Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №84 (28848) от 15 августа 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
19 августа 2019,
понедельник

Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»

Кино

Молодого американского режиссера Ари Астера в прошлом году критики наградили меткой «очень перспективный». Постановщик, представив свой дебютный фильм «Реинкарнация», отчетливо заявил, что пришел ломать сложившиеся жанровые рамки. Кино и в самом деле двигалось не в общепринятом направлении имени Блума-Вана, а умело использовало традиции прошлого века, когда скримеры еще не пришли на смену саспенсу. «Солнцестояние» выдержано в том же духе: действие никуда не спешит, мрак сгущается последовательно, по сюжету разбросаны знаки и подсказки. А в самом начале Астер самым хулиганским образом показывает зрителю чуть ли не всю историю, но в таком виде, что тот все равно ничего не поймет, пока не досмотрит. А там уже не до картинок — нужно что-то делать с тяжестью на сердце.

Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние» / Молодого американского режиссера Ари Астера в прошлом году критики наградили меткой «очень перспективный». Постановщик, представив свой дебютный фильм «Реинкарнация», отчетливо заявил, что пришел ломать сложившиеся жанровые рамки. Кино и в самом деле двигалось не в общепринятом направлении имени Блума-Вана, а умело использовало традиции прошлого века, когда скримеры еще не пришли на смену саспенсу. «Солнцестояние» выдержано в том же духе: действие никуда не спешит, мрак сгущается последовательно, по сюжету разбросаны знаки и подсказки. А в самом начале Астер самым хулиганским образом показывает зрителю чуть ли не всю историю, но в таком виде, что тот все равно ничего не поймет, пока не досмотрит. А там уже не до картинок — нужно что-то делать с тяжестью на сердце.

О том, что речь в фильме пойдет о некой таинственной секте, практикующей не менее таинственные обряды, публике туманно, но все же доложили задолго до премьеры. С учетом того, что тайное общество фигурировало и в «Реинкарнации», можно было предположить, что Астер решил до конца разработать жилу, которую нащупал. Как бы не так: «Солнцестояние» к прошлогодней картине никакого отношения не имеет и рассказывает про совсем другие человеческие страхи. Сюжет стартует с личной трагедии главной героини — измученной бесконечными переживаниями молодой женщины по имени Дэни. Эта роль досталась Флоренс Пью, и Астер сумел убедить ее не включать сериальный опыт, а действовать на площадке предельно реалистично. Дела у Дэни идут все хуже и хуже, что сильно действует на нервы ее возлюбленному Кристиану и его закадычным друзьям. Друзья уговаривают молодого человека найти себе менее склонную к депрессиям подружку, потому что нынешняя своими телефонными звонками мешает им спокойно заказывать пиццу и употреблять наркотики. Кристиан пребывает в раздумьях: проблема в том, что этот персонаж больше напоминает теленка, который послушно идет за тем, кто нацепил ему верёевку на шею. Чтобы принять, наконец, решение, он приглашает девушку с собой в давно, как оказалось, запланированную поездку в Швецию.

Сталкивая современных американцев с традициями, которые насчитывают многие века и во многом не соответствуют действующему уголовному праву (ну или наоборот — соответствуют по всем параметрам), постановщик ставит над зрителем эксперимент.

Рассказывая все это, режиссер никуда не спешит, по нескольку раз разъясняя зрителю отношения, складывающиеся между компанией молодых американцев. Примечательно, что это знание мало пригодится, когда герои окажутся в экстремальных условиях. Выяснится, что на самом деле они испытывают друг к другу вовсе не те чувства, которые демонстрировали дома. Но у Астера в запасе два с половиной часа (что само по себе неприемлемо по канонам современного хоррора), поэтому он может себе позволить не превышать выбранную скорость. Милые бранятся и тешатся, а в какой-то момент мгновенно оказываются на темной стороне Европы — нам, наконец, объясняют, что один из друзей и коллег Кристиана приехал в США из Швеции, где вырос в особой общине. Туда он и зазвал всю компанию, наобещав, что Мидсоммар, местный праздник солнцестояния, придется им по душе. Поначалу так и складывается. До отвращения дружелюбные местные жители в нелепых платьях из холстины раскрывают туристам объятия, кормят их разнообразными веществами и понемногу вводят в курс дела. Тут вам и древние обычаи, и особенная система исчисления возраста для членов общины, и общие трапезы, и загадочные и предельно священные манускрипты. И когда зритель вместе с персонажами окончательно теряет бдительность, из-за угла выходит автор фильма с дубиной.

