Фото: Центр поддержки предпринимательстваФото: Центр поддержки предпринимательства

В центре внимания — молодежь.

—   Около 70 процентов тех, кто обращается к нам, работают в АПК. В этом году добавились компании, работающие на рынке медицин­ских услуг. Традиционно среди наших клиентов — предприятия торговли, участники строитель­ного рынка, — говорит Евгения Исааковна.

Для расширения оказания ус­луг малому и среднему бизнесу в фонде созданы структурные под­разделения — Центр поддержки предпринимательства и Центр кластерного развития. Одним из важных направлений в развитии предпринимательства в Амурской области на сегодняшний день является вовлечение молодежи. В 2018 году заключено соглашение с руководителем Coworking office Иваном Блохиным о реализации мероприятий по вовлечению мо­лодежи в предпринимательскую деятельность. За сравнительно ко­роткий срок существования этой программы было проведено боль­шое количество интересных и по­знавательных мероприятий для молодых предпринимателей.

О том, как работали центры и чего им удалось достичь, расска­зали руководители центров Вале­рия Ушаков и Ольга Козьминых.

Дерзай и ничего не бойся

— Валерия, Центр поддержки предпринимателей создавался немногим более года назад, цель заявлялась, как консультацион­ные и юридические услуги. Одна­ко идея вышла за заданные рам­ки. Что в итоге вышло?

— Центр начал работу 7 июня прошлого года. За это время прошли обучение 5 893 предпри­нимателя из разных городов и рай­онов области. В этом году в рамках Центра поддержки предпринима­тельства провели 72 мероприятия, в которых приняли участие 4 600 человек. Если говорить о геогра­фии — это Тында, Зея, Новокиев­ский Увал, Шимановск, Свобод­ный, Белогорск, Благовещенск, Ивановка, Прогресс. 18 декабря прошло завершающее мероприя­тие — мастер-класс «Повышение качества обслуживания в органи­зации общественного питания».

В чем секрет востребован­ности — ваших занятий?

— Наверное, в том, как мы сфор­мулировали себе цель—привлечь не только тех, кто хочет учиться, но и тех, кто может научить.

— Вторая, наверное, сложнее. Ведь как обычно рассуждает ря­довой предприниматель? Прие­дет сейчас теоретик, будет жизни нас учить.

—   Спикеров, которые с нами работают на семинарах, мастер- классах, отличают два принципи­альных момента: все они профес­сионалы высокого уровня и все они практики. Это люди, у которых есть свой успешный бизнес. Они знают, как превратить идею в эффективно действующий проект. Они все эти ступени прошли сами.

Чаще всего в фонд за поддержкой обращаются аграрии.

— С вами работают специ­алисты из Москвы, Хабаровска, Владивостока, других крупных городов. Как вы их находите, чем привлекаете?

— Конечно, нелегко на самом деле привезти топового спикера, у него весь год расписан по мину­там. Помогают наши партнеры. Проблемы в бизнесе по большому счету везде одинаковы, поэтому диалог есть всегда.

— Вы как-то говорили, что ра­ботаете в том числе по запросам с мест. На что сейчас самый акту­альный запрос?

— Маркетинг. Эта тема стоит особенно остро. С одной стороны, профессия востребована, с дру­гой — мало кто в ней хорошо ори­ентируется. А ведь это основа биз­неса. Поэтому в течение всего года в центре шли консультации, ма­стер-классы по этому направлению. Как-то на одно из мероприятий приглашали спикера из Хабаровска, планировалось, что он поработает у нас один день. А вышло так, что ему пришлось задержаться и про­вести свой мастер-класс два раза.

— Какие мероприятия особен­но запомнились, может, вызвали отклики?

— В этом году впервые в обла­сти прошла битва маркетологов. Участники — действующие и на­чинающие маркетологи, жюри — руководители компаний города Благовещенска. Команды должны были найти эффективное реше­ние для своих кейсов. По оконча­нии мероприятия были выбраны победители, которые награждены памятными призами.

