«Сладкие» дети: «Классно встретились и вместе поиграли». Фото: Сергей Сергеев«Сладкие» дети: «Классно встретились и вместе поиграли». Фото: Сергей Сергеев

Все списали на жару

Началось все с того, что Тимоша вдруг снова стал писать в штанишки. Хотя ему было два с половиной года, он уже сам просился на горшок и обходился без памперсов. А тут вдруг…

—  Стояла жара. Мы подумали: ребенок пьет много, поэтому и стал писать часто, а похудел, потому что подрос.  Поэтому не придали значение этим факторам, — поделилась молодая мама Ксения Казакова. —  Да и не каждый человек знает, что это признаки диабета. Какому родителю придет в голову, что у твоего ребенка такое может быть?  

И действительно: Тимоша родился доношенным, был на грудном вскармливании, рос  веселым и здоровым ребенком. Среди близких родственников ни у кого такого заболевания не было. Для семьи диагноз стал шоком.

—  Такое не редкость, — констатирует детский эндокринолог Ольга Журавлева. —  Мамы не должны пропустить некоторые изменения в поведении ребенка. У него вдруг просыпается сильный аппетит, он готов есть и есть, но при этом значительно теряет в весе. Или много стал пить — вплоть до 5—6 литров воды в сутки! Уж такой объем выпитой жидкости ребенком ни одна мама не пропустит. Причем в начале заболевания жажда особенно  выражена по ночам. Дети начинают часто бегать в туалет. Могут жаловаться на боли в животе. И запах ацетона изо рта может тоже насторожить родителей. Но этот симптом сахарного диабета 1-го типа появляется уже в полном разгаре заболевания.

Почему ребенок заболел

Понятно, когда диабетики есть среди родственников — родителей, бабушек и дедушек, теть и дядь, но ведь нередко наследного фактора нет, как это случилось у маленького Тимоши. Почему ребенок вдруг заболел? 

— Сахарный диабет первого типа — это полигенное заболевание, или его еще называют мультифакториальным.  То есть кроме наследственной отягощенности может быть и воздействие других факторов, в том числе неправильное питание, сильный стресс, который ребенок перенес, — пояснила Ольга Вячеславовна. —  Запускающим механизмом может быть и любая вирусная инфекция — ОРЗ, ветряная оспа, краснуха, которая провоцирует иммунную систему защищаться не только от вируса, но и нападать на бета-клетки поджелудочной железы. Происходит их ломка и гибель. Когда число погибших бета-клеток достигает 80—90 процентов, уровень инсулина — гормона, регулирующего концентрацию глюкозы в крови, катастрофически падает, начинается    гипергликемия.

У каких только экстрасенсов, лекарей московских мы не побывали. Нам обещали: вылечим, только не колите ребенка инсулином.

При втором типе диабета происходит все наоборот:  инсулин вырабатывается в кровь, его много, но он не усваивается рецепторами клеток. При этом снижается чувствительность тканей организма к действию инсулина.

Кто из детей рискует больше

Если второй тип диабета обычно развивается у людей после сорока лет, то первый — это зачастую удел молодых. Его еще называют юношеским. Эндокринологи отмечают два пика развития заболеваемости — это 5—7-летки и дети в возрасте  от 10 до 15 лет. 

—  У нас есть пациенты и первого года жизни, и даже ребенок с неонатальным диабетом — заболевший сразу после рождения. В последние годы дети от нуля до 5 лет — не редкость, — говорит детский эндокринолог. —   Сахарный диабет первого типа требует постоянной, пожизненной инсулинотерапии. Но бояться не стоит — это не приговор. С этим заболеванием можно жить полноценной жизнью, просто изменив привычки.

Ольга Журавлева назвала имена известных людей, кому диагноз не помешал добиться успеха в жизни. Среди диабетиков 1-го типа звезды кино Сильвестр Сталлоне, Михаил Боярский и Холли Берри, знаменитый футболист Пелле, хоккеист Бобби Кларк из Канады, величайший гребец, многократный  олимпийский чемпион Стивен Редгрейв. «Эти люди многого добились, потому что научились правильно жить со своим диагнозом. Это еще раз показывает, что родители должны поддерживать своего ребенка, а не ставить на нем крест. Такие дети должны ходить в обычную школу и обязательно заниматься спортом», — подчеркнула детский эндокринолог.

«Мама как бесплатное приложение»

Когда ребенок заболевает диабетом, мама становится для него своего рода машиной — бесплатным приложением для подсчета углеводов. 

