Фото: Пресс-служба администрации города БлаговещенскаФото: Пресс-служба администрации города Благовещенска

«Идет обычный процесс»

— Валентина Сергеевна, последние дни вы работаете в должности мэра. Какие эмоции?

— Для меня идут обычные рабочие дни. Я ничего не заканчиваю, рабочий процесс продолжается. Единственное, я последние месяцы старалась минимизировать свое присутствие в СМИ — надо поэтапно и спокойно уходить, чтобы люди привыкли. Но жизнь города и работа администрации идет в прежнем ритме.

— Вы про работу, а на душе у вас как?

— Абсолютно спокойно. Вы знаете, в моей жизни уже были моменты, когда я просто вставала и уходила, не оглядываясь. И сейчас такой момент — я вам искренне говорю. Я понимала, что это должно было произойти рано или поздно. Стоя на сцене во время инаугурации, я понимала, что у каждого начала всегда есть свой финал.

— Вы стали первой женщиной, занявшей кресло мэра Благовещенска. Трудно было доказать, что вы достойны этой должности? Женщинам во власти вообще труднее, чем мужчинам? 

— Гендерный вопрос в начале пути мне пришлось пережить — наверное, это было неизбежно. Потому что когда женщина приходит на должность, которую раньше занимали только мужчины, к ней, мягко говоря, относятся с любопытством, снисходительно: «ну посмотрим-посмотрим, на что ты способна». У некоторых упрек «ну вы же женщина» был в глазах. Но надо было просто спокойно, каждый день делать свое дело, никому ничего не доказывая. А потом уже все привыкли.

Хотя мне было немного попроще, потому что я до этого уже работала и первым заместителем мэра, и заместителем председателя областного правительства — для меня те годы были хорошей школой. Я знала, какие решения принимать, когда остаешься на городском хозяйстве. Если бы не было этого опыта, то можно было даже не ввязываться во все это. Морально было сложно, потому что прежде передо мной всегда был человек, который тебя закрывает. И даже если ты исполняешь обязанности, он потом придет, поправит, подшлифует. А когда ты первый, а все остальные за твоей спиной — это совсем другое.

— Вы помните, что обещали, когда участвовали в выборах — насколько исполнены эти обещания?

— Изначально в моей программе не было заоблачных обещаний — только реальные задачи, которые, с одной стороны, надо решать, и с другой стороны, можно решить. Когда я вступила в должность, у города были долговые обязательства и перед «БуреяГЭСстроем», и перед АКС — на сегодняшний день долгов ноль. Была кредиторка 249 миллионов — сегодня ее нет. И с 2015 года у нас бездефицитный бюджет.

Катастрофически не хватало мест в садиках — за эти пять лет мы построили пять детских садов и создали 2000 новых мест. Нашли возможность выделить помещения, чтобы благоустроить и переустроить дополнительные группы. Сделали много парковок при школах и детсадах, потому что просили родители. За последние годы фактически везде рост: количество жителей, количество детей в школах, количество социальных объектов — все в позитивной динамике. 

Когда я в свое время пришла в город (давно, давно, давно) мы видели, что у нас идет существенный отток людей: от 800 до 1200 человек в год. Сейчас наоборот приток: если брать по школам, то за пять лет количество детей увеличилось на четыре тысячи!

«Важно быть активным»

— А когда было сложнее: начинать или сейчас, ведь жизнь за эти годы очень изменилась.

— Во-первых, в стране очень сильно изменилось законодательство. Раньше оно давало руководителю больше свобод в принятии и выборе решений. Сегодня руководитель города абсолютно ограничен законодательными актами. И надзорные органы очень бдительно следят за каждым решением и, если нужно, поправляют.

Вообще каждое время сравнивать с другим — неблагодарное дело. И я бы даже не стала это делать. У каждого есть свои задачи и свои возможности. Мне посчастливилось поработать в то время, когда у города появились новые возможности. В стране приняли федеральные программы, которые позволяют делать то, о чем мы и не мечтали еще 7—8 лет назад. Например, у нас не было возможности так масштабно заниматься благоустройством — за свои деньги город бы просто этого не смог. Но мы сделали главное — вошли в федеральную программу благоустройства городской среды. Причем мы очень хорошо себя зарекомендовали, потому что у нас уже были готовы проекты!

Федеральная программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — мы первые годы не могли в нее войти, потому что не хватало количества населения. В итоге мы сделали агломерацию с Благовещенским районом и уже с этим документом вошли в программу и получили серьезные деньги не только на ремонт городских дорог, но и на замену коммуникаций. У нас она не менялась десятилетиями! Я смотрю из окна кабинета, как по улице Ленина идут работы — каждый день жужжит техника.  

Мы построили одну школу — номер 22 и начали строить новую в микрорайоне! Я помню, мы так мечтали о большой школе в 2015 году. Тогда во вторую смену ходило почти 50 процентов детей — а сейчас 39 процентов, при том, что количество детей увеличилось. И нашли проект на 1,5 тысячи мест стоимостью почти полтора миллиарда рублей. Скептики говорили: «Да не будет этой школы! Такие деньги!» И тем не менее мы потихоньку начали работу и у нас все получилось. Это последний крупный проект в стране, который будет финансироваться в рамках федеральной программы — останутся только маленькие школы на 500 мест. А наша школа закроет потребности микрорайона.
 

