— Растет число производимых фильмов, расширяется их прокат и фестивальная деятельность, повышается активность местных кинематографических сообществ. Складываются условия, при которых развитие кинематографа становится одним из драйверов социально-экономического развития региона, — рассказал АП первый заместитель председателя Союза Олег Иванов. 

Это, к сожалению, не конкретно про Приамурье, а в общем. Ведомство, возглавляемое Никитой Михалковым, предложило субъектам Федерации заняться самоанализом: региональные министерства культуры получили анкеты, в которых им предлагали поставить самим себе оценки. Шкала — десятибалльная, позиций — тоже 10. Москву, ушедшую в этом плане далеко вперед, в расчет брать не стали; а в связи с тем, что в Союзе до сих пор не дождались ответа от 14 регионов, окончательные итоги исследования подведут в августе. Дальневосточники, впрочем, оказались исполнительными без исключений, так что о каждой из девяти территорий выводы можно делать уже сейчас. 

В первой десятке рейтинга нашлось место только для Якутии: местные власти поставили себе десятку за ситуацию с кинофестивалями, несколько восьмерок, семерок и шестерок. Со средним баллом 6,7 республика обосновалась на пятом месте, обогнав многие регионы, гораздо более близкие к столице. Амурский Минкульт позволил себе десятку в той же графе: наличие кинофорума «Амурская осень» выгодно отличает регион от ближайших соседей. Рядом, к примеру, находится Хабаровский край, который оценил собственную фестивальную деятельность на троечку. На этом действительно высокие оценки для Приамурья заканчиваются: пятерка за кинопроизводство и кинопрокат, несколько четверок, неудовлетворительные отметки за работу со студиями и сиротливый ноль в разделе «деятельность Союза кинематографистов». В лидирующей Якутии, к примеру, живет и здравствует «Сахафильм» — подобными достижениями пока не может похвастаться большинство регионов не только в ДФО, но и в стране. 

— Рейтинг позволяет оценить текущее положение регионального кино и наметить точки роста, — отмечает Олег Иванов. — Индустрия на местах должна главным образом поддерживаться местными властями и меценатами, причем речь идет совсем не о больших деньгах. Иногда в регионах игровые фильмы удается снимать за 2-3 млн. рублей и эти фильмы востребованы зрителями. Важно, чтобы в регионах осознали, что имеется прямая связь между развитием кинематографа и туризмом, например. 

В Союзе уверены, что между словами о «приоритетности Дальнего Востока» и его реальным развитием существует внушительная пропасть, в преодолении которой регионам планируют отвести значительную роль. Каждый из них, считает первый зампредседателя ведомства, должен «определить собственный путь и выбрать уникальную траекторию дальнейшего развития кинематографии». Дальневосточников хотят убедить в существовании масштабного, но скрытого потенциала и советуют обратить творческий взор на богатую природу. Ну и без концепции сегодня тоже никуда.

— Надо организовывать питчинги сценариев и кинопроектов регионального кино, постепенно двигаться в сторону локального кинопроизводства, специального образования местных кадров, молодежи. За этим последует воссоздание инфраструктуры, привлечение в регион внешних кинокомпаний, расширение проката, — уверен Олег Иванов. 

Амурский журналист Александр Ярошенко, который на сайте Союза кинематографистов значится его представителем в регионе, не разделяет оптимизма столичных функционеров. По его мнению, Москва вновь пытается переложить нагрузку на плечи и без того дотационных и дефицитных местных бюджетов. В разговоре с корреспондентом АП Александр подчеркнул, что в сегодняшних условиях кинематографию региональные власти своими силами уж точно не разовьют, особенно — если развивать нечего. 

— Поставили себе «пять» за кинопроизводство, но я не понимаю, а каком производстве речь? Не знаю ни одного фильма, сделанного в Амурской области, который можно было бы назвать полноценным, вызвал бы внимание и интерес. Те, кто что-то делают на коленке, конечно, молодцы, но называть это «кинопроизводством» просто некорректно. Это провинциальные анекдоты, — сказал собеседник. 

По его мнению, даже такое крупномасштабное не только по региональным меркам мероприятие, как кинофорум «Амурская осень», входящий в пятерку лучших в своем роде в стране, не способно оказать существенного влияния на развитие кинематографии в Приамурье. Александр Ярошенко подчеркнул, что форум, безусловно, вызывает у местных талантов желание создавать фильмы, однако этот вид искусства не может существовать без финансовых вливаний, которые маловероятны там, где «не хватает денег даже на социальные программы». 

Через месяц-другой мы узнаем окончательные итоги рейтинга, главной целью работы над которым в Союзе назвали «привлечение внимания общества и власти к достижениям и проблемам нашего кинематографа». Ту же миссию выполняет и весь Год российского кино, достигший своей середины. Осенью регионы получат рекомендации по развитию индустрии, но уже сейчас понятно, что рассчитывать в этом на деле на весомую поддержку федерального бюджета пока не приходится.