После того как губернатор дал задание реанимировать закрытые бани или строить новые, главы сковородинских сельсоветов начали подсчитывать, в какую сумму выльется удовольствие попариться с березовым веником. Оказалось, что средств местного бюджета хватит только на тазики и, в лучшем случае, содержание истопника. Тогда они начали обращаться в районную администрацию, где бюджетных денег не намного, но все же побольше. Сначала руководство Сковородинского района дало задание сельским главам заказать проект новых бань. В Талдане, где сегодня проживает более трех тысяч человек, решили строить баню на 10 помывочных мест и заказали соответствующий проект. Только за сам план проектировщики запросили 200 тысяч рублей, а в целом стоимость баньки потянула бы на 4,5 миллиона рублей. Это практически весь годовой бюджет Талдана.

— Когда мне показали расчеты, в которых только одна баня обходится под пять миллионов рублей, я сразу сказал, что такие суммы мы не потянем, — рассказывает Василий Гляков, глава администрации Сковородинского района. — Но бани в любом случае необходимы. Тогда я подсмотрел идею, которую используют в вахтовых поселках строителей нефтепровода: там работают отличные парные! Это быстровозводимые бани на те же 10 — 12 человек, только их цена в несколько раз меньше той, которую запросили строители в Талдане. Потом нашел фирму, которая занимается модульным строительством, мы обговорили все нюансы и сейчас решаем вопрос поставки комплектующих в наши поселки. В среднем баня на 10 помывочных мест стоит 500 тысяч рублей. Получается, что на те же 4,5 миллиона мы можем построить 9 бань.

С виду модульная баня напоминает обычный вахтовый вагончик, а внутри ничем не отличается от настоящей русской парилки. Там есть раздевалка, помывочное отделение, парилка, по заказу могут установить даже небольшой бассейн. С помощью таких строений в Сковородинском районе в ближайшие месяцы планируют полностью решить банную проблему: модули установят в Талдане, Уруше и Большом Невере. Фирма-производитель поставляет модульные бани со всем оборудованием. Скептики считают, что на севере в таких парных люди будут не теплом наслаждаться, а искать пути спасения от холода. по их мнению, модули суровой зимой начнут промерзать. Однако опыт нефтяников показывает, что у них за длинную северную зиму таких проблем не возникло.

Еще один аргумент — это повсеместное модульное строительство в Канаде, где климат практически такой же, как у нас. В Сковородинском районе на банях решили не останавливаться — сейчас в компьютере у Василия Глякова иллюстрации с описанием модульных коттеджей, бытовых помещений. Глава внимательно изучает все характеристики и намерен с помощью быстровозводимых строений начать решать и жилищный вопрос.

— В Сковородине дефицит жилья. Когда мы начали переселять людей из аварийного многоквартирного дома, то столкнулись с проблемой, что даже при наличии денег купить жилье на вторичном рынке проблематично. Строить дома по прежней схеме дорого и долго. За счет модульного строительства мы намерены в ближайшее время возвести три 16-квартирных дома. Кроме этого, фирма-поставщик предлагает за свой счет в качестве примера построить в Сковородине коттедж и показать все преимущества такого дома, — продолжает Гляков. — Недавно ко мне обратились с метеостанции с просьбой отремонтировать помещение, в котором работают синоптики. После осмотра здания комиссия пришла к выводу, что на ремонт старого здания нужно потратить внушительную сумму. Сопоставив цифры, мы пришли к выводу, что легче купить модуль размером 2,5 на 6 метров за 200 тысяч рублей. Плюс установить там биотуалет, и проблема будет снята.

Ноу-хау сковородинцев уже заинтересовались в других районах Приамурья. Ведь за счет модульного строительства можно решить многие проблемы за гораздо меньшие деньги, нежели при обычном способе возведения зданий. Для дефицитных бюджетов — это главный козырь. Сковородинский район.