Фото: Архив Э. ДроздоваФото: Архив Э. Дроздова

От тахеометров к квадрокоптерам

— Работать на рудник я пришел в 2009 году, узнав, что на предприятие требуются горнорабочие — это самая первая ступень в маркшейдерском деле. Специального образования не требовалось, и я решил попробовать. На тот момент я даже не знал, чем именно занимается маркшейдер, — вспоминает Эдуард Николаевич. — Изучать новое дело начал с самых азов, сначала наблюдая, как работают мои старшие коллеги, постигал все тонкости и особенности профессии. 15 сентября исполнится ровно десять лет с того момента, как я надел красную каску.

Название профессии, которую 10 лет назад решил освоить 19‑летний житель Приамурья, происходит от двух немецких слов. В переводе на русский они означают «граница» и «размечать». Искусство маркировать границы, для тех, кто решил им заниматься, требует не только внимательности и хорошего глазомера. Необходимо обладать знаниями в таких областях, как геодезия, топография, геология и экология. Проработав на руднике год в должности горнорабочего, Эдуард поступил в политехнический колледж в Благовещенске. Совмещать учебу с работой, по словам молодого человека, ему было очень интересно, поскольку теоретические знания он уже успел подкрепить практикой. К окончанию учебного заведения выпускник Дроздов, в отличие от многих своих однокурсников, имел уже два года стажа в выбранной опытным путем профессии. Служба, которой он руководит на протяжении последних полутора лет, — одно из важнейших звеньев на предприятии, занятом добычей драгоценного металла.

— Маркшейдерская служба следит за тем, чтобы все работы, проводимые на руднике, соответствовали плану и проекту. В последние годы в нашу деятельность стали активно внедряться цифровые технологии: сканерная съемка, аэрофотосъемка с квадрокоптеров, используется радар. Когда я только пришел на рудник, маркшейдеры в основном работали с тахеометрами — геодезическими приборами, предназначенными для измерения расстояний, горизонтальных и вертикальных углов. Благодаря новшествам работа маркшейдера упростилась, но не стала менее ответственной. «На скорую руку у нас действовать никак нельзя, — подчеркивает главный маркшейдер  Березитового. — После открытия подземного участка добычи мы стали работать не только в открытом карьере, но и под землей, где и фронт работ».

Вслед за геологами

— Так сложилось, что изучать местность сначала всегда приходят геологи, которые проводят изыскания, бурят скважины. Именно людей этой профессии принято называть первооткрывателями и считать, что они — главные романтики. Маркшейдеры же, как правило, приходят вторыми, вслед за геологами, — объясняет Эдуард. — Чтобы стать маркшейдером, нужно быть физически выносливым, поскольку нам, как и геологам, много приходится работать в поле. Еще необходимо обладать пространственным мышлением, аналитическим складом ума, всегда быть внимательным и точным в расчетах, разбираться в чертежах. Мелочей в нашем деле не бывает. Правда, с тех пор как я занял руководящую должность, больше работаю в кабинете, за компьютером. Но менее интересной для меня моя профессия не стала. Изучением компьютерных программ я увлекался еще в ранней юности, поэтому работа, которой я занимаюсь сейчас, меня сразу захватила. Сделав необходимые измерения и собрав данные, маркшейдер заносит их в компьютер. Специальные программы эти данные анализируют и обрабатывают. Сегодня, работая за столом в кабинете, а не в поле, я опираюсь, прежде всего, на свои профессиональные знания.

Решение ответственных инженерных задач в маркшейдерской службе Березитового рудника обеспечивают в основном люди молодые, к каждому из которых у Эдуарда свой подход. Несмотря на то что специалист с десятилетним стажем не считает себя строгим начальником, к выполнению обязанностей со стороны своих коллег и к точности проводимых ими расчетов преданный своему делу профессионал предельно внимателен всегда.

— Профессия маркшейдера ответственная и сложная, но в то же время интересная и увлекательная, если дело, которое вы выбрали, вам по душе, — считает амурчанин, для которого даже вахтовый метод работы не был препятствием для выбора будущего. — Мне нравится то, чем я занимаюсь, поэтому даже трудности стараюсь воспринимать не как проблемы, а как поставленные задачи. И ищу пути для их решения.

После окончания политехнического колледжа Эдуард решил поступить в Дальневосточный федеральный университет. Подготовкой к сессиям и сдачей экзаменов главный маркшейдер занимается в межвахтовый период. Как и прежде, учится с удовольствием. Говорит, что учеба — это профессиональная необходимость для каждого, кто хочет расти и совершенствоваться в выбранном деле.