Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №100 (28864) от 10 октября 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
14 октября 2019,
понедельник

Мост, в который никто не верил

Репортаж АП с исторической стыковки международного мостового перехода через Амур

Экономика

Главный инженер СК «Мост» Николай Рогов уже не помнит, сколько мостов построил по всей стране за свою более чем 40-летнюю карьеру. Первые прокладывал на БАМе — при температуре минус 62. Но мост через Амур, соединивший две страны, запомнит навсегда. «Название реки с китайского — черный дракон. А дракон всегда ведет себя непредсказуемо и агрессивно к тем, кто его недооценивает, — признается Николай Васильевич. — Укротить его невозможно — с ним нужно жить в согласии. У нас это получилось». В этом проекте вообще получилось невероятное — мост построен сразу с двух берегов, без срывов и без единого бюджетного рубля. Как это удалось — в репортаже «Амурской правды» с исторической стыковки российской и китайской частей сооружения. 

  • фото: Андрей Ильинский

Без каблуков и юбок

За полтора часа до торжественного момента, который назначен на 10.30 утра, на строительной площадке у моста в районе Каникургана проходит инструктаж для СМИ. Освещать международное событие приехало более 50 журналистов, операторов, фотографов федеральных и региональных СМИ. Большая часть — женщины. 

— Так, без каблуков и юбок — молодцы, — оглядел всех ведущий инженер по охране труда СК «Мост» Илья Шарапов перед началом инструктажа по технике безопасности. — Не забывайте: вы не в офисе и не в песочнице — вы на строительной площадке! Будьте внимательны! На мосту — дощатый настил, когда поднимемся, смотрите не в телефоны, а под ноги!

Впрочем, инструктаж перед посещением моста проходят все без исключения. Даже губернатор. «Правда, он сегодня у нас четвертый раз — уже все знает», — отмечают сотрудники.

Спустя полчаса импровизированная парковка у строительных вагончиков переполнена: зампреды, министры, руководители и работники компаний-подрядчиков.

— Переживаю, сегодня большой и волнительный день, — признался «Амурской правде» министр транспорта и дорожного хозяйства Александр Зеленин. — Прошлогодний паводок на Амуре нам помешал, сроки были сдвинуты. Но мы выстроили практически ежедневный график, который соблюдался и соблюдается до сих пор. Строительство моста идет по плану.

В планах у начальника Благовещенской таможни Михаила Сорокина — создание нового таможенного поста близ моста.

— Безусловно, Благовещенский пункт пропуска и новый в Каникургане будут конкурировать. Но эта борьба развернется на экономической основе: скорость, цена, время оформления и прохождения грузов, — уверен Михаил Сорокин. — Понятно, что нашим экспортерам удобно круглый год возить по мосту сою и зерновые — в межсезонье эти поставки прекращаются до строительства понтонного моста. В перспективе на экспорт по мосту пойдет и продукция с Амурского ГПЗ — газовые фракции. В случае грамотной логистики возможен серьезный грузооборот из юга Китая на юг и запад России — с перевалкой на Трансиб. А это уже совсем другой бизнес.

А вот для инвесторов другого амбициозного международного проекта — канатной дороги через Амур, автомобильный мост не конкурент. 

— Думаю, они будут друг друга дополнять, — подчеркивает вице-президент группы компаний «Регион»  Валерия Репкова. — Мы ориентированы больше на туристов, а мостовой переход — на грузовые перевозки.

Руководство компании тоже пригласили на стыковку моста, в строительство которого 30 лет никто не верил. На канатную дорогу, концепцию которой представили на прошлой неделе в рамках «Амурэкспофорума», многие в Приамурье тоже смотрят скептически. И, пожалуй, зря.  

— Недавно была представлена концепция, сейчас началось проектирование, — отмечают представители «Региона». — Когда получим положительное заключение Госэкспертизы, начнем строительство. Подготовительные стартуют уже в этом году, а строительство — в следующем.

Стройка нон-стоп

В ожидании стыковки работы на площадке не прекращаются ни на минуту — последние месяцы они вообще идут круглосуточно. Причем не только на мосту, но и под водой — у одной из опор.

— Нет ни одного похожего моста, у каждого своя специфика: география, геология, топография, — отмечает главный инженер СК «Мост» Николай Рогов. — Здесь главная сложность, конечно, — сама река. Перепад воды в месте строительства достигает 10 метров зимой и летом. В период нашего строительства максимальный составлял 6 метров. Приходилось все это учитывать.

Безусловная специфика объекта в том, что он строился с двух сторон разными организациями разных стран — в каждой свои строительные нормы. «Приходилось вести переговоры, мы предоставляли свои расчеты и аргументы, находили решение. Отдельные моменты дорабатывались», — признается главный инженер.

Объединение и стыковка моста вовсе — ювелирная работа. Ее особенность в том, что стыкуются две независимые конструкции — с обоих берегов.