Площадь объекта пять гектаров — представьте, это целое государство. У каждого блока будет своя столовая, спортивный зал, корты, площадка для экспериментальной работы.

Многие моменты не пиарили — это была черновая, кропотливая работа. И мы с ней справились. Мы сегодня по максимуму участвуем во всех федеральных программах, в которых возможно. Когда я ехала к вам, посмотрела отчеты — и данные по участию в федеральных программах меня удивили. Бюджет города немногим более трех миллиардов рублей — это чисто наши доходы. Плюс субсидии и субвенции — всего около 6 миллиардов. Мы за пять лет привлекли в Благовещенск около 14,7 миллиарда федеральных средств — это цифра, за которую не стыдно. Времена меняются — и важно быть активным. У меня за это время сменилось по три заместителя по каждому направлению: зам по ЖКХ, по экономике, по социальной работе. Все! И тем не менее преемственность и последовательность были соблюдены во всех направлениях.

Многое из того, что мы начали, еще не завершено, процесс идет. Важно, чтобы новый руководитель и его команда, сохранили темпы работ, имидж города на федеральном, областном уровне и довели все до конца. Поэтому о каких-то итогах говорить рано, главное — положено начало.

То есть вы передаете город в хорошем состоянии?

— Я не могу сказать, в хорошем или плохом. Но хочу сказать, что сегодня город реализует те проекты и программы, о которых раньше мы только мечтали. Считаю, что сегодня город на твердых позициях, можно уверенно идти дальше.

— Сегодня общество стало к власти более требовательно: появились соцсети, где каждый высказывает свое мнение и критикует за каждый промах или не соглашается с какими-то решениями. Трудно работать в таких условиях?

— Я всегда отвечала за снег, за дождь, за жару — в принципе, это нормально. Кто-то же должен за это отвечать. Но, возвращаюсь, у каждого времени свои особенности. 10 лет назад такого не было вообще — а сейчас все идет по нарастающей. Я очень болезненно отношусь к негативу в соцсетях — к сожалению, так и не научилась дистанцироваться. Но прекрасно понимаю, что сегодня у всех разные цели нахождения в сетях — и задачи людей абсолютно не равнозначны твоими задачам. Оппозиция должна быть, она бодрит, но я противница оскорблений и унижений. И в таких дискуссиях никогда не участвовала и не буду.

Но что важно: хочется, чтобы горожане не только критиковали, но и сами что-то делали. Можно говорить: «Как я люблю город!» А можно не говорить, а что-то сделать для него. Такие люди у нас есть и надеюсь, их с каждым годом будет больше.

Воспитание набережной

За последние годы новая набережная Амура стала одним из брендов не только Благовещенска, но и Амурской области. Там действительно сегодня кипит жизнь — как это удалось?  

— Потому что это не просто набережная, а культурно-досуговое пространство. В 2014 году она начала открываться после реконструкции — и мы увидели красивые километры пустоты. Я собрала начальников управлений культуры, спорта, общественные организаций и сказала: давайте придумаем проект, который позволит показать горожанам культуру общественного поведения. После этого у меня лежал на столе график работ на каждый день, от понедельника до понедельника с указанием всех коллективов, общественных, спортивных организаций города, которые выступают на набережной. В сентябре пришла ко мне начальник управления культуры Виктория Андреевна Хопатько и сказала: «Валентина Сергеевна, как хотите, но люди настолько устали, что уже не могут в таком темпе работать!» Но я ответила: мы показали, что можно сделать на набережной, а скоро инициативные горожане сами будут просить эти площадки. Так и получилось. Весной я была свидетелем, когда руководителю Ассоциации пожилых людей Благовещенска Сергею Айтугановичу Утенбергенову звонили и спрашивали разрешение, можно ли летом площадку, где танцуют пенсионеры, хотя бы раз в неделю занять своими выступлениями. Ему было очень неловко. (Улыбается.) Понимаете? Я очень рада, потому что мы мечтали об этом в 2014 году.
 

Сегодня все понимают, что когда набережная откроется, у ротонды будет играть симфонический оркестр, дальше будет художественная школа, библиотеки, танцы для здоровья, барды, народные творцы — у каждого есть свое место на набережной.

Есть на нашей набережной то, что для нас норма, а для гостей города поражает. Например, когда первый раз мне с удивлением сказали: «У вас на набережной гуляют семьями!». Тут уже удивилась я. Для нас это норма — а как по-другому? А для жителей других городов это необычно. Просто мы в своей время учли интересы горожан и каждый может найти себе что-то по душе. И второй момент, который удивляет гостей — у нас не пьют на набережной. Или такой случай: гость нашего города гулял по набережной и попробовал найти спички, чтобы подкурить сигарету. К одним подошел, к другим — никто не курит. А третьи его вообще отчитали за эту дурную привычку. Единственные, кто помог — иностранные студенты ДВОКУ. (Смеется.) Созданная культура поведения — это очень хрупкое состояние, она может рухнуть в один момент. Нельзя это потерять.

