Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №42 (28932) от 29 октября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
30 октября 2020,
пятница

До чего дошёл прогресс: рецензия на новый фильм «Мой создатель» с Тео Джеймсом

Удачные решения в картине соседствуют с откровенной беспомощностью

Кино

Конечно, в наши дни любой подобный проект будет казаться расширенной серией «Чёрного зеркала» — тем более, что в оригинале фильм «Мой создатель» носит лаконично-эпизодическое название Archive. Создатели картины не стеснялись экономить деньги там, где такая возможность выпадала, свели к минимуму количество действующих лиц, да и уложиться в часовой формат могли бы без особого труда.

До чего дошёл прогресс: рецензия на новый фильм «Мой создатель» с Тео Джеймсом / Конечно, в наши дни любой подобный проект будет казаться расширенной серией «Чёрного зеркала» — тем более, что в оригинале фильм «Мой создатель» носит лаконично-эпизодическое название Archive. Создатели картины не стеснялись экономить деньги там, где такая возможность выпадала, свели к минимуму количество действующих лиц, да и уложиться в часовой формат могли бы без особого труда.

Тем не менее, создателям «Создателя» было на что равняться и помимо британского научно-фантастического хита: всё-таки sci-fi как жанр продолжает удерживать позиции и в полном метре, да и соблазн хотя бы ненадолго забежать на территорию антиутопии и даже киберпанка был велик. И если история о Франкенштейне в своё время была названа «Современный Пигмалион», то теперь перед нами Пигмалион ультрасовременный: что, впрочем, никаких хэппи-эндов по-прежнему не гарантирует.

Главная роль в картине досталась звезде «Дивергента» и «Другого мира» Тео Джеймсу — 35-летний актёр в «Моём создателе» старательно изображает человека, преждевременно постаревшего от жизненных невзгод. Гениальный до неправдоподобности инженер Джордж самым затворническим образом обитает на засекреченном островке научно-технического прогресса, затерянном среди японских природных красот.

Единственному сотруднику станции полагается следить за её полноценным функционированием, но большую часть времени он тратит на создание разумных роботов. Дело в том, что с супругой главного героя (Стейси Мартин) приключилась беда, с которой он никак не может смириться. Человечество тем временем совершило очередной огромный шаг, научившись помещать сознание погибшего индивидуума на некий носитель, позволяющий сохранять общение в течение нескольких лет.

Над преодолением этого временного ограничения и бьётся Джордж, рассчитывая успеть перенести эфемерную возлюбленную в искусственное тело, чтобы потом жить долго и счастливо, неуклонно старея в компании практически бессмертной жены. Промежуточными этапами на пути к великой мечте стали два не особенно-то антропоморфных робота, один из которых по развитию остался на уровне младенца, второй — достиг пубертата. Половину фильма они в меру способностей помогают папке, затем с тем же КПД портят ему жизнь: дети как дети, только неуклюжие и постоянно нуждаются в подзарядке.

Вся прочая цивилизация в фильме вынесены за скобки — как выясняется в итоге, сделано это с вполне глобальным умыслом. На видеосвязь время от времени выходит злая тётенька-чиновник, которая отчитывает почём зря нерадивого сторожа — а зритель получает возможность вспомнить о существовании актрисы по имени Рона Митра. Засветился в «Моём создателе» и британец Тоби Джонс, который лишь по странному стечению обстоятельств не поучаствовал в «Чёрном зеркале»: здесь его персонаж отвечает за вставной мини-«Эквилибриум» с непременным превосходством бюрократии над чувствами и немилосердными солдафонами в мрачных закрытых шлемах.

От станции к окружающем миру прокинут хлипкий разводной мостик — этот простой, зато понятный образ тоже отлично укладывается в общую концепцию картины. Повернувшись к действительности спиной, главный герой не столько объявляет ей войну, сколько стремится максимально снизить количество контактов, предпочитая общество своих говорящих и прямоходящих машин любому другому.

Впрочем, с детищами тоже всё не слава богу: несмотря на все законы робототехники и просто здравый смысл, они постоянно саботируют выполнение чётко поставленных задач, норовят сбежать и вообще тяготеют к бунту, лишь иногда выбирая вместо него созерцание. Для Джорджа они, при всей суетливой заботе, уже отработанный материал — всё внимание создателя приковано к третьей модели, с которой можно позавтракать, потанцевать и даже (не без проблем, конечно) устроиться в одной постели.

Режиссёром выступил Гевин Ротери — не очень опытный, но зато универсальный специалист, явно нацеленный на постоянную занятость в многосерийном кинопроизводстве. Впрочем, не стоит забывать и о том, что фильм Алекса Гарленда «Из машины», который по многим параметрам схож с «Создателем», в итоге получил не только «Оскар», но и некую скромную культовость — хотя бы за то, что успешно совмещал в себе неочевидную фантастику с очевидной драмой.

Ротери смело идёт той же тропой, расставляя для зрителя приятные на вид знаки и указатели: чего стоит только упоминание в диалоге научного центра «Чёрная Меза». Всё это нужно, чтобы придать истории необходимую увесистость — и постановщик самым возмутительным образом злоупотребляет флешбэками, немилосердно повторяет одно и то же, лишь бы доказать аудитории, что за пределами построенного в японских горах здесь и сейчас была и есть какая-то жизнь. Это необходимо в первую очередь для убедительности финального твиста, который хоть и не претендует на оригинальность, но достаточно профессионально упакован, чтобы обвести вокруг пальца зал.

