Галина Данилова — единственная женщина, получившая почетное звание. Фото: amurobl.ruГалина Данилова — единственная женщина, получившая почетное звание. Фото: amurobl.ru

Галина Данилова: «За 40 лет скучать не приходилось ни разу!» 

Трудно поверить, что эта красивая женщина с доброй улыбкой — старейший работник старейшего золотодобывающего предприятия.

— Динозавр! — смеется заведующая канцелярией, секретарь совета директоров АО «Прииск Соловьевский» Галина Данилова.  

Ее приход на предприятие — это целая история. Ведь если бы Галина Александровна в далеком 1974 году не провалила вступительный экзамен по истории в Иркутский институт народного хозяйства, неизвестно, как бы сложилась ее жизнь. Возможно, она стала бы первоклассным экономистом, но прииск потерял бы, пожалуй, самого незаменимого и позитивного сотрудника. А в Соловьевске ее родители оказались благодаря другому школьному предмету — английскому языку.

— Я родилась на Волге, в Саратовской области. Папа был военным — авиационным техником, ремонтировал самолеты. Потом мы жили и на Урале, и в Белоруссии. У нас никогда не было своей квартиры, тогда вообще было трудно с жильем для военнослужащих. — Когда папа уволился из армии, как раз была волна переселения на Дальний Восток: давали жилье и подъемные. А нас у родителей было уже трое, — рассказывает Галина Александровна. — И мы полетели из Брестской области в Амурскую.

Старший брат-студент остался в Минске, а семья поселилась в Бурейском районе, отца взяли механиком в совхоз. Но там не было школы.

— Брат учился и жил в интернате, а нас возили в школу в другое село за 12 километров. Но там не было английского — а я была отличницей! И мама поставила условие отцу: ищи новую работу! — вспоминает Галина Александровна.    

Намерение уволиться из совхоза чуть не стоило партбилета, но ценного специалиста отпустили. Кто-то рассказал авиатехнику о прииске «Соловьевский», и он поехал туда. «Папу сразу с руками и ногами взяли в механические мастерские. Почти сразу нам дали квартиру на «Черемушках». Мама тоже устроилась в прииск — кладовщиком на строительно-монтажном участке. А я пошла в шестой класс», — улыбается Галина Данилова.

Поселок так и не отпустил её: после несостоявшегося поступления в вуз молодая девчонка вернулась домой.

— Пришла в прииск учеником электрообмотчика в механические мастерские, мы занимались перемоткой электродвигателей, — рассказывает о совсем не женской профессии Галина Александровна. — Но я проработала всего два месяца, директор Дома культуры Маргарита Васильевна Губанова пригласила меня заведующей детским сектором. Я занималась с детьми: чтение, танцы, кружки, утренники. Да, меня все дети поселка знали! (Смеется.)

А в 1977 году активистку пригласили в приисковую комсомольскую организацию.
 

Комсомольцы-соловьевцы выпускали стенгазеты и участвовали в конкурсах. Фото: архив Галины Даниловой. 

«Мы организовывали мероприятия: соцсоревнования, конкурсы, комсомольские субботники. Дружно жили! — вспоминает комсорг. — А какая замечательная традиция у нас в прииске была! Когда драга выполняла годовой план в сентябре или октябре, мы приезжали поздравлять коллектив с Новым годом: наряжались в Деда Мороза, Снегурочку, елочку вручали!»  

В это счастливое комсомольское время Галина Александровна вышла замуж, родила дочь — и оставила мысли об учебе в вузе. В 1981 году снова вернулась на работу в клуб, но ненадолго.

— В апреле 1983 года мне предложили пойти секретарем директора прииска — тогда руководителем был Семен Иванович Сокольников. Боялась, конечно. Но согласилась — и осталась на одном месте на 40 лет, — говорит Галина Данилова. — Сначала была заведующей общим отделом, потом его переименовали в канцелярию. Я была секретарем директора, но на мне было все делопроизводство. После Семена Ивановича три года руководил Распопин, в 1989 году директором выбрали Валентина Федоровича — с ним я 17 лет проработала. И с Федором Валентиновичем уже тоже 17 лет!  

