Фото: Архив АПФото: Архив АП

Не соей единой

В этом году в Амурской области почти 1,2 миллиона гектаров посевных площадей, и из них порядка 900 тысяч отдано царице полей – сое. В прошлом году регион поставил рекорд по урожаю этой культуры и рассчитывает на него вновь. Такой интерес сформировался несколько лет назад, когда соя активно экспортировалась и приносила немалую прибыль, а потому интерес к ее выращиванию неизменно рос.

Сейчас картина меняется. В прошлом году многие фермеры жаловались на трудности сбыта – сказались на этом экспортные пошлины, а также «прикрытый» до сих пор Китай, что отразилось и на цене зерна.

Амурские власти делают акцент на глубокую переработку внутри региона, и уже через два года у нас должен появиться один из крупнейших заводов страны – озвучена цифра в миллион тонн переработки в год. Завод будет рассчитан на любые масленичные культуры, и кроме амурской сои инвестор заинтересован в рапсе. Директор ГК «Содружество» Сергей Соколовский говорит: Сибирь за последние годы серьёзно прокачалась по этой культуре – именно благодаря строительству заводов по переработке. И прочит аналогичную судьбу нашим аграриям.

Рапс — масличная высокобелковая культура. Содержание масла в нем на треть выше, чем у сои. Из рапса делают не только масло, его используют как основу для биотоплива, шротом кормят животных. Также рапс считается отличным медоносом.

Эти факторы логично должны привести к тому, что сою потеснят на полях другие масленичные культуры. Как выяснилось, дело тут не только в экономических причинах – оказывается, преимущества рапса кроются гораздо глубже, в агрономической области.

Осторожные фермеры

Говорить о том, что Амурская область испокон веков «верна» сое, не приходится. Периодически фермеры устраивают эксперименты – в последние годы это выращивание красной фасоли, а также кукурузы — на зерно. Как оказалось, и рапс далеко не новая культура для нашего региона.

— Рапс давно известен в Амурской области, — рассказал первый замминистра сельского хозяйства региона Сергей Адаменко. Он много лет работал агрономом и знаком с рапсом еще с советских времен. —  Рапс выращивали на корм для животных – закатывали в рулоны поздней осенью либо убирали как зеленую массу. Были предприятия, которые занимались рапсом на зерно, но технология не была отработана в полном объеме, и существующая альтернатива в виде сои сказалась на том, что рапс всерьез не «пошел». Хотя ничего сложного в его выращивании по большому счету нет.

Как сообщили в амурском минсельхозе, рапсом как зерном в нашем регионе сейчас не занимается никто, и лишь один фермер в этом году посеял порядка 15 гектаров культуры – на совсем иные цели.

Рапс как удобрение

Руководитель в ООО «Зарево» Андрей Воронков трудится в сельском хозяйстве 24 года. На его полях в селе Петропавловка Ивановского округа в этом году порядка 7 тысяч гектаров – это зерновые и соя. И небольшой участок рапса – его уже убрали. Но не в закрома – а оставили «срезанным» прямо на земле.

— Мы используем рапс как сидерат. То есть мы его вырастили — и «задисковали» зеленую массу. Это делается для улучшения плодородия почвы и ее лечения. На следующий год сеем на этом месте зерновые или сою, — рассказал Андрей Валентинович. — Это не новинка, наши отцы так же использовали рапс на полях в советское время, я многому учусь у них. Что касается рапса на зерно – я занимался этим, однако проблемы со сбытом были большие. Заявлялся громко Китай, но по факту продать было сложно, пришлось отдать по низкой цене отечественному переработчику. Поэтому и отказался от этого.

Пробовали рапс и другие амурские хозяйства, и одно из них достигло немалых успехов. ООО «Казанское» в Серышевском районе всего пару лет назад собирало рапсовое зерно и нашло свой канал сбыта.

Архив АП

— Я несколько лет занимался рапсом именно на зерно, много об этом рассказывал, консультировал аграриев – практически на языке мозоль набил, — говорит экс-агроном предприятия Сергей Вологдин. —  Мы занимались рапсом с 2016 по 2019 год, и замкнули цикл – от технологии, производства до сбыта. Это была серьезная работа и серьезные результаты, я добавил себе этот опыт в копилку знаний. На тот момент перспектив сбыта, кроме Китая, не было. «Содружество» брало, но с учетом логистики до Калининграда цена была бросовой. Аграрии соседней страны охотно приобретали эту культуру, но вся логистика была выстроена через погранпереход Забайкальск — Манчжурия. И там идет поток сибирского рапса, так как Сибирь сейчас рапсовый регион. Наша конечная цель была добиться реализации в Китай именно через Благовещенск, и мы это сделали. Инфраструктуры тогда там не было, но сейчас, возможно, что-то изменилось. Мы были первопроходцами. К сожалению, никто из других фермеров не пошел по этому пути, хотя интерес был и есть.

