Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №19 (28910) от 21 мая 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 мая 2020,
среда

Дети в интернете

Как спасти ребенка от виртуальной реальности

Общество

Призывы к суициду, экстремистская информация, порнография и банальная интернет-зависимость — ужасы Всемирной сети сегодня весьма популярная тема в мировом сообществе. Но как бы ни пугали родителей влиянием интернета на неокрепшие детские умы, отобрать гаджеты с выходом в Сеть у современного поколения просто невозможно. А значит, нужно заставить интернет работать на ребенка, а не против него. Можно ли этого добиться, и если да — то как, разбирались участники круглого стола АП.

Дети в интернете / Призывы к суициду, экстремистская информация, порнография и банальная интернет-зависимость — ужасы Всемирной сети сегодня весьма популярная тема в мировом сообществе. Но как бы ни пугали родителей влиянием интернета на неокрепшие детские умы, отобрать гаджеты с выходом в Сеть у современного поколения просто невозможно. А значит, нужно заставить интернет работать на ребенка, а не против него. Можно ли этого добиться, и если да — то как, разбирались участники круглого стола АП.

Участники круглого стола

Виктория Еремина, 

директор лицея АмГУ: «Интернет — это быстро, удобно, это помогает развиваться и учиться нашим детям».

 

Инна Макарова, 

к. п. н., доцент кафедры психологии и педагогики АМГУ: «Есть сайты с экстремистской информацией, разжигающие расовую ненависть, пропагандирующие анорексию, булимию».

 

Варвара Ковалевская, 

руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке Амурского отделения ДВФ ПАО «МегаФон»: «Наша компания предоставляет услугу «Детский интернет», которая ограничивает доступ к сомнительным сайтам».

 

Наталья Третьякова,

уполномоченный по правам ребенка в Амурской области: «Современные папы и мамы в большинстве своем — дети девяностых, не все из них в полной мере понимают, что есть интернет сегодня».

 

Александр Синичук,

руководитель амурского отделения Национальной родительской ассоциации, многодетный отец: «Прихожу домой после работы, открываю браузер и смотрю историю запросов, сайты, куда заходила моя дочь».

 

Наталья Кора,

 к. п. н., доцент кафедры психологии и педагогики АмГУ: 

«В виртуальности дети часто очень агрессивны, потом они начинают переносить эти оскорбления реальную жизнь».

 

Иван Полица,

начальник отдела массовых коммуникаций и персональных данных управления Роскомнадзора по Амурской области: «Сегодня у вас получилось с помощью каких‑то программ зайти на запрещенный сайт, а завтра уже нет».

***

Сетевые страсти

АП: Можно ли в нашей области говорить о проблеме интернет-зависимости, так ли она актуальна для нас?

Варвара Ковалевская: Хочу отметить, что для Амурской области эта тема особенно актуальна — Приамурье входит в тройку лидеров по количеству интернет-пользователей среди жителей Дальнего Востока. По данным нашего оператора, практически половина пользователей всех услуг связи приходится на интернет-пользователей. Количество базовых станций LТЕ на человека в Амурской области приравнивается по этому показателю к Московской области и Санкт-Петербургу. Это говорит о том, что интернет-услуги в нашем регионе очень востребованны.

40

тысяч сайтов сейчас находятся в запрещенных списках Роскомнадзора, информация обновляется дважды в день

Наталья Третьякова: Интернет признали одним из величайших достижений 20‑го века, и с этим никто не будет спорить. Но сегодня наступило такое время, в развитии интернета или самого общества, когда ребенок в Сети подвержен различным рискам. И об этих рисках нужно говорить, чтобы их нивелировать. Причем рассказывать не только детям, но и родителям. Ведь сегодняшние папы и мамы в большинстве своем — дети девяностых, не все из них в полной мере понимают, что есть интернет сегодня.

 

Инна Макарова: Сегодня психологи выделяют несколько видов рисков Всемирной сети. Первое — контентные риски. Это сайты с экстремистской информацией, разжигающие расовую ненависть, пропагандирующие анорексию, булимию и другие расстройства, которые граничат с нормой или патологией психического развития. Также нужно фильтровать получаемую из интернета информацию от нецензурной лексики, которую дети потом начинают использовать в повседневной жизни.