За 40 лет работа секретаря кардинально изменилась. Галина Александровна признается: трудно посчитать, сколько приказов на огромное предприятие ей приходилось набирать на печатной машинке.

— Первые годы вообще был дефицит бумаги! Я через копирку печатала. Помню, нужно 10 приказов по структурным подразделениям, а через копирку можно было максимум шесть экземпляров напечатать. Набирала один приказ по два раза. Когда появились компьютеры и принтеры — вообще красота! — говорит секретарь с 40-летним стажем. — Но сейчас все равно сложнее, наверное — очень большой объем информации поступает. Раньше говорили: коммунисты — бюрократы. Но сейчас сколько требуется информации и отчетности! Запросы и от министерств, и от статистики, и от надзорных органов. Сто-о-о-лько ответов наши специалисты дают каждый день! И всё проходит через нас. Еще года 3–4 назад нас в отделе было двое, а сейчас — уже трое.

На вопрос, не скучно ли 40 лет работать секретарем, Галина Александровна только смеется в ответ:

— Может быть, у кого-то скучная работа, но у нас скучать не приходится! Мы всегда в курсе всего, знаем каждую мелочь. Если надо какой-то документ найти, что-то напечатать, переслать — все идут к нам! Предприятие растет — очень много почты стало. Я помню, когда только пришла, отправляла максимум 10–15 писем в день — и столько же принимала. А сейчас 50 и даже 70 писем можем за день отправить, но так как у нас проблема с почтой — входящая корреспонденция приходит два раза в неделю охапками. Смотришь: что отдать на рассмотрение генеральному, что — на исполнение специалистам, уже всё знаешь. Так что скучать некогда! Да и не только этим приходится заниматься: звонки, мини-АТС, все соединения через нас.

Галина Данилова с гордостью говорит: вся семья работает на золоте. «Дочь была учителем начальных классов, очень хорошим! Но перешла к нам и теперь мой заместитель. Надо же и смену подыскивать! — улыбается заведующая канцелярией. — Зять работает в прииске маркшейдером, сын вместе с другом — в артели «Дикт».

Галина Александровна выращивает в северном Соловьевске потрясающие цветы. Сотни цветов! Фото: личный архив. 

Почетное звание «Заслуженный работник горнодобывающей отрасли Амурской области» для секретаря с 40-летним стажем стало полной неожиданностью.

— Я в шоке была, честное слово! Было неловко, мне кажется, таких наград достойны мужчины, которые работают с золотом. Хотя я за эти годы тоже была на всех участках и тоже держала слитки в руках! — признается патриот прииска.

Галина Александровна скромничает зря, ведь ее работа хоть и далека от карьеров и драг, но именно от ее профессионализма и неравнодушия без преувеличения зависит стабильная работа огромного и такого родного предприятия.

Виктор Сижук: «По профессии я экономист, а в душе — золотодобытчик»

Заместитель генерального директора по экономическим вопросам Виктор Сижук признается: «По профессии я экономист, но в душе — золотодобытчик». Он вообще всю жизнь — на золоте, соловьевском.  

— Отец попал сюда в 1930 году, после того как моего деда в Приморье раскулачили и отправили в солнечный Магадан. Бабушку с пятью детьми выселили сюда — в поселок Первомайский, он относился к прииску. Отец и его братья еще до войны начали работать на прииске. Я в Соловьевске родился, отучился в Хабаровском институте народного хозяйства, отслужил в армии и вернулся в поселок, — рассказывает Виктор Никитович.

Первая запись в его трудовой книжке — нормировщик прииска «Соловьевский».

— Меня приняли 8 января 1981 года. Занимался нормированием труда: составлял наряды, оценивал выполненные работы, смотрел, что правильно сделали, что не сделали, — перечисляет Виктор Сижук. — Почти через месяц меня назначили старшим инженером производственного отдела, а еще через два — начальником планового отдела. А затем на меня посмотрели и сказали: «Ты же экономист!» И как в «Ералаше»: там было «сейчас мы из тебя футболиста сделаем», а из меня начали экономиста делать. Моим наставником был Николай Михайлович Семилетов, он более 50 лет проработал экономистом в прииске.