Вы часто используете ма­стер-классы, это удобный формат для тех, кто работает на потреби­тельском рынке?

— Да, это тот сегмент эконо­мики, где требуются практические знания, умения и навыки. К при­меру, кондитерский мастер-класс, который проводила кондитер Елена Жукова в колледже сервиса и торговли.

— Это где учили печь японский бисквит и делать фигурки из шо­колада?

—   Сегодня такое оформление тортов, пирожных очень модно. Технология несложная, а выгля­дит эффектно. Особенно порадо­вало, что на мастер-класс приехали люди из удаленных поселков — Экимчана, Магдагачей. Кто-то только ищет себя, а кто-то расши­ряет бизнес.

Кроме того, у нас заключено соглашение с Корпорацией по развитию малого и среднего пред­принимательства о проведении специализированных тренингов. В этом году их было 12. Прошло два тренинга—«Азбука предпринима­телей» для начинающих и «Школа предпринимательства» для дей­ствующих предпринимателей, «Генерация бизнес-идеи», «Финан­совое планирование», «Юридиче­ские аспекты».

Кластер и его команда

— Ольга, в Амурской области Центр кластерного развития соз­дан на базе фонда в августе этого года. В рамках центра создано два кластера — агропромышлен­ный и туристско-рекреационный. Что уже получилось?

— Сегодняшний этап можно охарактеризовать как стратегиче­ский. Нам удалось главное — со­брать команду единомышлен­ников. Разработкой стратегии развития агропромышленного кла­стера занимается аграрный универ­ситет. Разработкой стратегии разви­тия тур кластера занимается АмГУ. Специалисты университета ведут маркетинговые исследования, го­товят ТЭО для туристических зон в Бурейском районе, а также разви­тия нового для области направле­ния туризма—космического. Обе площадки очень интересные, я бы сказала, уникальные, но есть такой сложный момент, как логистика, это тоже нужно учитывать.

— А что уже конкретное про­является?

— Сейчас проходит классифи­кация гостиницы в Циолковском, есть турфирма Дальневосточный туристический центр «Амур», которая активно работает на вну­треннем туризме и предлагает экс­курсии по Благовещенску и Амур­ской области, в том числе поездки в Циолковский с посещением музея космонавтики. Там после первого запуска открылся новый зал, в котором представлены от­делившиеся при выходе на орбиту части ракеты.

— Что сейчас можно зарабо­тать на космодроме? Запуски не каждый день.

— Востребованы экскурсии на сам космодром, это интересно, особенно детям. На запуск в де­кабре все места в гостинице за­бронированы. В начале года к нам приезжали представители мо­сковских турфирм, которые тоже заинтересованы в этом туристи­ческом маршруте. Единственный момент — стоимость тура. Кроме того, нашу область активно про­рекламировали в столице на вы­ставке «Дни Дальнего Востока».

— В агрокпастере вы делаете акцент на кооперацию. Тоже ак­туальная сегодня тема.

— В ноябре наши специалисты и специалисты аграрного универ­ситета побывали в трех районах — Архаринском, Серышевском, Кон- стантиновском, провели круглые столы по созданию кооперативов. Перспектива у этого направления определенно есть. Сопровождение этих кластерных проектов — про­ведение маркетинговых исследова­ний, разработка ТЭО, нормативно­правовая документация — взял на себя аграрный университет. В работе сейчас создание четырех кооперативов: выращивание до­машней птицы, овощей, сбор ди- коросов, разведение кроликов.

— Наверняка вы изучаете опыт других регионов, ведь идея использовать потенциал малого и среднего бизнеса для разви­тия региональных экономик на базе кластерных модулей стала активно внедряться в стране с 2010 года.

Конечно. Тема для нас новая. Честно скажу, в сентябре, когда эту работу только начинали, плавали в терминах, поэтому изучили опыт, практики других регионов, выбирали подходящие для нас мо­дели развития кластеров. На сегод­няшний день уже имеем представ­ление, с чем и как работать. 

На правах рекламы