Вторая группа рисков — коммуникационные. Троллинг (социальная провокация в Сети — Прим. ред.) дети воспринимают как шутку — с их точки зрения, в этом нет ничего опасного.

Наталья Кора: В виртуальности дети часто очень агрессивны. А потом они начинают переносить эти оскорбления в реальную жизнь. Путают реальность и виртуальность.

Инна Макарова: Троллинг и подобные вещи — это еще и вопрос самооценки. Есть дети, которые не умеют подать себя в нашем обществе, они пользуются этим ресурсом для самоутверждения. Это вторая виртуальная личность, которая может существовать отдельно от ребенка.

Приведу пример из практики психологов. Родители были уверены, что с их ребенком все нормально — хорошо учится, с плохими компаниями не связывается. А потом случайно обнаружили интернет-переписку ребенка. И выяснилось, что ребенок представляет себя представителем другого пола. Или лицом, потерпевшим психологическое или физическое насилие, причем от членов своей собственной семьи. Это форма самозащиты. Если ребенок чувствует себя неуспешным — он способен усугублять проблему, чтобы привлечь к себе внимание. Результат — измененное состояние психики, инверсии.

И троллить он может до определенной поры, пока не перейдет границы, которые нарушают права другого человека. И не поймет этого. А ведь таким образом можно нарушить не только свою психику, но и другого ребенка. Сегодня 60% зависимых от интернета детей не имеют нормальной зрелой социальной коммуникации с ровесниками. Встречаясь в лагерях, они не знают, о чем друг с другом разговаривать. Они не умеют выстроить диалог и спросить — что ты читал, чем занимаешься.

Третий вид рисков — электронные. Речь идет о хищении информации и информации персональных данных. Насколько важно использовать чужую информацию. Пример: есть дети, которые, чтобы оплатить какую‑то дорогую игру, которая им сейчас необходима, берут карточку родителя и вводят ее номер.

Виртуальные плюсы

АП: Знаете, после таких ужасов хочется просто забрать у детей клавиатуру или гаджет и не отдавать никогда.

Наталья Кора: На самом деле это плохой выход из ситуации: лишение интернета может спровоцировать негативную реакцию, и ребенок будет искать пути, и найдет их, чтобы войти обратно в Сеть.

Виктория Еремина: Невозможно оторваться от действительности и просто отказать своему ребенку в интернете. Ведь чем строже запрет, тем больше туда тянет. Мы живем в социуме, его ровесники пользуются интернетом, и запретом мы отказываем ему в общении с ровесниками, которые этим тоже пользуются. А это все же большой минус, потому что ребенок счастлив, когда его принимает общество.

Инна Макарова: Поймите, интернет-культура — один из аспектов нашего культурного развития. Мы можем не верить, закрыть глаза. Но проблема от этого не исчезнет. А если феномен есть, значит, культуру поведения в нем надо формировать.

Виктория Еремина: Интернет сам по себе в принципе не может быть плохим или хорошим. Когда‑то к нам пришло телевидение, пришли автомобили. Мы же не говорим сегодня, что машины — это зло. Мы учим детей переходить дорогу по правилам. То же самое касается и Всемирной сети.

Вопрос в том, как использовать интернет. Как учитель могу сказать, что в нашем образовательном учреждении мы не отказываемся от интернета, а учим извлекать из него пользу. Можно пользоваться тем же телефоном на уроке. Есть множество образовательных ресурсов, и я сейчас говорю не про Википедию, действительно хороших образовательных ресурсов, где можно получить новую информацию. Иногда эту информацию нигде, кроме интернета, не получится узнать — нет соответствующей книги в библиотеке, например. Интернет — это быстро, удобно, это помогает развиваться и учиться нашим детям. И полностью отказаться от интернета, от тех возможностей, в том числе и образовательных, которые он дает, мы не сможем.

