— Разгонный блок «Фрегат» начал эксплуатироваться с 2000 года, за это время проведено 38 пусков. Все они успешны, за исключением одного, когда произошла авария на ракетоносителе, — в 2011 году не сработала ступень ракеты, компоненты топлива разгонного блока полностью разрушились в атмосфере. Сейчас блок «Фрегат» эксплуатируется на трех космодромах: Плесецк, Байконур и Французская Гвиана. В составе разгонного блока используется топливо: несимметричный диметилгидразин (или гептил) и окислитель азотный тетраксид (амил), блок заправляется компонентами топлива на специальной заправочной станции. Максимальный объем топлива в зависимости от модификации может доходить до семи тонн, из них гептила около 2,5 тонны. При соблюдении всех требований по технике безопасности попадание компонентов топлива в атмосферу исключено. Открытая заправка гептилом исключена полностью. За все время эксплуатации никаких происшествий — выхода компонентов наружу — не было.

Первый запуск с космодрома Восточный будет осуществляться в 2015 году на ракетоносителе «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат» и с комическим аппаратом «Луна», который также разрабатывается в НПО им. С. А. Лавочкина. В ближайшее время и в перспективе других вариантов топлива разгонного блока не предусмотрено. Блок обладает достаточно высокими эксплуатационными характеристиками, обеспечивает выведение достаточно больших масс, высокую точность выведения и так далее. разгонный блок работает за пределами атмосферы — в космосе, и сгорание продуктов топлива происходит далеко от поверхности планеты.

Уже доказано, что продукты сгорания компонентов топлива разгонного блока в атмосфере ничуть не вреднее, чем продукты сгорания того же керосина и кислорода — этим топливом заправляется сам ракетоноситель, тот же «Союз-2».

Все космические аппараты — и отечественные, и импортные — используют именно эти компоненты: так называемые гептил и амил. И переход на другие компоненты топлива в ближайшие десятилетия маловероятен. Гептил используется на всех пилотируемых и грузовых кораблях, на МКС, на космических аппаратах научного назначения, на спутниках, без него космонавтика обойтись никак не может. Европа, та же Франция, которая озабочена вопросами экологической безопасности, приняла решение работать на этом топливе. Самая новая ракета легкого класса «Вега», которую создали в Европе, также использует гептил.

Гептил везут и на Байконур, и в Плесецк, и в Гвиану в основном железнодорожным и морским транспортом. Схема отработана, и в истории нет случаев утечки топлива. Поэтому мы считаем, что вопрос об экологической безопасности блока несколько надуман.

Возрастная категория материалов: 18+