А буквально через три месяца начальнику планового отдела неожиданно поступило заманчивое предложение — занять должность главного экономиста «Амурзолота» (государственный Всесоюзный Амурский золотопромышленный трест. — Прим. АП).

— Я не пошел, — удивляет заместитель генерального директора. — Да, был карьерный взлет, а это плохо: в голове-то еще сыренько-сыренько. Поэтому я отказался, сказал: «Нет, ребята, я поработаю, чему-то научусь, как следует. А уже потом будет видно».

Но он не ушел ни тогда, ни потом — хотя, признается, предложения были. Вместе с предприятием Виктор Сижук остался в самые сложные — 90-е годы.

— Очень тяжело было, коллективу не платили зарплату — нечем было! — вспоминает Виктор Никитович. — Мы ведь раньше сдавали золото государству, а в 90-х всё рухнуло. Мы с нашим директором Валентином Федоровичем Сидоровым ездили в Москву, ходили по банкам. У нас же тогда только россыпная золотодобыча была, зимой драги стоят, золота нет. А нужно было авансирование под предстоящий сезон. Искали, какой банк возьмется, чтобы потом мы ему наше золото продали и погасили этот аванс. Такой раздрай был, такие шатания. Ни Сбербанк, ни другие ведущие банки тогда не занимались золотом, у них другая направленность была. Это сегодня все банки нас одолевают: дайте нам металл!  Помню, позвонили — надо срочно выехать в Москву, какая-то информация прошла от банка. А у меня даже денег на билеты не было, в кассе — тоже пусто. Единственная в Соловьевске сберкасса закрыта. Валентин Федорович давал свои деньги, чтобы я улетел.

Спустя 20 лет главный экономист признается: порой судьбу кредита для работы предприятия решала шоколадка.  

— Доходило до парадоксов: у нас же разница во времени. Ночью в гостинице в Москве приходилось вставать, за шоколадку просить доступ к факсу, сбрасывать информацию в прииск, утром они просыпались, оперативно отрабатывали и сбрасывали мне документы. Куча бумаг, все на нервах. Просто ужас был! Но потом помаленьку пошло, пошло, так и выстояли. Из пяти крупных приисков области остались на плаву мы и «Хэргу», — констатирует Виктор Сижук.

Виктор Сижук и Галина Данилова: были одноклассниками в школе — стали коллегами в прииске. Фото: личный архив. 

После перестройки проблем тоже хватало: то падение цены на золото, то санкции. Но соловьевцы — большие труженики и вечные оптимисты. 

— Когда у предприятия есть задел финансовых средств, материальных ресурсов, горной техники, опытных специалистов — уже легче. Десять лет назад мы начали освоение рудного золота, потому что было явное истощение минерально-сырьевой базы россыпей, на тот момент предприятию исполнилось уже 145 лет — естественно, большинство отработали. Я сегодня думаю: вот как бы мы сегодня были без рудного?! Никак! Вовремя и грамотно приняли решение заниматься, потому что сегодня подобные месторождения очень сложно найти, — уверен Виктор Никитович.

Сегодня в АО «Прииск Соловьевский» трудится 2800 человек, металл добывают не только в Амурской области, но и в Забайкальском крае. Объемы производства такие, что на вахту едут специалисты из других российских регионов.

Виктор Сижук все эти годы живет в родном Соловьевске. И хотя дети и любимая внучка в Благовещенске, он никуда уезжать не собирается.

— Я работаю в прииске уже 43 года. Меняются времена, меняются люди. Предложения были, но я не изменил родному предприятию, остался верен. Хочется поработать еще немножко, принести пользу — подсобить, как говорится. (Смеется.) Горжусь тем, что сделано! Хочется, чтобы все гордились своим предприятием и дорожили! Вот, что самое главное! А не так что: показали рубль выше — и побежали. Нам 155 лет — это не каждый таким может похвастаться! У нас очень многие семьи работают и во втором, и в третьем поколениях. Не важно кто: горняк, экономист, бухгалтер. Мы все работаем на одну цель! — говорит заслуженный работник горнодобывающей отрасли Амурской области Виктор Сижук.   

Игорь Разуваев: «Туристы любят к нам приезжать, «Нагима» — это фишка!»  