— Это всегда сложный инженерный процесс, особое влияние на точность оказывают погодные условия — и солнце, и дождь, и ветер. Каждый день состояние пролетов меняется: при нагревании и охлаждении, — рассказывает Николай Рогов. — Мы с китайцами работали в одной системе координат. Во время стыковки группа проектировщиков 20 дней измеряла каждый шаг, корректировала и давала рекомендации, чтобы правильно выстроить пролетное строение. Основные работы по установке накладок, болтов, элементов стыковочного узла проводились в темное время суток, либо когда разница температур между плоскостями пролетного строения не превышала пяти градусов.

В эти дни строители в прямом смысле жили на границе.

— До 8 вечера поработаешь, уедешь домой, а в 3—4 часа утра уже опять здесь, — улыбается ведущий геодезист Алексей Лысяк. — Завершающий этап перед стыковкой  — это вообще ювелирная работа, круглосуточный контроль и миллиметровая точность.

Вся страна на Амуре

Уникальный международный мост без преувеличения строит вся страна.

— Амурская область, Алтайский край, Рязань, Саратов, Воронеж, — перечисляет географию коллектива прораб Павел Налимов. — Мостовики — узкая специальность в России, поэтому у нас после ключевых объектов уже сформировалась команда. Радостно, конечно, и приятно, что мы принимаем участие в строительстве международного моста между двумя великими странами.

Сам Павел приехал в Приамурье из Тюменской области. «В Китае ни разу не был, — улыбается строитель пограничного сооружения, с которого Хэйхэ — как на ладони. — Но, надеюсь, такая возможность еще предоставится». «А мы по четыре раза за день в Китай ходим, пограничники нас всех уже в лицо знают, — признается Илья Шарапов.

Стыковка века

За несколько минут до стыковки над стройплощадкой закружились вертолеты с высокопоставленными гостями. Первый доставил членов амурского правительства, руководителей силовых структур и московских инвесторов. Второй — зампреда правительства, дальневосточного полпреда Юрия Трутнева, министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова и губернатора Приамурья Василия Орлова. Для торжества прямо посредине моста оборудовали площадку — китайцы не стали отступать от традиции и постелили на пролеты красные дорожки.

На мосту делегацию Китая, которая превышала российскую в несколько раз, возглавили зампредседателя Народного Политического Консультативного Совета КНР Шао Хун, главный инженер министерства транспорта КНР Чжоу Вэй и губернатор провинции Хэйлунцзян Ван Вэньтао. В назначенное время с пограничного катера взлетели сигнальные ракеты — сигналом к начала церемонии. Историческая для двух стран церемония стыковки заняла несколько минут: российский и китайские мостостроители закрутили символические замыкающие болты на каждой части моста.

А потом — поздравления, благодарности строителям и, конечно, селфи с видом на Амур. И даже неожиданный дневной салют, устроенный соседями.

— Какие чувства испытываю? Чувство гордости за область, — улыбнулся губернатор Василий Орлов. — Это событие знаковое не только для области, но и для всей страны. Самый важный мост мы уже построили — это надежный и прочный мост дружбы и добрососедских отношений между Россией и КНР. А теперь становится реальностью и этот трансграничный автомобильный мост, который значительно расширит возможности для экспорта нашей продукции и сыграет очень важную роль в развитии экономики двух приграничных территорий.

Гордость за регион и страну чувствовали все причастные. Среди них — министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов, который на посту амурского губернатора вместе со своей командой начинал реализацию амбициозного проекта.

— Соединение российской и китайской части моста через реку Амур — это исторический момент. Это не просто новая транспортная магистраль между Благовещенском и Хэйхэ, которая, безусловно, даст мощный импульс развитию торговых отношений и туризма, — признался он.

Зампред Юрий Трутнев отметил: мост, соединивший две страны, конечно, символизирует дружбу двух великих стран.

— Но экономика и дружба связаны довольно тесно, — подчеркнул он. — Когда страны что-то делают вместе, когда сотрудничество между ними приносит развитие экономики, то дружить всегда легче. Товарооборот между Россией и Китаем в 2018 году составил более 100 миллиардов долларов. Длля реализации инвестиционных проектов, которых на Дальнем Востоке сегодня более 1,5 тысячи, очень важна логистика. Она сокращает расходы и делает проекты рентабельными. Этот мост — еще одна возможность для инвестиций в Дальний Восток, возможность для развития экономики нашей страны.

Что впереди

После стыковки работы на мосту продолжатся в таком же темпе. Переход необходимо заасфальтировать, покрасить и установить освещение. Российскую сторону украсят 20 тысяч светильников, которые в темное время будут гореть цветами российского флага. С соседней иллюминация будет в цветах флага КНР. Строительство должно завершиться в декабре. Правда, движение по мосту откроется позже — после организации временного пункта пропуска. А примерно через два года, после решения всех международных вопросов, по мосту в Китай должны поехать первые автомобили с туристами.