«Не говорю, что я мэр»

Когда где-то в поездках люди узнают, что Вы мэр Благовещенска, что вы говорите про город? Какой он?

— Если я еду по личным делам, то никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не говорю, что я мэр. Если я выехала с семьей или с друзьями — я просто жена, мама, бабушка.

— А если как мэр?

— В январе этого года по приглашению мэра города Харбина мы делегацией от Благовещенска участвовали в международном празднике льда. Были гости из 48 стран, около 120 городов: от ЮАР и Италии до Канады, Германии, Японии. И я рассказывала всем, что у нас уникальный город: молодой (средний возраст жителей 36 лет), красивый, с уникальным географическим положением. Что у нас много студентов и молодых ученых, что мы готовим кадры для космодрома Восточный, выводим новые сорта сои. Я рассказываю про его историю, про талантливых жителей. Я очень горжусь нашим городом и могу рассказывать о нем бесконечно. В общем, практически все мэры, с которыми мы познакомились в Харбине, захотели приехать в гости в Благовещенск. (Улыбается.)

«Надо сделать паузу»

Какая будет ваша жизнь после работы в администрации?

— Думаю, скучать не придётся, планов много. У меня был перерыв в работе во власти четыре года, я начала заниматься генеалогией нашей семьи: своей и семьи мужа. Вела переписку с архивами, перечитала диссертации, нашла исторические материалы. Мне было очень интересно не просто узнать, что моя прабабушка с Саратовской губернии, а то, на какой рынок ходили жители, кто и чем там торговал. Я смотрела историю этого края, всё, что касается крестьянства. Мой прадед, который пришел на Дальний Восток, был революционер — участвовал в революции 1905—1907 года. У меня еще очень много вопросов: например, как он строил ЗабЖД. Моя мама воспитывалась в детском доме — я нашла ее детскую фотографию и даже архивный снимок того роддома, в котором она родилась. Узнала, какие доктора там работали. Мне интересна эпоха, в которую жили мои предки!

«Я — человек командный. Ты ведешь, но ты не один. Если ты один, то далеко на уйдешь».


Переселенцы Калита приехали из Полтавской губернии. Я прочитала, как и сколько они сюда ехали, что с собой брали, какие деньги были нужны, чтобы сюда добраться (не меньше 500 рублей на семью). Какие семена сюда выбрали, что выросло, а что нет. Выяснила, что в селе, из которого уехали предки мужа, в 31 году был голод и там все умерли. Это спасло семью, правда, в 37 году их здесь раскулачили и расстреляли. Но это уже другая история. Очень много запросов, на которые еще нет ответов. Я предвкушаю удовольствие от этой работы, хочется этим заниматься. Буду заниматься младшими внуками, их у меня трое: старшая внучка окончила первый курс АмГУ, средняя — третий класс, а внук — первый класс. Будем с ними кулинарить. Уже научила их печь блины. Сейчас времени будет больше, будем осваивать новые рецепты.

Какими эти пять лет были для вашей семьи?  

— Моя семья с терпением и пониманием относится к моей работе. Если бы этого не было, то и меня бы не было на этой службе. Но, если честно, на любой должности, я много времени уделяла работе — у меня всегда был такой темп. Ни я, ни муж никогда не были домоседами. А в молодые годы муж вообще по 200 дней в год в командировках был — так что мы квиты. (Смеется.) А вообще, я за стабильность в семье. Всю свою жизнь я прожила в том же доме, в той же квартире, почти с той же мебелью и с тем же мужем. И с теми же соседями.

Где вы черпаете силы?

— От самой жизни. Я рада тому, что сижу сейчас с вами и свободно разговариваю. Что у меня есть руки, ноги. Рада, что могу слушать шум дождя, смотреть на закат. Счастье и в этом. Главное — понять и ценить то, что у тебя уже есть. И я это ценю и понимаю. Меня радуют успехи моих детей и внуков, моих друзей и их детей.

— У вас много друзей или после поста мэра их стало меньше?

— Я уже достигла определенного возраста, когда по дороге к нему уже есть список невосполнимых потерь. Некоторых людей нет рядом. А самые лучшие друзья по прежнему — это друзья детства. Им без разницы, где я и кто я по должности.


Валентина Сергеевна, ваш главный совет, напутствие новому мэру.

— Две вещи, которые очень важны для этой должности — терпение и мудрость. И еще раз: терпение и мудрость. Рисковать можно и не нужно бояться, но риск должен быть оправдан. Принимая любое решение, нужно видеть последствия. А вообще — все приходящее и уходящее. Может быть, я говорю банальные вещи, но я так чувствую.

В скором времени мы услышим о новом назначении Валентины Калиты?

— Всему свое время. На этом этапе надо поставить точку и сделать паузу. Но сидеть дома я не собираюсь: у меня есть определенные желания и планы, связанные с моими знаниями, опытом. Поэтому, надеюсь, буду их применять. А где — жизнь покажет. 

Возрастная категория материалов: 18+