— Вы съедите конфетку —  и ничего, а мне, чтобы дать сынишке печенюшку, хлеба кусочек, кашу или яблочко,  надо сначала  просчитать:  сколько весит этот продукт, сколько в нем содержится углеводов,  а потом посчитать, сколько ребенку надо подколоть инсулина, — разложила «сахарный алгоритм»  мама Тимоши. — Важно еще учитывать, что у инсулина есть своя  фаза действия. Иногда не сразу ребенка и покормишь — надо полчаса подождать. К примеру, если я уколю инсулин и дам ему банан сразу, то сахар  прыгнет  до 20 единиц, а снизится только часа через два, когда инсулин подействует. Это плохо.  Контроль за «сахарами» в крови нужен постоянный, особенно у маленьких детей. Как тут выйдешь на работу?!  

Ксения Казакова круглосуточно мониторит «сладкое состояние» своего малыша, у которого на теле прикреплен специальный сенсор, а у нее всегда перед глазами считывающее устройство. Благодаря современному прибору не надо по несколько раз в день колоть малышу пальчик:  делается один прокол только раз в две недели —  и замеряй сахар хоть каждую секунду. «Нам выдают глюкометры и снабжают за счет государства тест-полосками. А такое удобное и щадящее современное средство пришлось покупать за свой счет. На расходники к нему и инсулиновой помпе каждый месяц тратим более 20 тысяч рублей. Помпу тоже покупали за свой счет  — это около 200 тысяч,  — озвучила цифры женщина. — Далеко не каждая семья может найти такие деньги».

«Не занимайтесь самолечением»

— Моему сыну поставили диагноз в пять лет. Когда нас выписали из больницы, я посадила ребенка на диету, измеряла ему сахар, но месяц не колола его инсулином, а сама обзванивала зарубежные клиники, — призналась мама десятилетнего Севы. —  В Израиле нам предложили лечение стволовыми клетками за 2,5 миллиона рублей,  но сказали: никаких гарантий. У каких только экстрасенсов, лекарей московских мы не побывали, прошли курс биооблучения  в капсуле частной лаборатории хабаровского доктора Цзяна. Что только не пробовали!  Нам обещали: вылечим вас, только не колите ребенка инсулином. И я не колола. А когда поняла, что сахар очень высокий и я могу потерять сына, возобновила инъекции. Сейчас я понимаю, что ошибалась. И советую другим мамам: не занимайтесь самолечением.  

Больше шансов заболеть сахарным диабетом у детей-искусственников (кого кормили преимущественно цельным коровьим молоком), страдающих ревматоидным артритом, бронхиальной астмой, аутоиммунными заболеваниями щитовидной железы, кого лечили гормонами и кто страдает неврозами.

Родители очень часто отказываются верить в то, что у ребенка диабет первого типа. Начинают искать другие методы лечения и тем самым вызывают прогрессирование диабета вплоть до диабетического кетоацидоза. Это угрожающее жизни состояние, причиной которого является повышенный ацетон в крови. Появляются такие симптомы, как слабость, тошнота, рвота, запах ацетона изо рта. Если срочно не принять меры, то ребенок впадет в кому и может погибнуть. «Не занимайтесь самолечением, — призывает детский эндокринолог. —  Не упускайте драгоценное время. В начале заболевания есть так называемый «медовый месяц» — то время, когда дозы инсулина маленькие и еще  несложно научиться жить с диабетом».

Как понять, что у ребенка развивается сахарный диабет 1-го типа

Клиническая картина развивается в течение 3—4 недель, очень редко до 2—3 месяцев.

Ребенок может выпить за сутки до 5—6 литров воды и при этом не напиться! Патологическая жажда особенно мучает в ночное время.

Внезапно развивается энурез. Это может быть результатом не только  большого количества выпитой жидкости, но и мочеполовой инфекции. А у девочек в пубертатном периоде очень часто возникает вагинальный кандидоз.

Снижение массы тела, причем  ребенок ест даже больше, чем раньше, у него  повысился аппетит. При этом он стал раздражительным, успеваемость в школе снижается.

Мамы помогут советом через WhatsApp

Когда твоему ребенку поставили диагноз «диабет», многие от горя теряются. Нужна не только медицинская помощь ребенку, но психологическая — маме. Диапомощь — так называется группа в WhatsApp, которую создала инициативная благовещенка. Войти в  группу можно, позвонив по номеру 8-962-295-45-40. «Мы работаем под крылом общественной организации "Дети солнца" и оказываем мамам такую поддержку, — говорит Ксения. — Мы сами прошли через это и готовы поделиться опытом». 

Возрастная категория материалов: 18+