Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №30 (28920) от 30 июля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
4 августа 2020,
вторник

Православный батюшка и блогер YouTube Святослав Шевченко: «Священник не должен использовать хайп»

О храме на Золотой миле, беременности мыслей и MC-проповедях

Люди

Его тезисы цитируют ведущие информагентства страны, к его мнению прислушиваются посетители самого популярного мирового видеохостинга. Священник Святослав Шевченко — один из самых рейтинговых блогеров «Ютьюба» среди амурчан. Зло в человеке он сравнивает с компьютерным вирусом, а одну из видеопроповедей даже прочитал в стиле рэп. В разговоре с журналистом «Амурской правды» отец Святослав рассказал, что в церковь его привела журналистика, а в журналистику он попал по пути в бар.

Православный батюшка и блогер YouTube Святослав Шевченко: «Священник не должен использовать хайп» / Его тезисы цитируют ведущие информагентства страны, к его мнению прислушиваются посетители самого популярного мирового видеохостинга. Священник Святослав Шевченко — один из самых рейтинговых блогеров «Ютьюба» среди амурчан. Зло в человеке он сравнивает с компьютерным вирусом, а одну из видеопроповедей даже прочитал в стиле рэп. В разговоре с журналистом «Амурской правды» отец Святослав рассказал, что в церковь его привела журналистика, а в журналистику он попал по пути в бар.

Сленг второй микрашки

— Отец Святослав, вас знают как священника, знают как журналиста, знают как блогера. Как удается совмещать такое количество ипостасей?

— Я еще и теплотехник по первому образованию. Скажем так, журналисты, блогеры и священники не берутся из параллельного измерения. Наверное, стоит рассказать предысторию событий. Родился я в городе Благовещенске, здесь, наверное, и помру. Учился в 9-й школе, потом был коммунальный техникум, пограничные войска — два года срочной службы в Сковородине. Дальше кем только не работал: и охранником, и сторожем, и дворником, и сантехником. Искал себя весьма активно.

В сантехнике не задержался, потому что я человек импульсивный, а там выдержка нужна. То кипятком ошпарит, то монтировка отскочит. Да, и контингент в 90-е годы был такой, что я бы там спился. Хотя навыки полезные получил. Дома многое могу сам сделать.

До дембеля совсем немного! Святослав Шевченко второй справа.

— В журналистику что привело?

— Как-то увидел в газете «Самовар» конкурс «Амурский сленг». Я во второй микрашке вырос, у меня этого сленга! Причем надо было словарь-глоссарий сделать. Еще и дополнительную инициативу проявил. Брал какие-то литературные вещи и переводил их на сленг. В итоге стал победителем, выиграл набор мыльно-рыльных принадлежностей от фирмы «Джилетт».

«Рэп — это средство доставки информации. Это не говорит о том, что я оставлю Церковь и стану рэпером».

Чуть позже увидел в этой же газете объявление о наборе журналистов-стажеров. Причем специальное образование не требовалось. Я же только что устроился в очередной бар, только первые бесплатные стажерские три дня отработал. К тому времени успел потрудиться барменом и официантом в китайском кафе и русском ресторане «Гаруда».

И вот стою на остановке на Калининском переезде. ИПК «Приамурье» прямо перед глазами — рукой подать, но надо ехать на работу — первый официальный рабочий день в новом баре «Бэкс». Место там прибыльное, при гостинице. И чаевые щедрые, и недостатка в клиентах нет. Но душа мечется.  

Помните, маршрутки в начале 90-х? Крохотные, вечно забитые до отказа. Одна мимо меня пролетела, вторая такая же не остановилась. Мысленно обращаюсь к Богу — Господи, помоги определиться. И тут же думаю, если третья маршрутка не остановится, значит, надо идти в издательский комплекс.

Мой первый текст был абсолютно красным от редакторских правок. Уже из редакции отправили  получать образование в БГПУ. Так я стал еще и филологом.

Между журналистикой и церковью

— Каким же образом на перекрестке выбора жизненного пути оказалась церковь?

— В «Самоваре» вел религиозную тематику. Участвовал в автомобильных крестных ходах, вместе с Благовещенской епархией делали приложение «Златоуст». В итоге втянулся. Зашел как-то перед Пасхой, а в храме все натирают, чистят, так уютно все, по-домашнему. Понял — это семья. Правда, прежде чем принять сан, успел поработать в газете «Благовещенск», готовился в тележурналисты на канале «Губерния».

Если раньше был выбор между общепитом и журналистикой, то теперь выбор стал между журналистикой и церковью. На тот момент правящим архиереем был епископ Гавриил. Однажды он прямо спросил: «Ты с кем? С журналистикой или с Церковью?» Я сказал: «С Церковью». При этом категорично вопрос об уходе из журналистики не ставился.