Наталья Кора: Интернет — великая сила, которая много дает не только школьникам. С его помощью у дошколят, кроме познавательной активности, можно сформировать, например, развитие познавательной сферы. Внимание, память, мышление, воображение — все познавательные процессы можно развивать с помощью ресурсов Сети. Например, развивающие игры. Они стимулируют соревновательную активность, мелкую моторику пальцев рук, когда идет работа с мышкой или клавиатурой.

Иван Полица: Интернет часто называют помойкой. Но я считаю, это библиотека, в которой есть все. Вопрос, что вы возьмете с полки. Ведь в Сети огромное количество полезных ресурсов. Например, не сочтите за рекламу, сайт «Антропогенез.ру» (antropogenez.ru — Прим. ред.) Там очень много информации о современном подходе современных ученых о возникновении жизни на земле. Особенно интересно будет для тех, кто интересуется древним миром. Никакой рекламной шелухи там нет, зато есть интересная информация. Еще один ресурс — «Лекториум» (lektorium.tv). Там замечательные лекции наших современных педагогов. От географии, геометрии до изу­чения ямба и хорея.

Елена Рудакова: Мы занимаемся просветительской работой с родителями, рассказываем, какой вред могут нанести ребенку некоторые современные мультфильмы. Тогда папы и мамы спрашивают нас, что же смотреть их детям. Есть прекрасный Терамульт (teramult.com). Там собраны безопасные для психики ребенка мультфильмы.

Варвара Ковалевская: У нашей компании есть услуги, помогающие ограничить ребенка от непроверенного контента: «МегаФон. Киоск», «МегаФонТВ» и другие. Доступ к онлайн-библиотеке Bookmate (более 650 000 книг на разных языках), и это информация из абсолютно легальных источников. Она проверена, имеет сортировку с возрастными ограничениями. Есть прекрасная услуга «Детский интернет», которая ограничивает доступ к сайтам, содержащим нежелательную информацию, и база таких сайтов ежедневно обновляется. Уже сейчас заблокировано более чем 500 миллионов сайтов, в том числе интернет-ресурсы, предназначенные для взрослой аудитории, связанные с реализацией товаров, оборот которых запрещен, азартными играми и прочими опасными категориями, а также сайты, используемые для обхода фильтрации.

Современный мобильный интернет позволяет родителям всегда знать, где сейчас находится их ребенок. Услуга «Радар» по запросу определяет местоположение гаджета.

Родители на страже

АП: Что должны делать родители — запретить детям пользоваться мобильными устройствами?

Наталья Третьякова: Наша цель не ограничить интернет, а научить правильно им пользоваться. И не только детей, но в первую очередь — родителей. Для этого мы проводим разъяснительную работу с мамами и папами, учим их выявлять опасные для ребенка сайты в интернете.

Елена Рудакова: Родительская медиакомпетентность — это главный щит. И Амурская область владеет опытом подготовки родительской медиабезопасности. Мы единственный регион России, где проводится такая программа, как «Родительский медиапатруль». И родители могут в любой момент обратиться к уполномоченному по правам ребенка по Амурской области или в наш экспертный совет, и мы разбираем каждый такой случай. Если факт угрозы детям есть, доводим информацию до Роскомнадзора.

Иван Полица: На сегодня в запрещенных списках Роскомнадзора более 40 тысяч сайтов, и информация обновляется дважды в день.

АП: Это не борьба с ветряными мельницами? Вы закрываете одни сайты — открываются новые с тем же контентом.

60

процентов зависимых от интернета детей не знают, о чем разговаривать со своими сверстниками, не умеют выстроить диалог и спросить, что читал, чем занимаешься

Иван Полица: Конечно, нарушители ищут способы обойти запрет. Но и мы не стоим на месте. Сегодня у вас получилось с помощью каких‑то программ зайти на запрещенный сайт, а завтра уже не получится. Это вечная борьба, как и с преступностью в целом. Бесполезно и неправильно будет не бороться с этим

В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что в интернете можно остаться анонимным и, следовательно, делать что‑то безнаказанно. Эдакий привет из девяностых, когда достаточно было скрыть себя за ником и аватаром, чтобы никто не знал, кто ты на самом деле. А ведь вычислить человека несложно. И за оскорбления в виртуальном мире вас накажут в соответствии с законом в мире реальном. У нас уже были такие прецеденты, когда суд присудил оплачивать моральный ущерб истцу, которого в интернете оскорбил ответчик.