В трудовой биографии начальника участка «Нагима» карьера «Нагима» АО «Прииск Соловьёвский» Игоря Разуваева — крупнейшие прииски сурового Магадана и родной Амурской области. А ведь профессию, ставшую его судьбой, он выбрал почти случайно.

— Я родился в селе Ульма Мазановского района — там золотодобычи нет, колхоз был. А двоюродный брат моей будущей жены поступил на геолога в Благовещенский политех. Приехал на каникулы и столько всего наговорил, что мне тоже захотелось в геологию. Я приехал туда, но решил поступать на горняка. И поступил! — признается один из опытнейших горных инженеров Амурской области. — А когда уже работал в Береговом, поступил заочно и окончил Красноярский институт цветных металлов.  

Еще во время учебы в политехникуме Игорь Разуваев попал на практику на Колыму — туда и отправился после получения диплома. Начинал в прииске имени Берзина мотористом промприбора, а уже через год стал горным мастером участка. Но через два с половиной года из Магадана пришлось уехать: когда к молодому горняку приехала жена-педагог, работы в местной школе ей не нашлось. Так Игорь и Наталья Разуваевы оказались в известном в Приамурье прииске «Дамбуки» и поселке золотодобытчиков Береговом.

— Я начинал машинистом на драге, потом стал механиком — с нашим сегодняшним директором Федором Валентиновичем Сидоровым работал, он был моим начальником. А через несколько лет я стал начальником драги. В конце 90-х начался развал прииска, мы тоже уехали в Соловьевск. По блату, в общем! — смеется Игорь Иванович.

Так в 1999 году в его жизни и трудовой книжке появилась «Нагима» — горный участок одноименной старательской артели (в 2009 году участки золотодобычи ООО «Нагима» вошли в состав АО «Прииск Соловьевский»). Сначала Разуваев был горным мастером, а последние 17 лет он — начальник горного карьера.

«Нагима». Разработка уникальной погребенной россыпи. Фото: АО «Прииск Соловьевский». 

На самой «Нагиме» добыча ведется на уникальной, глубоко залегающей россыпи — глубина карьера достигает 70 метров. Здесь благодаря слаженной работе всей команды разработали и применили технологическую схему отработки, аналогов которой в России нет. Её внедрение позволило увеличить объем переработки горной массы и добиться ежегодной добычи до 500 килограммов золота.

— «Нагима» — это фишка россыпной золотодобычи Соловьевска! А с недавнего времени мы стали знакомить с производством и амурчан, — с гордостью говорит Игорь Разуваев. — У нас карьер глубиной 60 метров, шагающие экскаваторы, много землеройной техники — есть чем удивить. Люди приезжают и удивляются размаху: «Мама родная!»

Пожалуй, не меньше производственных достижений, начальник участка гордится другим:

— Коллектив, знаешь, не бегает — мужики работают до пенсии. Вот Володя Веденкин больше 20 лет отработал, ушел на пенсию. Коллектив сплоченный. Почему? Благодаря организации труда, зарплате и условиям для жизни. Раньше жили в простеньких балках по восемь человек, а сейчас — домики по три человека, горячая и холодная вода, телевидение, интернет. И в самом поселке — красота! Летом — газоны, зимой — снежные фигуры делаем. И это не обязаловка, это желание людей создать вокруг себя уют. А самое главное, конечно — отношение к людям. Для коллектива всё делаем — и он отвечает добром!

Золотодобытчики «Нагимы» живут в домиках с горячей и холодной водой, телевидением и интернетом. Фото: АО «Прииск Соловьевский». 

«Нагима» уже закончила сезон, но отдыхать некогда — уже идет вскрыша под новый золотодобывающий сезон.

— План выполнили — постоянно за него боремся! Все хорошо отработали. Спасибо генеральному нашему — он у нас о-го-го, человечище! Если б все были такие директора, в нашей стране всё было бы по-другому, — говорит Игорь Иванович.

Заслуженный работник горнодобывающей отрасли Амурской области извиняется: надо ехать на карьер, там ждут люди.

— Мы красиво говорить не умеем — мы просто работаем. Да, труд горняка нелегкий, ответственность большая. Ну ничего, нормальная такая — мужская работа! — признается Игорь Разуваев.

Возрастная категория материалов: 18+