Вопрос о судьбе киосков поднимается не в первый раз. В октябре вышло постановление мэра о запрете размещения киосков на территории города. Согласно этому документу, теперь новые торговые точки в Благовещенске могут появиться, только если будут реализовывать печатные издания и канцелярию. Чиновники решили, что процесс ликвидации объектов мелкорозничной торговли с улиц города будет проходить постепенно, но в первую очередь уберут ларьки, которые торгуют пивом.

О плюсах борьбы с пивными точками никто не спорит. Однако есть и социальный аспект: сегодня в городе насчитывается почти 400 киосков, в которых работают 1 200 человек. Не исключено, что скоро им придется искать другое место работы.

— Сейчас финансовый кризис, люди и так напуганы возможными сокращениями, а если депутаты примут закон, то почти 200 моих сотрудников будут вынуждены искать новую работу, — рассказывает один из владельцев городской сети киосков. —  Они уже сейчас переживают за свое будущее, потому что условия работы в мелкорозничной сети их вполне устраивают. Зарплата не ниже средней по области плюс премиальные, различные бонусы. Кстати, за 12 лет не было ни одной задержки по ее выплате, даже во время дефолта 1998 года. Кроме того, мы даем своим сотрудникам беспроцентные кредиты на разные цели. Например, купить зимние вещи, собрать ребенка в школу, одному работнику даже дали денег на покупку автомобиля. От нас за все это время ушли единицы, в то время как в крупных торговых сетях текучка большая, коллектив меняется по несколько раз в год, зарплату задерживают часто. Мы это знаем, потому что к нам приходят продавцы оттуда. Кроме того, если киоски закроют, то далеко не все смогут сразу трудоустроиться в другое место. У нас, кстати, работает много людей пенсионного и предпенсионного возраста, им тоже будет сложно найти работу.

Необходимость закрытия киосков, в которых продают пиво и сигареты, городские власти мотивируют и тем, что с каждым годом происходит рост алкогольной зависимости, особенно среди подростков. Виной тому, по мнению депутатов и чиновников, то, что киоски стоят чуть ли не на каждом углу, и купить пенный напиток можно в любое время суток.

— Бороться надо не с киосками, а с самим явлением, — считает предприниматель. — Нужно рассказывать о вреде курения, чрезмерного употребления алкоголя, вести разъяснительную работу. То, что киоски работают круглосуточно, это тоже не причина того, что население спивается. Ведь можно купить бутылку пива в ларьке, а можно зайти в магазин перед закрытием и купить целый ящик, так что все зависит от самого человека. Что касается подростков, то несовершеннолетним мы пиво не продаем. Не секрет, что проводятся рейды по торговым точкам, но у нас таких нарушений зафиксировано не было. Вообще, если разобраться в ситуации, то почему в том же магазине можно продавать пиво и сигареты, а в киоске на улице нельзя? Ведь если бороться с алкоголизмом и курением, то давайте уж сделаем запрет для всех, чтобы и магазин, и киоск были в равных условиях. Но получается, что одному можно, а другому нельзя.

Кстати, очень часто продавцы обычных ларьков помогают в наведении общественного порядка. Каждый из киосков находится под защитой вневедомственной охраны, и почти каждую ночь срабатывает тревожная кнопка. Причем не всегда это связано с попыткой ограбления: зачастую продавцы вызывают охрану, если видят, что поблизости, например, завязалась драка.

— У нас от правоохранительных органов даже есть несколько благодарностей, — рассказывает владелец киосков. — Однажды наш продавец, услышав выстрел, вызвала охрану, та успела задержать мужчину с оружием, а в результате выяснилось, что он хранил у себя целый огнестрельный арсенал.

Киоски приносят пользу и казне города в виде налоговых поступлений. За год эта сумма составляет до 100 тысяч рублей с одного киоска. Кроме того, на мелкой рознице завязаны многие муниципальные службы, например, ГСТК, Горсвет, которым владельцы киосков делают определенные отчисления. Владельцы мелких торговых точек считают, что проблемы, которые возникают из-за работы киосков, заключаются прежде всего в самих людях. Если горожане могут позволить себе выпить пиво в общественном месте или бросить мусор мимо урны, никакие административные меры этого не изменят. В любом случае судьбу киосков городские депутаты решат завтра.

Только цифры

По данным на 1 ноября 2008 года в Благовещенске работают 375 стационарных объектов мелкорозничной торговли, 85 — передвижных киосков, установлено 55 лотков по продаже пирожков, беляшей и хот-догов. За 10 месяцев этого года отделом по защите прав потребителей проведена 121 проверка киосков, в 47 процентах были выявлены нарушения. В прошлом году было закрыто 15 объектов, где систематически выявлялись нарушения. В этом году владельцам лишь 10 киосков пришлось сменить ассортимент товаров.

Киоск — пережиток прошлого? Мешают ли вам уличные киоски?

С таким вопрос «АП» обратилась к жителям Благовещенска.

Любовь Ивановна, бухгалтер:

— Лично мне киоски не мешают. Наоборот, удобно — иногда утром торопишься на работу, а хочется купить, например, жевательную резинку, шоколадку или ту же пачку сигарет. Рядом с моим домом есть киоск, там всегда чистота, я никогда не видела, чтобы там были пьяные, люди подходят, покупают то, что им надо. Кроме того, киоски — это и рабочие места, поэтому если их закроют, то люди останутся без средств к существованию.

Николай Максимович, пенсионер:

— Очень хорошо, что хотят закрыть киоски, из-за них столько мусора. Например, возле остановки стоит киоск, столько бутылок и окурков валяется, разве это хорошо?

Светлана Геннадьевна, временно безработная:

— Правильно делают, что закрывают киоски. Большинство ведь пивом торгует, причем круглосуточно, вот молодежь наша и спивается.

Александр Михайлович, рабочий:

— Киоски выручают, всегда можно что-то быстро купить, если нет возможности зайти в магазин. К тому же цены в них зачастую меньше, чем в супермаркетах. Я считаю, что киоски не влияют на рост алкоголизма, к примеру, в Европе полно пивбаров, но люди умеют пить, а у нас такой культуры нет, поэтому работать нужно в этом направлении.

Василий Орлов, заместитель мэра по вопросам экономики, финансов, торговли и транспорта:

— К киоскам на сегодняшний день две претензии. Во-первых, многие из них торгуют пивом, создают асоциальную среду, способствуют росту подросткового алкоголизма. Кстати, к нам поступает много жалоб от жителей на такие киоски. Во-вторых, это санитарная проблема — зачастую торговые точки не имеют необходимого сантехнического оборудования в отличие от магазинов. Мы понимаем, что есть и плюсы, в частности, киоски помогают в обеспечении товарами и услугами населения. Но если в начале 90-х годов эта проблема была довольно острой, то сейчас нет, поэтому киоски можно рассматривать как пережитки прошлого. Мы понимаем, что 400 киосков дают более 1200 рабочих мест для горожан. Поэтому ликвидация будет происходить постепенно, как минимум в течение 2-3 лет. Кроме того, в постановление мэра планируется внести изменения, а именно дополнение в перечень разрешенных к размещению на территории города объектов мелкорозничной сети, которые будут связаны с продажей цветов, продукции местных товаропроизводителей, сотовых телефонов, оказанием бытовых услуг населению, например, ремонт обуви, но не будет пива и сигарет. Чтобы смягчить ситуацию, мы будем способствовать и размещению на территории города передвижных павильонов типа «Купава». Таким образом, мы решаем эту проблему комплексно и готовы к диалогу со всеми заинтересованными сторонами.