АП: Получается, виртуальность — такая же реальная сфера нашей жизни. В ней хватает и плохого, и хорошего, отказаться или закрыть глаза на нее не получится. Значит, нужно учить детей жить в виртуальном мире, как мы учим их это делать в мире реальном.

Родительский контроль

Александр Синичук: Я считаю, что главная ответственность здесь лежит на родителях. Это их обязанность — контролировать, что именно ребенок делает в интернете. У меня трое детей, но тем не менее я прихожу домой после работы, открываю браузер и смотрю историю запросов, сайты, куда заходила моя дочь. И да, я могу сказать, что знаю, как мой ребенок проводит время в интернете.

Варвара Ковалевская: Будем откровенны, большинство родителей работают, а после рабочего дня есть еще домашние обязанности. И порой просто физически нереально успеть отследить каждый шаг своего ребенка в интернете. Поэтому помощь современных телекоммуникационных средств просто необходима. Еще один из плюсов — современный мобильный интернет позволяет родителям всегда знать, где сейчас находится ваш ребенок. У нас есть услуга «Радар», которая по запросу определяет местоположение гаджета.

Кроме того, «МегаФон» регулярно проводит в школах уроки мобильной грамотности. На них школьники и родители узнают об особенностях работы в интернет-пространстве, о различных мошеннических схемах, которым могут подвергать наших детей, и мобильный этикет.

Виктория Еремина: Я думаю, такие уроки актуальны и для родителей. Не все родители могут и умеют это контролировать и знают, как это сделать.

Приамурье входит в тройку лидеров по количеству интернет-пользователей среди жителей Дальнего Востока.

Совместный вывод

АП: Как сделать так, чтобы ребенок сидел не в социальных сетях, а на полезных ресурсах?

Елена Рудакова: Родитель должен быть примером. Никакие курсы, никакие советы без этого не будут эффективны.

Елена Рудакова,

к. и. н., председатель Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Амурской области:

 

«Родитель должен быть примером, никакие советы без этого не будут эффективны».

Наталья Кора: Мамы и папы должны не просто предлагать сайты, но вместе их изучать, показывать путь, где их можно найти. И при этом с ними должны смотреть. Если родителям интересны образовательные ресурсы, то и ребенок будет получать из интернета полезную и интересную информацию.

Инна Макарова: Есть еще прием, позволяющий понять, чем живет твой ребенок. «Расскажи мне о трех новых вещах, которые ты узнал за день: что потрясло, что огорчило и что порадовало». Очень хороший психологический прием. И ребенок не сможет не рассказать, в итоге он выйдет на контакт. Но в обмен на это взрослый должен делиться своими переживаниями, чувствами и впечатлениями.



 

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Гороскоп на 27 мая: Девы завершат проекты, а Весы решатся на авантюруСоветы
Дерзкий побег: благовещенского барсука «конвоировали» в эколого-биологический центрОбщество
Дорога в «облака»: МегаФон предлагает 12 решений для ведения бизнеса на «удаленке»Новости партнеров
Дня города не будет: амурские власти отменили из-за коронавируса все июньские праздникиКоронавирус
Василий Орлов: «Дезинфекция в муниципалитетах организована хорошо»Коронавирус
Оперативный штаб: при доставке грузов из Китая в Амурскую область люди не переходят границуКоронавирус

Читать все новости

Общество

Пропавшая икона и тень священника: жительница Усть-Ивановки раскрыла тайны Будундинского монастыря Пропавшая икона и тень священника: жительница Усть-Ивановки раскрыла тайны Будундинского монастыря
Справились за 11 часов: движение по мосту через Зею открыто
Как кошка подружилась с медведем, и зачем австралиец прикармливает соседей: утро с «Амурской правдой
Дерзкий побег: благовещенского барсука «конвоировали» в эколого-биологический центр
«Сын живет со мной»: африканский папа ждет суда, чтобы лишить мать своего ребенка родительских прав
Система Orphus