Что Астер не склонен миндальничать, если речь идет о жестокости и натурализме. Это мы поняли еще в прошлом году, когда в «Реинкарнации» были нарушены сразу несколько морально-этических постулатов современного кинематографа. Это фильму аукнулось: несмотря на поток восторженных отзывов и сравнений с «Ребёнком Розмари» и «Изгоняющим дьявола», картина не заработала никаких премий. «Солнцестояние» в своем первом переломном моменте тех, кто уже знаком с творчеством режиссера, шокирует чуть меньше, а вот слабонервному новичку может и плохо стать. Чуть раньше Астер демонстрирует единственный в фильме момент, который подходит под понятие «мистический», впрочем, его можно списать на воздействие наркотиков на героиню. Так или иначе, в «Солнцестоянии» он отказывается от потусторонних инструментов, которыми пользовался в дебютном фильме — бояться здесь нужно исключительно людей. Сталкивая современных американцев с традициями, которые насчитывают многие века и во многом не соответствуют действующему уголовному праву (ну или наоборот — соответствуют по всем параметрам), постановщик ставит над зрителем эксперимент. В фильме не наблюдается ни бичевания сектантства, ни каких-либо антирелигиозных выпадов. Речь вообще не об этом. Картина исследует сам феномен социума. Особенно с точки зрения обязательного притворства, которое его сопровождает.

Происходящее на экране постепенно становится невыносимым для зрителя, и тут тоже непременно вспомнят о Полански, который всегда умел передать залу то, что творится в головах его героев. В ход идет не только жестокость — ее вообще не так много, а под конец она принимает несколько карикатурный вид, — очень многое достигается построением кадра, возвратами к одним и тем же локациям и, конечно же, закадровой музыкой, которую музыкой-то можно назвать лишь потому, что так принято. Поместив героев на идеальный пленэр, Астер запирает их в тюрьме. Хотя, казалось бы, нет ни высоких заборов, ни сторожевых собак, ни сектантов с пулеметами на вышках. Свежий воздух не бодрит, а сковывает героев. Увидев то, от чего любой здравомыслящий человек должен с громкими криками бежать в направлении ближайшего полицейского участка, американцы принимаются анализировать. Получается не очень, а тем временем трясина под ногами принимается за дело. То, что казалось милыми фолк-увлечениями, оборачивается безумными обрядами, абсурдными сценами и, конечно же, кровью. В условиях, которые приобретают все более и более экстремальный характер, герои проявляют себя по-разному, и больше всего внимания, конечно, приковано к трансформации главной героини. Ей, можно сказать, предстоит стать сказочным существом.

Молодой американский постановщик добавил к репутации жирный плюс и может и в дальнейшем рассчитывать на продюсерские деньги для своих психологических экспериментов.

Астер сделал очень непростой и многослойный фильм, не очень охотно притворяющийся обычной историей о том, как овечки сами приезжают на бойню и пытаются в ней комфортно расположиться. На самом деле внутри «Солнцестояния» перемешаны и вопросы связей между близкими людьми, и гендерные проблемы, и страх человека перед неизвестным, и непреодолимая тяга нарушать запреты и лезть, куда не просили. Солнцестояние, вынесенное в название фильма, становится буквальным: в этой картине практически не бывает темно. Земля как будто делает последний оборот вокруг своей оси и замирает, подставив светилу один бок, и на этом боку сразу же начинают твориться очень странные дела. Под конец фильм Астера начинает напоминать скорее литературное произведение — картинку на экране нетрудно спутать с игрой собственного воображения. Так или иначе, прошлогодний дебютант сделал еще одну серьезную заявку, пусть ее поостывшие критики и не спешат называть страшной сенсацией и превозносить до небес. Молодой американский постановщик добавил к репутации жирный плюс и может и в дальнейшем рассчитывать на продюсерские деньги для своих психологических экспериментов. Зритель тоже в выигрыше. Если у него, конечно, с нервами все в порядке.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Незаконный оборот: рецензия на новый фильм ужасов Ари Астера «Солнцестояние»
Паль, Кузнецов и врачебные тайны: зрители дождались премьеры сериала «Бихэппи»
Восстали и ушли: рецензия на новый фильм Джима Джармуша «Мёртвые не умирают»
Спасибо, не надо: рецензия на новый фильм Люка Бессона «Анна» с Хелен Миррен и Александром Петровым
Огонь, вода и всякая ерунда: рецензия на новый кинокомикс «Человек-паук: Вдали от дома» 
Победителей не будет: рецензия на фильм Кантемира Балагова «Дылда»

Работавшие в затопленных районах спасатели креативно попрощались с НорскомПаводок—2019
Амурским предпринимателям предлагают взять льготный заём на развитие бизнесаЭкономика
«Первичка» в Приамурье продается дешевле себестоимостиЭкономика
В нескольких домах микрорайона Благовещенска две недели не будет горячей водыОбщество
Гороскоп на 19 августа: Водолеи устроят праздник родственникам, а Рыбы постоят в сторонкеСоветы
Почти все амурские подтопленцы вернулись из пунктов временного размещения в свои домаПаводок—2019

Читать все новости

Кино

Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте» Гроб на колесиках: рецензия на новый фильм ужасов «Страшные истории для рассказа в темноте»
Вызывая огонь: рецензия на новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде»
До третьего пришествия: рецензия на новый фильм ужасов «Вельзевул» с Тобином Беллом
Деревянные солдаты: рецензия на «Форсаж: Хоббс и Шоу» с Дуэйном Джонсоном и Джейсоном Стэйтеном
Русский музей: рецензия на новый фильм «Искусство обмана» с Тео Джеймсом и Эмили Ратаковски
Система Orphus