Мы создали православное информационное агентство «Благовещение», возродили выпуск газеты «Благовещенские епархиальные ведомости», которая перестала выходить сразу после революции. Оживили епархиальный сайт.

«Чрезмерная жестикуляция — это мой недостаток, за который меня часто критикуют».

Живое видео

— Быть блогером — это дань моде, или же есть более веские причины для сетевой активности?

— Беременность мыслей. Я так называю это явление. Иногда их столько, что если не разродишься, то плохо будет. Мне обязательно надо поделиться, высказать свою точку зрения. Я даже телевизор не могу смотреть в одиночестве. Надо, чтобы рядом кто-то сидел, а его теребил: «Вот смотри, смотри!»

Пробовал себя на разных ресурсах, но по-серьезному все началось с «Живого журнала» (LiveJournal — блог-платформа для ведения онлайн-дневников. — Прим. АП.). Шел 2009 год, он был на пике. Пару раз попадал в топ-10 блогеров, подписчиков было порядка трех тысяч. Дослужился до посла «Живого журнала» в Амурской области. Это такая общественная должность, ты как бы старший блогер региона, координатор. Благодаря этому получил приглашение на «НЕфорум» — фестиваль блогеров со всей страны, который проходил в Казани. Посмотрел крутейшие мастер-классы, от самых известных агентств, которые занимаются производством «вирусов» — популярных роликов.

— «Живой журнал» популярен в основном среди пишущей братии. Теперь вы блогер «Ютьюба» — это видеохостинг. Совершенно иной формат…

— Я думаю, будущее за визуальной информацией. В плане экономии времени чтение, конечно, предпочтительнее. Я читаю быстрее, чем сюжет показывают по телевизору. Однако на видео ты видишь эмоции. Эта информация более живая.

Храм иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» — старейшая и единственная церковь Благовещенска, пережившая революцию. Храму 110 лет.

— Здесь у вас тоже около трех тысяч подписчиков. Это один из наиболее высоких рейтингов в Амурской области, причем аккаунт сравнительно молодой…

— На самом деле три тысячи подписчиков — это хороший рейтинг для Амурской области, но весьма скромный в масштабах всего «Ютьюба». Там есть батюшки, у которых по 50—60—80 тысяч подписчиков.

Пока могу отметить, что моя аудитория действительно растет. Любым блогом надо заниматься. Если ты изредка выкладываешь утренник дочки в детском саду, то вряд ли такая информация будет популярной. Нужны темы, которые волнуют общество. Стараюсь их поднимать. Такие аккаунты мониторятся федеральными СМИ. Мне регулярно звонят из РИА «Новости», ТАСС, из других агентств, просят выступить в качестве эксперта. Это хорошая возможность, чтобы донести свою позицию или позицию Церкви.

Как пример, недавний запуск ракеты, которая взлетела и пропала. Есть такой известный оппозиционный проповедник Андрей Кураев. Он обвинил нашего епископа, который освящал ракету перед запуском. Дескать, раз вы занимаетесь освящением ракеты, значит, должны давать гарантию. Абсурд полный. Человеческий фактор никто не отменял. Когда священник молится, то призывает благодать Божью. Бог не занимается исправлением каких-то технических неполадок. ТАСС мне звонил, просили комментарий. Я рассказал об идее соработничества Бога и человека. Если интересно, то у меня есть публикации на эту тему, там все подробно, по полочкам разложено.

Домашняя любимица Рыся.

Словесная эквилибристика

— Есть публикации, которые «взорвали» бы Сеть?

— Пост про певицу Лободу, «стрельнул» так, что более сотни упоминаний в крупных СМИ. Лобода выпустила клип, который сразу попал в тренды «Ютьюба». Ролик демонстрирует сцены гомосексуальных отношений и суицида. Все показано очень детально, вплоть до подготовки петли, чтобы повеситься. Это настоящая инструкция для самоубийцы, но при этом «Ютьюб» обозначил возрастное ограничение на уровне «0+».

Я высказался по этому поводу, и сразу началась словесная эквилибристика. Федеральные СМИ написали в заголовках «Священник требует запретить клип Лободы». Я не требовал ничего запрещать, я требовал изменить возрастной ценз. Самая здоровая реакция была у «Ютьюба». Видеохостинг оперативно повысил планку до уровня «18+». Если родители в настройках установят соответствующее ограничение, то малолетние дети его уже не посмотрят.

— Как вяжется такая публичная активность в соцсетях с саном священника? Это допустимо?

