• Зодчий-пограничник мечтает построить собственный дом.
  • Китайская сторона под пристальным наблюдением и днем и ночью.

Чужие здесь не ходят

На пограничной заставе в Буссе все по-военному слаженно и аккуратно. В небольшом классе начальник пограничной службы в Шимановске Андрей Ермаков собрал добровольцев — обсудить задачи на ближайшее время.

— Работать будем по двум направлениям: необходимо четко организовать профилактическую работу с местным населением, чтобы вовремя выявлять неизвестных, которые пытаются проникнуть в пограничную зону, а также отработать четкую систему взаимодействия с представителями пограничных органов и полицией, — отметил Андрей Борисович. — Кроме этого, впереди запрет на лов рыбы в Амуре, китайские же соседи в это время активизируются и нередко этот запрет нарушают. Поэтому будьте начеку.

Бесцеремонно ворвавшиеся в кабинет журналисты «смазали» ход занятий и смутили крепких сельских мужиков, которые попытались затаиться на «камчатке».

 — Ребята, пересаживайтесь поближе, а то нарушителей границы задерживать смелости хватает, а журналистов боитесь, — пытался подбодрить своих штатных подопечных Андрей Ермаков.

— Нарушителей мы видим чаще, чем корреспондентов, — заметил кто-то из местных неразговорчивых шутников.

Как оказалось, незваные гости из-за границы действительно наведываются чаще, чем  хотелось бы.

— За прошлый год добровольцы задержали двоих нарушителей границы — китайца и корейца. Последний, кстати, разыскивался за другие преступления у себя на родине, — поделился успехами добровольных помощников Андрей Борисович. — А с китайцем вообще забавная история приключилась. Наш дружинник ехал на школьном автобусе, на котором развозит детей, и увидел человека, идущего со стороны границы и «голосующего». Остановился. Китаец предложил 500 юаней, чтобы его отвезли в Благовещенск. Дружинник согласился, посадил нарушителя в автобус и привез куда нужно — прямо к пограничникам.

Единственная женщина в составе местных пограничных добровольцев — Ольга Селина, которая примечает каждого чужого, забредшего в село, уже 20 лет.

— Село на самой границе, поэтому каждый житель своего рода пограничник, — отметила женщина. — Я работаю начальником местного отделения связи, которое стоит прямо на въезде в село. Моя задача отследить, кто приехал в Буссе, не появились ли на наших улицах чужаки. Бывает, что пограничники сами на бдительность проверяют — подсылают учебного «нарушителя». Но меня не проведешь — я всех жителей за столько лет в лицо знаю!

Приходится местным и в наряды вместе с пограничниками ходить, и засады устраивать. Временно безработный Михаил Агрибков и сторож Алексей Деревягин благодаря смекалке и наблюдательности задержали заречных нарушителей-рыбаков.

— Мы заприметили китайских рыбаков, которые вели себя подозрительно. С вечера вместе с пограничниками организовали засаду на нашем берегу Амура, всю ночь прождали, — без лишних эмоций рассказали селяне. — А рано утром видим двух китайцев, которые поплыли на наш берег сети ставить. Когда у нас на берегу расположились, тут их пограничники и задержали.

Пограничный зодчий

Жизнь пограничника — это не только засады и патрули. На «пограничном» счету Сергея Меланина строительство семи вышек, нескольких вертолетных площадок и 23 мостов, один из которых висячий.

— Это человек, который не может сидеть без дела. Сегодня страдает целый день из-за того, что журналисты отвлекают его от работы, — емко охарактеризовал своего подчиненного Андрей Ермаков. — Задача у него очень серьезная — восстановить систему сплошного визуального наблюдения на государственной границе.

Оказалось, что Сергей Валентинович не только возводит «пограничные» объекты, но и придумывает их.

— Кроме этого, он умеет мобилизовать своих людей, ведь они не только в солнышко работают. Мороз — 48 градусов, а Меланин и его ребята выполняют задачу. Как зимой можно забить бетон? А Меланин справляется. Только вы ему не говорите, что я столько хорошего про него сказал — обидится еще, характер такой… — попросил начальник службы.

— За 23 года службы на амурской границе много строить приходилось, — отметил сам Сергей Меланин. — Попадались и не совсем обычные сооружения.

Самый экзотичный объект в карьере пограничного «левши» — висячий мост через речку Гуран на соседнем отделении.

— Раньше Гуран так разливался, что вброд просто нереально было перебраться. Поэтому  на другом берегу мы поставили пост башенного типа, а чтобы наряды туда могли спокойно добраться, пришлось и мост делать — целых 100 метров в длину и 1,2 метра  в ширину. Первый и пока единственный висячий мост в Приамурье. Пришлось самому и проект разрабатывать, и строить потом, — рассказал пограничный зодчий. — А вообще моя самая большая мечта — дом построить в деревне. Я сам с Урала, когда служба закончится, вернусь туда обязательно. Там родители — надо ехать помогать.

И все-таки самое главное на границе — люди, и неважно, кто они: пограничники, штатские, дружинники, безработные. Люди, которые могут с уверенностью сказать, что наша граница — на замке.

Возрастная категория материалов: 18+