Социальный паспорт класса — серьезная помощь педагогу в выстраивании индивидуальной работы с детьми.Социальный паспорт класса — серьезная помощь педагогу в выстраивании индивидуальной работы с детьми.

Всего пять документов

— Светлана Вячеславовна, какие документы сегодня должен заполнять учитель?

— Мы часто говорим, что учитель — волшебник и творец будущего. Это человек, который передает определенную сумму знаний детям, воспитывает их и готовит к будущей жизни в обществе. И вот, чтобы его основная деятельность не перекрывалась отчетами, написанием различных трактатов, мы сегодня и взяли курс на снижение количества тех документов, которые педагог должен готовить в рамках своих должностных обязанностей.

В качестве обязательных у учителя теперь остались рабочая программа учебного предмета, журнал учета успеваемости и журнал внеурочной деятельности. На два документа больше у классного руководителя — он еще готовит план воспитательной работы и характеристики на обучающихся (по запросу).

«Учитель — творец будущего. И чтобы его основная деятельность не перекрывалась отчетами, мы взяли курс на уменьшение числа документов».

Чтобы понимать, чему учитель учит детей и в какой последовательности, он обязан вести рабочую программу по предмету. А чтобы ребенок получил необходимые знания, крепко усвоил их и в дальнейшем пользовался ими в различных ситуациях, учитель ведет журнал успеваемости. Этот журнал важен и для родителей. Чтобы связь семьи и школы была полной, нужно вовремя проводить коррекцию успеваемости детей и помогать им.

Если учитель — просто «урокодатель», то ему придется заполнять лишь два документа. Больше ничего с педагога мы требовать не можем. Административно-управленческому аппарату образовательного учреждения придется между собой распределять остальные документы, которые нужно заполнить.

РИС ОБР в помощь

— Что такое бюрократическая нагрузка на учителей?

5

документов, не больше, обязаны заполнять учителя, которые берут на себя классное руководство

— Мы должны разделить понятия — бюрократическая нагрузка и должностные обязанности (тот функционал, который оплачивается педагогу). На втором хочу остановиться, поскольку сама много лет отработала учителем. То, что входит в должностные обязанности педагога, — не считается бюрократической нагрузкой. А часто бывает совмещение должностей, когда учитель ведет учебные часы и исполняет функции психолога или социального педагога. Эта дополнительная нагрузка учителю вменена с его согласия, и она оплачивается.

Мы сейчас ведем работу, чтобы разовые отчеты на учителя не возлагались. Например, региональная информационная образовательная система РИС ОБР, куда вносится успеваемость школьников и где ведется рабочая программа по предмету, позволяет делать выгрузку любых отчетов — начиная от количества пропусков детей и заканчивая успеваемостью по контрольным работам. И завуч сам может сформировать необходимый отчет, а не запрашивать его у учителя. РИС ОБР как раз и был приобретен, чтобы снять с педагогов бюрократическую нагрузку.

— Обучали ли административно-управленческий аппарат школ работе в системе РИС ОБР?

— Конечно, как только ее установили, провели обучение. И даже организовывали выезды в образовательные учреждения. Сама лично захожу в нее, она установлена у меня на рабочем столе. И если приходится беседовать с родителями школьников, могу посмотреть данные об успеваемости их детей. Должна похвалить наши муниципалитеты, которые грамотно работают с родительской общественностью и стараются на своем уровне решить все вопросы.

Еще отмечу, что в Институте развития образования создан специальный центр, где специалисты в режиме 24 / 7 готовы ответить на любой вопрос и оказать содействие педагогам, сделать выгрузку информации.

Куда пожаловаться на лишние отчеты

— Если учитель не согласен с бумажной нагрузкой, то куда он может пожаловаться?

— В министерстве образования и науки области есть номера горячей линии. Но я бы рекомендовала сначала все эти вопросы попытаться урегулировать в образовательном учреждении, непосредственно с его руководителем. Сказать в рабочей беседе: вот вы просите с меня этот отчет, но я думаю, что его может сделать завуч. То есть попытаться вывести ситуацию из категории конфликтной.

