Разумеется, гурманы не ведали, что именно под кожу на этих самых шейках вводили гормоны, способствующие быстрому росту кур. Когда все выяснилось и грузчики перестали есть куриные шейки, их груди стали опадать. К сожалению, некоторые из них заплатили более страшную цену за такую пищу: гормоны способствовали выработке в организме канцерогенных веществ. Эта история недавно была описана в одном медицинском журнале. О генетически модифицированных продуктах (ГМП) сегодня ведутся жаркие дебаты. Много и охотно рассуждают политики и ученые. Компании-производители и экологические организации обмениваются встречными исками. Так ли опасны ГМ-продукты? И у их сторонников, и у противников есть весомые аргументы. Последние говорят, что эти продукты опасны для здоровья, но не могут обосновать сей посыл данными научных исследований, потому что таковых не существует. Нет, правда, и данных, подтверждающих безопасность такой продукции. Сторонники ГМП утверждают, что эти продукты - один из способов борьбы с голодом, так как модифицированный злак более устойчив к плохой погоде, вредителям и другим гадостям, чем природный. И урожайность выше. В реальности происходит следующее. Около трети российских продуктов содержат в себе модифицированный белок. В колбасных изделиях доля модифицированной сои достигает 80%. В "группу риска" входят сосиски, пельмени, майонезы и даже детские каши. Так, в результате исследований российских пищевых изделий в лаборатории Института цитологии РАН трансгены были обнаружены в 40% исследованных образцов. ГМ-компоненты есть в продуктах от таких производителей, как "Дарья-полуфабрикаты", "Мясокомбинат Клинский", МПЗ "Таганский", МПЗ "КампоМос", Останкинский МПК, "Вичюнай", "Талосто-продукты", "Колбасный комбинат "Богатырь". Также "мутанты" обнаружены в поставляемых в Россию шоколадных батончиках Mars, Snickers, Milky Way, Twix, Nestle, шоколадном напитке Nesquik, кетчупах Heinz, некоторых соусах Hellman"s, майонезах Real Mayonnaise и Light Mayonnaise. ГМ-изделиями признаны и некоторые продукты торговых марок Coca-Cola (напитки Sprite, Cherry Coca) и PepsiCo (Pepsi, Pepsi Cherry) и Procter&Gamble (чипсы Pringles). - В России прошли полный цикл всех необходимых исследований и разрешены для использования в пищевой промышленности и реализации населению 13 видов пищевой продукции растительного происхождения, полученных с применением трансгенных технологий, - говорит Ольга Курганова, заместитель главного государственного санитарного врача центра госсанэпиднадзора в Амурской области. - Это три сорта сои, шесть сортов кукурузы, два сорта картофеля, один сорт сахарной свеклы, один сорт риса. Кроме того, существует целый ряд пищевых продуктов, имеющих генетически модифицированные аналоги, разрешенные для реализации на мировом продовольственном рынке (томаты, рапс, кабачковые, папайя, дыня), которые еще не прошли процедуру регистрации в России, но потенциально могут попасть на внутренний рынок и, следовательно, подлежать контролю на наличие ГМИ. - В нашу область поступают продукты, полученные из генетически модифицированных источников? - Да, конечно, в Амурской области также выявляется продукция, содержащая ГМИ менее 5%. В настоящее время госсанэпидслужбой Амурской области проводится лабораторный контроль за наличием ГМИ в пищевых продуктах. - И где чаще встречаются "мутанты"? - В мясных продуктах, хлебобулочных и мукомольно-крупяных изделиях. Но еще больше в импортных пищевых продуктах - 14,8% от общего количества импортных продуктов питания, исследовавшихся на наличие ГМИ. Нужно учесть, что лидерами в производстве ГМИ являются США, Аргентина, Канада и Китай. При этом общая площадь посевов трансгенных культур в мире составляет около 68 млн. га (!). И, по предварительным прогнозам, эта цифра будет расти. Собственно, как и вероятность поступления на российский рынок пищевой продукции, полученной из ГМИ или содержащей эти компоненты. Все продукты, которые мы употребляем в пищу, могут содержать генетически модифицированные источники: молоко, мясо, птица, пиво и даже пчелиный мед. Вредно это или нет? Ответ должен основываться на научных исследованиях. Поэтому обычный покупатель, обладая полной информацией о продукте, должен сам решать, покупать или не покупать. Как говорится, "предупрежден - значит вооружен".