• В реабилитационных центрах бывшие наркоманы учатся жить  трезвой жизнью.

Прежние методы борьбы со злом начинают себя исчерпывать. Проблему больше нельзя рассматривать с глобальной точки зрения, было отмечено в ходе совещания. Теперь каждого наркомана нужно знать в лицо. В этом деле основная нагрузка ложится на муниципальные власти.

— Шестилетний процесс формирования единой антинаркотической системы завершен. Во всех муниципальных образованиях Российской Федерации созданы антинаркотические комиссии и приняты муниципальные антинаркотические программы, — подчеркнул глава ведомства. — Настала очередь принятия конкретных шагов, которые должны делать на местах, там, где люди сталкиваются с реальными проблемами.

Властям городов и районов совместно с заинтересованными ведомствами теперь придется не только выявлять местных наркоманов, но и ставить их на контроль, направлять на лечение, помогать трудоустроиться и наладить нормальную жизнь. В качестве примера такой работы приводится опыт Ханты-Мансийска. Там разработана система именных сертификатов, которые раздаются среди людей, страдающих наркозависимостью. Стоимость одного сертификата 35 тысяч рублей. Эти деньги позволяют его владельцу пройти курс социализации (возвращения в общество). Таким образом, реабилитационные программы рассчитаны на человека, употребляющего наркотики, персонально. Что касается выявления любителей дурмана, то главы сельсоветов, как никто другой, знают собственное население. В селах все на виду, включая увлечения и привычки.

Система всеобщего тестирования, которая не так давно называлась чуть ли не панацеей от всех бед, также будет изменена. По всей стране на эти цели тратятся миллионы рублей, при этом эффективность оказалась ниже ожидаемой. На проверку к специалисту идут люди здоровые, а наркоманы как раз ее избегают.

— Тестирование на наркотики должно опираться на группу риска, — отметила главный врач амурского областного наркологического диспансера Лидия Рыбальченко. — При этом никаких доносов, когда кто-то кого-то где-то увидел. Ни в коем случае. Полная анонимность обследований и лечения должна быть сохранена.

— Основная задача, которая была поставлена в ходе совещания, не заниматься абстракционизмом, а перейти непосредственно к решению проблем, с которыми сталкивается конкретная семья, конкретный гражданин, — прокомментировал начальник Управления ФСКН России по Амурской области Иван Шаталов. — Вместе с тем кардинально что-то в деятельности комиссий мы менять не будем, работа ведется организованно и планомерно. Мы, конечно же, изучим опыт других регионов, но вместе с тем у нас есть и свои наработки в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

В частности, Амурская область может опереться на опыт реабилитационного центра в городе Свободном. За три года там успешно стали на ноги около двухсот человек. Еще свыше семисот наркозависимых вернулись к нормальной жизни с помощью амбулаторного лечения начиная с 2012 года. При этом, как отмечают медики, количество обращений за подобной помощью неуклонно растет. Прозвучал призыв активнее помогать созданию негосударственных реабилитационных центров.

Например, сегодня прорабатывается вопрос об открытии подобного учреждения при Благовещенской епархии русской православной церкви. Там наркозависимые пациенты после излечения смогут рассчитывать на трудоустройство в агропредприятиях. Им будут помогать решать жилищные проблемы в сельской местности.

За два-три года общий коечный фонд наркологической службы только в медучреждениях области достиг 115 мест, что соответствует государственным нормативам. Также увеличен штат специалистов, принимаются другие меры. Как результат общая заболеваемость наркоманией среди подростков к началу 2013 года снизилась на 60 процентов, среди несовершеннолетних не выявлено ни одного опийного наркомана.

1 697 килограммов наркотиков изъято правоохранительными органами Приамурья за 9 месяцев 2013 года.

35 тысяч рублей — стоимость сертификата в Ханты-Мансийске. Он позволяет людям, страдающим наркозависимостью, пройти курс реабилитации.