— Когда осенью проводился опрос педагогов, то лишь 47 процентов признались, что почувствовали на себе снижение бюрократической нагрузки. Почему?

— Да, половина педагогов считает, что нагрузка не снизилась. Но в ходе нашего октябрьского опроса мы также отметили, что педагоги часто не разделяют истинно бюрократическую нагрузку (когда их просят выполнить неоплачиваемую работу) и дополнительную, за которую они получают доплату. Также увидели, что большой пласт бюрократических «отчетов-запросов» идет с муниципального уровня, и с этим нам еще предстоит работать.

Кстати, в ноябре Рособрнадзор тоже проводил похожий опрос, и наши данные совпали. На уровне Российской Федерации наш регион смотрится достаточно хорошо. Но мы еще не лучшие, хотя идем быстрыми темпами по снижению бюрократической нагрузки.

Зачем нужен паспорт класса

— А есть ли документы, которые не вошли в список пяти обязательных, но они нужны?

— Есть. Я хотела бы остановиться на социальном паспорте класса. С одной стороны, это нужный документ, он серьезная помощь педагогу в выстраивании индивидуальной работы с детьми. Утверждаю это как человек, который двадцать лет отработал в школе. Мы понимаем, что в неблагополучных семьях бывают ситуации, когда ребенок не смог подготовиться и выполнить домашнее задание, потому что, скажем, были какие‑то особенности поведения родителей.

С другой стороны, сразу возникает вопрос: кто должен составлять паспорт класса? Ведь не во всех образовательных организациях достаточное количество дополнительных штатных единиц, которые взяли бы на себя эту бюрократическую нагрузку. А еще есть маленькие школы, где небольшое количество детей и педагогов. Здесь, думаю, большая ответственность ложится на руководителей образовательных организаций — директора, завуча, которые должны грамотно и правильно распределить задачи. Но, если вы даете педагогу дополнительную нагрузку, то она должна быть оплачиваемой — и с его согласия.

По вопросам документационной нагрузки педагогические работники могут обратиться в муниципальный отдел образования либо на горячую линию амурского минобра. Телефон отдела аккредитации и государственного контроля качества образования: 8 (4162) 226-594,

отдела лицензирования и государственного надзора в сфере образования: 8 (4162) 226-518.

Зачем нужны вебинары

— Учителя сегодня просят уменьшить количество вебинаров, в которых им приходится участвовать?

— Всё должно быть в пределах разумного, но совсем отказываться от вебинаров нельзя. Иначе учитель останется один на один с новыми вызовами и проблемами времени, в котором мы живем и работаем. Ведь технологии ушли далеко вперед от того времени, когда педагог учился.

От себя скажу: на физмате пединститута нам не рассказывали про беспилотные летательные аппараты, хотя мы изучали подъемную силу крыла самолета и физику полетов. И сейчас, если бы я пришла в школу работать, мне бы сразу потребовались курсы повышения квалификации — как это донести на уроках физики с учетом ограниченного времени преподавания этого раздела в механике. И я бы искала и вебинар, и курсовую подготовку, чтобы дать эту тему более качественно.

Не секрет также, что в условиях гибридной войны идет борьба за нашу молодежь. И как работать в той ситуации, когда мы говорим о светлом, о наших российских традициях, а из интернета ребенок черпает не то, что нужно? Ведь в подростковом возрасте дети чаще всего всё отвергают: «Вы, взрослые, неправы, а я прав». Или как выйти из ситуации, если дети на уроке подрались? Чтобы это не превратилось в судебное разбирательство, длящееся годами, чтобы и дети, и родители сохранили человеческое достоинство. Вот для этого и проводятся различные вебинары, даются методические рекомендации.

Фото: Архив «Амурской правды»

Возрастная категория материалов: 18+