— Помню, только стал пресс-секретарем Благовещенской епархии, ко мне пришла съемочная группа одного из телеканалов. У них было настолько неприкрытое изумление, когда увидели на моем рабочем столе ноутбук. Потом заметили пылесос, телефон… «А можете нам на камеру попылесосить?!» До смешного. Многие люди до сих пор думают, что все священники монахи-аскеты, сидят со свечкой, без электричества и так далее.

На самом деле Церковь смотрит на технологический процесс как на инструмент достижения целей. Допустим, топор. Можно наколоть дров, помочь пенсионеру, по-тимуровски. А можно старушку-процентщицу убить. То есть любой инструмент можно по-разному использовать. То же касается высоких технологий.

Недавно собрали нас — группу наиболее активных видеоблогеров — и попросили сделать некий свод рекомендаций для священников и других представителей православной церкви. Сейчас этот документ разослан по всем епархиям России. Инициатива исходит с уровня патриарха, Священного синода. Если народ в соцсетях, то мы должны проповедовать там.

РЭП без хайпа

— Отче, не так давно вы прославились благодаря проповеди в стиле рэп. Попахивает откровенным хайпом.

— Вопрос чувствительный и вы не первый его задаете. Конечно, священник не должен использовать такие инструменты, как хайп, хейтинг, кликбейт и так далее. Мы не можем провоцировать, создавать некие шоковые заголовки, мы не можем материться. Поэтому нам труднее. На «Ютюбе» я создаю заголовки с помощью SЕО-оптимизации. То есть изучаю запросы «Яндекса», а на «Ютюбе» они практически идентичны. Исходя из этого подбираю соответствующий заголовок. Опять же повторюсь, мы не можем выходить за определенные рамки.

Да, меня критиковали за пост в рэперском стиле. Постараюсь объяснить свою позицию — для меня это был лишь один из способов донести информацию до аудитории. Можно сказать, средство доставки. Это не говорит о том, что я оставлю церковь и стану рэпером.  

Проблема в чем? Церковь сформировалась в средние века. Об интернете, хип-хопе, рэпе и так далее речи идти не могло. Однако сегодня такими понятиями живет большое количество людей. Если мы будем общаться с ними на уровне средневековых категорий, то нас никто не услышит. В моем случае, рэп это попытка разговаривать с молодежью на одном языке. При этом наши истины остаются неизменными. Рэп — это только обертка.  

На ютубе есть блогер с ником Nastoyatel. Раньше он был рэпером, сейчас священник, читает рэп на церковную тематику. Делает это спокойно, под приятную музыку. Епископ его благословляет.

Знаменитые музыканты говорят, что через песню человек лучше воспринимает любую информацию. Например, Роджер Уотерс, лидер легендарной Pink Floyd. Слова — это одно, а слова в стихотворной форме открывают некий портал в сознании человека. Можно сказать тысячу слов и тебя никто не услышит, а можно спеть одну песню и людей зацепит.

— Без этого нельзя обойтись?

— То, что мы говорим с амвона, — это одно. Там нас слушают прихожане, у которых есть базовый уровень религиозных знаний. Достучаться до молодежи — это другое. В этом плане «Ютюб» для меня — инструмент миссионерский. В нем я рассказываю о заповедях, таинствах, поднимаю вопросы морали и нравственности. Делаю это доступным языком. Например, сравниваю таинство исповеди с помывкой в бане. Мы тело моем, душу тоже надо чистить. Другой случай — зло входит в человека, как заражение компьютера вирусами. Они проникают через USB, диски, зараженные сайты, почту и так далее. У нас тоже есть внешние порты — уши, глаза… Да, меня критикуют, но боюсь, без этого никуда. Мне часто замечают, что я слишком жестикулирую руками. Это мой недостаток, с которым приходится бороться. Священник не должен быть столь эмоциональным.

Подурачились и хватит

— Руководство Благовещенской епархии знает, чем вы занимаетесь?

— Наш владыка смотрит мои публикации, иногда высказывает свое мнение. При этом никогда его не навязывает. Разве что в редких случаях. Я как-то в «Живом Журнале» поставил аватарку такую разбитную — с гармошкой. Мне владыка говорит: «Батюшка, вы пресс-секретарь Епархии, вы лицо Епархии. Подурачились и хватит». Я понял, что перегнул. Сегодня, при всех нестандартных идеях я стараюсь соответствовать сану.

Особо отмечу — цензуры у нас нет. Мне никто ни разу не сказал: «Этого не пиши, такую тему не поднимай!» Мне никто ничего не диктует. Когда очередная поднятая тема выходит на федеральный уровень, то Епископ может по-доброму пошутить в мой адрес, дескать, опять прославился. Не более. Все, что появляется в моем блоге на «Ютюбе», моя личная инициатива.

— Выгодные предложения поступают?