Как говорит Сергей Игоревич, в «Казанском» отказаться от рапса пришлось по многим объективным причинам. Забила гвоздь в крышку гроба пандемия коронавируса — Китай закрылся, и реализации не стало. Плюс в стране подняли пошлины, которые синхронно отразились на всех масленичных культурах.

Кому нужна ценная культура

Однако с приходом крупного игрока с собственным производством ситуация может измениться, уверены эксперты. Ведь в конечном итоге реализация продукции — самый главный фактор для фермеров.

Рапс, в отличие от сои, расширяет диапазон температур – его можно выращивать там, где не очень тепло, даже в северных районах области.

— С биологической точки зрения рапс — это очень ценная культура, — отмечает Сергей Адаменко. —  Опытные агрономы отмечают, что нам сейчас не хватает третьей культуры в севообороте. Сейчас у нас пара «зерновые — соя», нужна еще третья культура, потому что для оптимизации процессов в почве нужны разноплановые культуры. И рапс как раз представитель третьей группы – он интересен с точки зрения повышения почвенного плодородия. Остается дело за малым – отработать технологии выращивания. Техника может использоваться та же самая, что для сои. Есть особенности – зерно у рапса мельче, чем у сои. Поэтому требуют модернизации машины на зерновых дворах – рапсу присуща текучесть, и в случае щелей в машинах для перевозки, комбайнах, на сортировках – сразу идут потери. Это нужно учитывать. Есть такой момент – стручки рапса трескаются. Но сейчас есть химические способы обработки, появляются и новые сорта. То есть это одновременно и новая, и не новая для нас культура. Важный момент – это реализация. И если крупный игрок по закупу рапса появится, то можно пробовать работать по этой культуре. Рапс, в отличие от сои, расширяет диапазон – его можно использовать в зонах с меньшим запасом положительных температур.

Владимир Воропаев (Архив АП)

Выигрышен для севера

То же самое — что рапс нужен северу — говорит и Сергей Вологдин.

— Как бывший ученый могу сказать, что сегодняшняя ситуация, когда соя в севообороте достигает 80 процентов, приводит нас к тупику, — высказывает свое мнение Сергей Игоревич. —  Мы «поймаем» счастье только тогда, если кто-то освоит севооборот, где соя будет занимать 50 процентов. И тут на первый план выходит дифференциация Амурской области по природно-климатическим зонам. У нас их три – северная, центральная и южная. В каждой зоне должна быть своя структура севооборота. Для южной зоны, на мой взгляд, рапс не сильно выдающаяся культура, интереснее здесь будет смотреться пара «кукуруза — соя». Для центральной зоны всё меняется, а для северной зоны рапс выигрышен однозначно. Здесь 30 процентов должна занимать соя, 30 — зерновые, и остальное — масленичные культуры типа льна и рапса. Следующий аспект – это сбыт, реализация. Нужен катализатор, им может явиться новый завод.  Это будет толчком для развития наших северных и центральных районов. Я не говорю о «крайнем севере» — о Тындинском и Селемджинском районах, речь идет, например, о Свободненском, Шимановском, части Магдагачинского района.

Сама культура в сочетании с соей открывает множество агротехнических плюсов, отмечает специалист.

— Более эффективное использование питательных элементов, работа по соевой нематоде (вредитель, который поражает сою. – Прим. АП) – рапс отлично ее «щемит», 2-3 года рапса, и нематоды нет, — объясняет агроном. — Но нужно подходить грамотно и не бросаться сразу в тысячи гектаров. Это мелкосемянная культура, тут нужна более тонкая работа по сушке зерна. В свое время мы нашли эффективное решение по хранению рапса без сушки – в рукавах. Хотелось бы, чтобы большое число аграриев задумалось об этой культуре, так как рапс действительно даст много преимуществ.

И рапс, и соя, и стихи: старт строительства крупнейшего в Приамурье завода прошел под Маяковского

 

 

Почему амурские фермеры не торопятся продавать прошлогодний урожай сои 

Возрастная категория материалов: 18+