцам очень многие — и правительство области, и фонды, но накладок не получится. Мы обязательно свяжемся с администрациями сел, выясним, какую помощь люди уже получили и что еще нужно. Тогда примем решение, кому перечислить средства, и даже проконтролируем, на что они будут потрачены.

Телефон фонда «София» в Благовещенске 51-88-29. Банковские реквизиты: р/с 407038108110000000762 в филиале ОАО «Банк ВТБ» в г. Благовещенске. Корр. счет 30101810400000000762, ИНН 2801126175, КПП 280101001, ОГРН 1072800001834, БИК 041012762.

* * *

Огненный рекорд

По данным областного министерства природных ресурсов, количество лесных пожаров, бушевавших в Приамурье, побило всевозможные рекорды. За три последние недели спасатели выезжали на тушение 210 пожаров, а за весь прошлый год их было зарегистрировано чуть более 300. Специалисты утверждают, что в подавляющем большинстве случаев виновники пожаров — местные жители, которые игнорируют предупреждения о сложившейся пожароопасной обстановке и просьбы воздержаться от разведения огня на открытом воздухе.