Пока же минэкономики Приамурья думает, как показать жителям области уникальный проект — он находится в пограничной зоне, проезд туда строго по пропускам.«Наши коллеги на соседнем берегу начали создавать музей строительтства моста. Возможно, и мы подумаем над аналогичной идеей и организуем сюда туры для амурчан», — пообещала АП первый замминистра экономического развития и внешних связей области Екатерина Киреева.

1986—2019 года: как строится мост

Мысли о том, что река Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ очень удобна для моста, начали озвучивать еще в 1986 году. Спустя 6 лет (18 декабря 1992 года) идея обрела «базу» — Правительство РФ и Правительство КНР подписали соглашение о международном автомобильном сообщении (это основа для строительства всех мостовых переходов). А через 3 года — 26 июня 1995-го — мысль материализовалась еще конкретнее. Правительства двух стран заключили соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе Благовещенски и Хэйхэ. К зиме 1995 года на реке даже началось бурение изыскательных скважин для стройки, но работы быстро остановились из-за отсутствия финансирования. Про мост забыли на долгие годы.

И вспомнили только в 2013-м во время визита в КНР премьер-министра Дмитрия Медведева. В совместном коммюнике глав правительств России и Китая прописали необходимость реализации проекта автомобильного моста. И уже в сентябре 2015 года, когда Владимир Путин приехал с государственным визитом в Китай, было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян). Ключевым был вопрос финансирования стройки. «За чей счет строить мост?» — решить эту задачу смогли в 2015 году. Российская и китайская стороны договорились о создании совместной концессионной российско-китайской компании, концедентами которой выступили правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян.

5 июня 2016 года в Харбине подписали концессионный договор. По нему мост строится за счет внебюджетных источников. Это уникальная модель финансирования строительства. 

— Модель очень интересная в экономическом плане, достойная концессионная модель, которая предусматривает собой строительство и эксплуатацию мостового перехода на коммерческой основе в расчетный период. У нас строительство занимает 3 года и эксплуатация — 16 лет. Вот расчетные сроки возврата окупаемости на срок в 16 лет и запланированы, — объясняет Николай Рогов.  

Бюджетных денег в строительстве мостового перехода не использовали. Работы идут за счет кредита, который совместная компания получила от китайского банка, и на основе концессионного соглашения сформировались договорные условия.

Сооружение будет двухполосным, его длина составляет 1080 метров. Каждая из сторон построила ровно половину – по 540 метров. Всего же протяженность мостового перехода – 20,226 километров. Сюда входит 13,4 километров подъездных путей на территории России и 6,7 километров дороги в Китае. Ещё 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую. Ввод моста в эксплуатацию сможет обеспечить пассажиропоток порядка 5500 человек, проезд 630 грузовых автомобилей, 164 автобусов и 68 легковых автомобилей в сутки.

Большой фоторепортаж с открытия — здесь

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Автомобильный пункт пропуска моста через Амур заработает в 2022 годуАвтомобильный пункт пропуска моста через Амур заработает в 2022 году
Первую дорогу с откосами из бетонных плит в Амурской области достроят в декабреПервую дорогу с откосами из бетонных плит в Амурской области достроят в декабре
Дороги на подъезде к мосту через Амур делают устойчивыми к климату и погоде
Амурские власти выберут инвестора для транспортно-логистического комплекса у моста в Китай
Ночной дозор: российскую часть моста через Амур бетонируют круглосуточно
Желающим прокатиться на теплоходе до моста в Китай решили продавать билеты по паспорту
КПП у моста через Амур на китайском берегу украсят большой аркой
На российской стороне моста через Амур отрегулировали вантовую систему
Можно дешевле: плата за проезд по мосту в Китай будет ниже существующего тарифа на 30 процентов
На машине в Хэйхэ: Амурская область намерена развивать автомобильный туризм с Китаем
«Сможем на своих машинах ездить в Китай»: итоги недели глазами амурского губернатора

фото: Андрей Ильинскийфото: Андрей Ильинский
Гендиректора благовещенской фирмы оштрафовали за невыплату зарплатыОбщество
Восемь мужчин поборются за звание «Мистер Белогорск»Общество
К внукам — в Instagram: как современные технологии стирают возрастные границыНовости партнеров
Под Благовещенском отреставрировали стелы на братской могилеОбщество
Шестимесячному малышу из Белогорска нужны почти 3 миллиона на операциюПоможем вместе
Тындинский спортзал «Локомотив» принял первых посетителей после ремонтаОбщество

Читать все новости

Экономика

Ставка на сою: Минсельхоз России поможет области увеличить производство царицы амурских полей Ставка на сою: Минсельхоз России поможет области увеличить производство царицы амурских полей
Замминистра сельского хозяйства РФ оценил выведенные амурскими учеными сорта сои
Сибур погасит предпринимателям часть кредита за открытие бизнеса в Свободном
Девятиэтажные цены: стоимость жилья на первичном рынке стремится к историческому максимуму
Более 200 благовещенцев решили поучаствовать в диджитал-конференции «ДИКО»
Система Orphus