«Мой создатель» не выглядит слишком занудным, хоть и грешит самоповторами, но и каких-либо кризисов в сюжете старается избегать.

Но конфликт нужен не только за минуту до титров: и с этим у картины Ротери существенные проблемы. Понять главного героя непросто: то ли он настолько свихнулся из-за личного несчастья, что сам постепенно становится роботом, то ли мир оказался слишком враждебным по отношению к подающему надежды индивидууму, заставив его обидеться навеки. Так или иначе, никакого противодействия нет: более того, судьба моделей номер 1 и номер 2 заставляет нас почти возненавидеть центрального персонажа.  

В стотысячный раз заставляя публику сопереживать бытовым приборам, страдающим от собственной бестолковости не меньше, чем от свинского отношения владельца, фильм испытывает серьёзные трудности с определением самого себя. Дознаться, снятся ли полуразумным механизмам электроовцы после чуть ли не кубриковского просмотра мультфильмов, может, и было бы интересно — но по большому счёту главная цель смотрителя станции не имеет хоть сколько-нибудь чёткого обозначения.

Джордж сознательно конвертирует чувство утраты в действия, которые обрекают на проигрыш его самого — к тому же герой постоянно врёт и изворачивается, вынуждая заниматься тем же и роботов, и систему «Умный дом», и в конце концов даже саму реальность. Она, как и положено, начинает распадаться, увлекая за собой действие фильма: поэтому Ротери, потоптавшись на месте, выпускает на сцену бездушного противника в духе «Матрицы», а персонажей заставляет панически паковать чемоданы перед бегством в никуда.

Богом быть, понятное дело, трудно, обычным главой семейства — тоже, но ещё труднее выкарабкаться из осознанного одиночества. И всё же неспособность вовремя выключать из розетки своенравную технику вряд ли годится на роль основного двигателя для психологической драмы в футуристических, но в то же время ужасно старомодных декорациях.   

«Мой создатель» не выглядит слишком занудным, хоть и грешит самоповторами, но и каких-либо кризисов в сюжете старается избегать. Чтобы оптом оправдать всё происходящее, камера постоянно акцентируется на засыпающем, спящем или просыпающемся главном герое: что из случившегося случилось на самом деле, всегда остаётся под вопросом. Джеймс и Мартин исправно воплощают на экране образы, которые порой выглядят до неприличия двумерными: но это уж точно не вина исполнителей.

Больше всего «Мой создатель» напоминает короткометражную зарисовку а-ля «Любовь, смерть и роботы», которую нечеловеческим усилием превратили в полноценный фильм — но финального фокуса оказывается явно недостаточно, чтобы записать проект в удачные. Безусловно удачные решения в картине соседствуют с откровенной беспомощностью, но соседствовать совсем не обязательно значит уживаться. Проблема вовсе не в том, что мы всё это уже видели и над всем этим уже размышляли.

Гораздо пагубнее на восприятие влияет ощущение, что всё это производилось на свет без особого энтузиазма. Ну, и насчёт вынесенного в оригинальное название «Архива» можно было и поподробнее. Здорово это придумано, или ужасно — осталось за кадром.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Аид на жительство: рецензия на новый фильм ужасов «Призраки войны» с Брентоном ТуэйтсомАид на жительство: рецензия на новый фильм ужасов «Призраки войны» с Брентоном Туэйтсом
Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом КроуМодный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Дорогу молодым: рецензия на новый боевик «Гемини» с Уиллом Смитом
Асоциальная сеть: рецензия на новый фильм «Герой» с Александром Петровым и Светланой Ходченковой
Герой нашего времени: рецензия на новый фильм «Джокер» с Хоакином Фениксом
Сто световых лет одиночества: рецензия на новый фантастический фильм «К звёздам» с Брэдом Питтом
Дополненная реальность: рецензия на новый фильм «Однажды в Стокгольме» с Итаном Хоуком и Нуми Рапас
Кукольный домик: рецензия на новый фильм ужасов «Проклятие Аннабель 3»
Тайны, дети, Мэрил Стрип: на телеэкраны вернулся сериал «Большая маленькая ложь»
«Я же мать»: рецензия на новый фантастический фильм «Дитя робота» с Хиллари Суэнк

Овнов ждет маленький сюрприз, а Весы совершат небольшую глупость: гороскоп на 30 октябряСоветы
В Амурской области коронавирус выявили у 128 человекКоронавирус
«Что мы знаем о войне»: амурчане издали альманах стихов и репетируют спектакль-воспоминание «Нина»Общество
Василию Орлову представили нового военного комиссара Амурской областиВласть
МегаФон становится совладельцем видеосервиса STARTНовости партнеров
Василий Орлов: «И мы, и китайские партнеры очень ждем начала движения по мосту через Амур»Экономика

Читать все новости

Кино

Актриса Стася Милославская: «Не знаю, каким был Эдуард Стрельцов, но знаю, какой Александр Петров» Актриса Стася Милославская: «Не знаю, каким был Эдуард Стрельцов, но знаю, какой Александр Петров»
Звезды бьются, но не сдаются: боль и радость, утраты и надежды «Ледникового периода»
Гармония гормонов, или «Клиника счастья»: Дарья Мороз научит, как стать счастливыми в любви
Утомленный солнцем России: Никита Михалков отмечает свое 75-летие
Актер и шоумен Сергей Белоголовцев: «Не считаю себя таким уж выдающимся человеком»
Система Orphus