Фото: echo.msk.ruФото: echo.msk.ru

На сайте московской радиостанции он делится впечатлениями о поездке в Амурскую область и в соседний с Благовещенском китайский Хэйхэ. Туда он поехал вместе с коллегами  из благовещенского «Эха».  В столице Приамурья Матвей Юрьевич гостил несколько недель назад. Познакомился с городом и представителями местной прессы,  постарался понять, как влияют на развитие друг друга российский и китайский города.

«Амурская правда» уже знакомила с путевыми записками Матвея Ганапольского. Вот и сегодня  приводит выдержки из четвертой их части, она проиллюстрирована фотографиями журналиста. Пунктуация автора сохранена.

«<…>Прежде чем рассказывать дальше — важное замечание. Некоторые вещи, которые я покажу, могут показаться странными, однако ни за что не стоит китайцев судить строго:  все их промашки и ошибки  — лишь следствие огромной любви к России и желания, в хорошем смысле, услужить. Да, иногда они «бегут впереди паровоза», но у них, простите, рынок и жесточайшая конкуренция за русского покупателя. Поэтому иногда выходят ошибочки. Но они лишь подчеркивают дружелюбие. Просто не стоит быть предубежденными.

Итак, мы прошли китайскую таможню и их паспортный контроль. При проходе с нас дважды взяли по 50 юаней (курс 5.34 рубля за юань). Первая плата похожа на Ильфа и Петрова — «за провал, чтобы не очень проваливался» — с нас взяли юани «на развитие этого пропускного пункта». Вспомнив драные кресла в российской ВИП-зоне, я порадовался за китайцев — они берут конкретные деньги на развитие этого конкретного места, эти деньги им не выделяет Пекин. И действительно, в предыдущей части на фотографии этот пункт перехода выглядит крайне комфортно и симпатично.

Вторые 50 юаней с нас взяли как госпошлину. Это тоже логично.
И вот мы вышли на площадь. Нас встречали такси.К нам никто не подбегал и нее бормотал «подброшу недорого», нагло преграждая путь. Все такси одного цвета, видимо, от одной компании. Позднее в городе мы видели аккуратные машины и других однотипных цветов.

Тут же, на стоянке, были и частные машины…<…>Напротив выхода из речного вокзала гостей встречала огромная афиша — «Стоматология Яны»:
Мы очень удивились, потому что у нас не принято так выпячивать имя, в этом что-то несерьезное. Когда вы идете к терапевту Николаю Петровичу Семенову — это вызывает доверие, визит к хирургу Льву Израилевичу Розенкранцу — даже симпатию. Но может ли вызвать доверие визит к «стоматологу Коляну». Вряд ли.

Однако нам быстро объяснили, что подобная странность — не более чем переделка сложного китайского имени на русский лад, чтобы русские клиенты запомнили. Мы поинтересовались качеством стоматологии. Она дешевле, чем в России и, вроде бы, качественная. Однако, пройдясь языком по собственным зубам и пересчитав пломбы, я решил оставить местный зубной эксперимент на отдаленное будущее.
Далее мы сели в машину и двинулись в город. Как выяснилось, мы прибыли на остров, который соединен с городом мостом.

<…>Машина леворульная, как в России. Оказывается, праворульные машины в Китае вообще запрещены. Власти понимают, что только разреши, и китайцы немедленно нагнали бы из Японии дешевых праворульных машин, и собственный автомобильный рынок рухнул. Но, поскольку в самом Китае отверточно собирают практически все мировые марки, то можно купить и очень дешевую машину, что для небогатых китайцев крайне важно.

Мы продолжали двигаться по городу. Была суббота, раннее утро — поэтому город поражал пустотой и простором и хорошим асфальтом. То, что был выходной, позволило рассмотреть город без мелькающих людей. Все вокруг пахло новостройкой или, лучше сказать, новостроем – думаю, читатель понимает разницу. Чувствовалось, что строили быстро, как умеют китайцы. Но с тем же «китайским» качеством. При ближайшем рассмотрении  все чуть кривовато и косовато, неплотно и щелевато. Конечно, я не против, чтобы так выглядел Благовещенск, но… у каждого города своя судьба.

Вот, к примеру, муниципальное здание, впереди клумба. Как видим, все заросло травой, которая выбивается из щелей, однако, когда быстро проезжаешь мимо, этого не видно — все по-сталински широко и привольно. Видимо, город переживает «трудности роста».

Поскольку нас утро встречало прохладой, мы решили пройтись по набережной. Тут же мы увидели, что в машину грузят велосипеды. Оказалось, что перед нами прокат велосипедов им. С. С. Собянина. Грузчики забирали лишние велосипеды, чтобы распределить их по стоянкам. О Собянине напоминал не только прокат велосипедов, но и плитка под ногами. Тут она не шаталась. Тут! Однако в других местах, она прыгала точно как в столице нашей родины.

Несмотря на искреннюю заботу о туристах, оплатить велосипед турист не мог — все написано по-китайски. Однако внизу удобная схема, повествующая о том, где по городу еще стоянки, чтобы и там не мог оплатить.

Мы продолжили путешествие по пустынной улице, однако кто-то уже спешил из магазина. <…>Красивая железная крыша уже покрыта ржавчиной. Конечно, это не беда, ведь завтра придут маляры и ее покрасят?

Нет, на 99 % не придут и не покрасит! Дело в том, что, как для нас с вами не удивительно, этот дом, возможно, вообще никогда никто ремонтировать не будет. Он постоит лет пятнадцать, после чего будет быстро снесен, а на его месте за месяц будет построен новый — такова идеология строительства в Китае. Ремонтировать дома нет смысла — слишком дорого, да и проект устаревает. С одной стороны, это здорово, потому что на этой набережной всегда будут новые удивительные дома. Но, с другой стороны, за этой красотой скрываются человеческие трагедии. И вот почему.

В один прекрасный день жители обнаруживают у себя на доме иероглиф. Он означает требование немедленно обратиться в муниципальные органы. Там жителям сообщают, когда точно сносят их дом. Они получают компенсацию, но! — она всегда значительно меньше стоимости уже существующей квартиры. И жителям приходиться где-то искать добавочные деньги на такую же квартиру, или вселиться в меньшую. Так с людьми поступает родное китайское государство. На голубом глазу.

Из-за этого в Китае есть еще одна проблема — моральная, для нас так же совершенно непривычная. У китайцев, кроме тех, кто живет в деревнях, нет того, что мы называем «родным домом». Пока человек растет, его десять раз переселяют по описанной схеме, так что он не может, по-русски, прийти и упасть на колени у «родного порога».

«Родной порог» — только у китайской бабушки в далекой деревне…