— В «Живом Журнале» мне как-то предложили «подсветить» спор хозяйствующих субъектов с одной стороны. Я отказался. Потерять доверие очень легко. Людей, которые пишут по заказу очень просто заметить. Испорченная репутация не стоит никаких денег.

Добраться до верхушки пирамиды

— Прихожане или собственная семья темы подкидывают?

— Сейчас я второй священник храма иконы Всех Скорбящих Радость. Конечно, общение с людьми наводит на разные мысли. Например, сегодня много говорится об участии молодежи в закладках наркотиков через интернет. Адресами таких ресурсов расписываются стены и заборы на улицах. У одной из наших прихожанок дочь попала в эту губительную сеть. Мы говорили на эту тему, пытались разобраться, но там такая пирамида, что добраться до верхушки, до истинных организаторов практически невозможно. При этом ломаются судьбы многих молодых людей. К проблеме надо привлекать внимание.

У меня двое сыновей-подростков. Благодаря этому я в курсе всего, что происходит в молодежной среде. Обязательно разговариваем с ними на какие-то проблемные темы, будь то насвай, который употребляют ученики наших школ, или сообщества самоубийц в интернете.

Самая лучшая защита детей от каких-то пагубных пристрастий — это семья. Мы исполнили давнюю мечту, у нас появился свой дом на земле. Сейчас осваиваем его, вырастили первый урожай картофеля. Это наша совместная заслуга, дети этим тоже гордятся.

Все эти вещи активно обсуждаем вместе с единомышленниками. Помимо прочего, я председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Так же курирую Православный семейный клуб и Православный подростковый клуб. Мы собираемся вместе, общаемся, проводим тематические встречи, выезжаем на природу.

Храм на Золотой миле: за и против

— У строительства храма на Золотой миле есть как сторонники, так и противники. На популярных пабликах идет сбор подписей против этого проекта. Прокомментируете?

— На данный момент электронную петицию в поддержку строительства храма на Золотой миле подписали почти 800 человек, — рассказал председатель комиссии по семье, священник Святослав Шевченко. — Более того, в храмах Благовещенской епархии собираются подписи под бумажным вариантом обращения к амурскому губернатору. Количество подписей идет на тысячи. Насколько мне известно, петиция противников собрала около 300 голосов. Так же мы видим по накруткам в опросе на сайте администрации Благовещенска, которые признал сам губернатор, что в нашем городе появились ангажированные лица. Они пытаются пролоббировать свои интересы на Золотой миле. Но мы не собираемся сдаваться, и будем всеми законными средствами отстаивать права православных благовещенцев и амурчан. В Благовещенске за годы богоборчества уничтожено более 20 православных храмов и часовен, а по области  около 200. И мы имеем право требовать от власти хотя бы частично восстановить историческую правду. Вспоминается фраза героя Сергей Бодрова из фильма «Брат»: не в деньгах сила, а в правде. Правда, на стороне православных, а не дельцов, мечтающих о торговых центрах на месте храма.

Всегда радуйтесь!

— Правда ли, что верующие люди должны быть угрюмыми и унылыми?

— Христос нам говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». Есть слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь!» Очень люблю православный сериал «Спас под березами». Он о жизни прихода. Там из уст главного героя прозвучала такая фраза: «Верующий человек не должен быть унылым. Ибо унылая тварь дискредитирует Творца!» У меня эти слова высечены на скрижалях сердца. Если мы будем забитые, зашоренные, занюханные, то какой смысл в такой вере? Она не должна превращать людей в зомби. Вера не должна быть вывеской. Православного человека определяют не по скорбному выражению лица, но по делам его!

https://fartov.com/

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Как получить микрозаём от 1 процента: амурскому бизнесу раскроют секреты льготного кредитованияЭкономика
ФСБ, МВД и Росгвардия пресекли подпольную модернизацию оружия в Амурской областиПроисшествия1
Ситуацию с загрязнением Селемджи нефтепродуктами проверяет следственный комитетПроисшествия
Детсады и школы Благовещенска готовятся к 1 сентябряОбщество
В Свободном задержали подозреваемого в ложном сообщении о терактеПроисшествия
Столичный развод: лже-специалисты по поверке водосчетчиков выдают благовещенцам липовые актыОбщество

Читать все новости

Люди

Что спасет общепит в пандемию: история владельца сети кофеен Владимира Михеева Что спасет общепит в пандемию: история владельца сети кофеен Владимира Михеева
Путешествия и отвага: как безбашенные амурские журналистки снимают трэвел-блог «Провинциалки»
Кедровое озеро и тысяча деревьев: житель Бурейского района создает природный парк
Фигуру Иисуса увидели рабочие в разрезе ветки, и водные процедуры в лебединой семье: утро с АП
Место, которого нет: «Амурская правда» отыскала таинственную амурскую Шамбалу
Система Orphus