Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №14 (28104) от 9 апреля 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
10 апреля 2020,
пятница

Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй

Кино

Самым известным на данный момент фильмом режиссера Тодда Хейнса является «Кэрол» 2014 года. Лента получила пять номинаций на «Золотой глобус» и отлично показала себя на кинофестивалях. С «Тёмными водами», новым проектом постановщика, ничего подобного, похоже, не случится — несмотря на достаточно мощный актерский состав и глубоко социальную проблему, послужившую фундаментом для сценария. Похоже, магическая фраза «основано на реальных событиях» понемногу теряет силу, а публика снова поворачивается лицом к вымыслу. Так или иначе, картина Хейнса о противостоянии огромного концерна и одинокого юриста рискует остаться почти незамеченной. Грустно — ведь как минимум Марк Руффало вложил в свою работу очень много сил.

  • Кадр из к/ф «Тёмные воды»
  • Кадр из к/ф «Тёмные воды»
  • Кадр из к/ф «Тёмные воды»

Актеру достался довольно неоднозначный персонаж — адвокат Роберт Билотт. Еще недавно работавший в юридическом подразделении крупной химической компании, он неожиданно для себя становится ее врагом номер один. Происходит это как раз в тот момент, когда Роберт — полновесный партнер адвокатского бюро и запускает новый этап собственной карьеры. Выясняется, что бывший работодатель главного героя, с которым он старается поддерживать хорошие отношения, замешан в многолетнем и намеренном загрязнении окружающей среды, а еще выпускает продукцию, от которой у людей развиваются разного рода жуткие заболевания. Компания, само собой, все отрицает, подкупает специалистов, которые готовят оправдательные отчеты. В общем, начинается многолетняя тяжба, участие в которой грозит Роберту потерей работы, семьи и общественного уважения. «Тёмные воды» — кино о человеке, который не сдается не потому, что он необычайно мужественный, а потому, что этого делать ни в коем случае нельзя. Так называемое дело Теннанта затягивает в себя Билотта, как темная и неумолимая трясина, не обещая при этом положенной профессиональной славы в случае успеха. И хотя речь идет о правах многих тысяч людей, главный герой раз за разом остается один.

«Тёмным водам» нужен собственный зритель, в пользу которого создатели картины сознательно пожертвовали массовым вниманием.

Картина Хейнса длится больше двух часов, и это зрелище время от времени буквально превращается в снотворное. Режиссер заставляет персонажей кружить вокруг одного и того же, демонстрируя таким образом, как трудно быть настоящим героем на правовом поле брани. «Тёмные воды» даже судебной драмой назвать не получается: камера в зал заседаний заглядывает крайне редко, выхватывая оттуда далеко не самые захватывающие эпизоды, а в остальном о поражениях и победах становится известно из обрывков разговоров, зачастую — телефонных. Сам Билотт бесконечно курсирует между конторой, натурой и собственным домом, где его видят крайне редко. Жена в исполнении Энн Хэтэуэй проявляет чудеса выдержки до самого финала, но в конце концов и она почти опускает руки. Война с химическим гигантом наихудшим образом отразилась на пути семейно-любовной лодки: главный герой даже во время домашних праздников большую часть времени проводит, сосредоточенно роясь в кипах бумаг. Партнеры по адвокатскому бюро тоже переживают несколько трансформационных этапов: сначала вертят пальцем у виска, затем подставляют плечо, проповедуя превосходство справедливости над выгодой, а после решают обвинить Роберта во всех финансовых проблемах — потому что так проще.

Руффало решает сложнейшую задачу. Он должен не просто показать обычного человека, избравшего делом всей жизни трудносдвигаемую волокиту, но и убедительно продемонстрировать, как это занятие истощает. Билотт — не какой-нибудь Перри Мейсон, способный одним перекрестным допросом перевернуть ситуацию с ног на голову. Он всего лишь знающий свое дело адвокат, который вынужден сражаться с целой армией коллег. При этом главный герой «Тёмных вод» отнюдь не испытывает всепоглощающего воодушевления от драки, в которую ввязался — собственно, он с самого начала не проявлял к ней ни малейшего интереса. Но то, что Роберт увидел своими глазами, сильнее любого отчаяния. Режиссер проявляет известную долю жестокости, и демонстрируя сцену со взбесившейся коровой, и заставляя героев вникать в жуткие истории болезни — в том числе и детские. Примечательно, что общество, на защиту которого выходит адвокат, легко проходит путь от благодарности к презрению. На Билотта сваливают все подряд, включая неспешность, с которой специалисты совсем другого характера проводят медицинские исследования. Проходят годы, затем — десятилетия, а «дело Теннанта» только обрастает новыми исками, и судьи тоскливо шутят про заседания, которые займут века.

«Тёмные воды» — это ода маленькому человеку, от которого порой зависит гораздо больше, чем от всех больших.

В основу сценария «Тёмных вод» легла даже не книга — большая статья в The New York Times Magazine, чем во многом объясняется отсутствие сюжетного разнообразия. Скандал вокруг мрущего в штате Огайо скота в реальности носил глобальный характер, но в фильме он не набирает должной силы. Хотя бы потому, что плохие ребята постоянно пребывают где-то за кулисами, а между Билоттом и теми, за чьи права он борется, отсутствуют посредники. Из-за этого местами кажется, что лента буксует, причем так, что уже не выберется. Но в итоге становится понятно, что «Тёмным водам» нужен собственный зритель, в пользу которого создатели картины сознательно пожертвовали массовым вниманием. Вероятно, часть этой аудитории воспримет фильм как руководство к действию и даже откажется от использования тефлоновых сковородок: слишком уж уверенно творение Хейнса прикидывается документальным. Впрочем, вряд ли постановщик всерьез собирался присоединиться к борьбе главного героя. Скорее хотел открыто высказать свое восхищение человеку, который, как следует из финальных титров, до сих пор продолжает сражаться на заседаниях по делу, о котором мало кто помнит. А компания продолжает платить и пользоваться славой одной из самых опасных для окружающей среды. В 2013-м, к примеру, именно DuPont возглавляла этот прискорбный рейтинг.

Рассказывая о жизни Билотта, Хейнс разрушает сразу несколько стереотипов. Тут вам и лощёный законник, с чего-то решивший поставить на кон собственную (и не только) карьеру по первому обращению нищего фермера; и его партнеры, пафосно включающиеся в битву с Голиафом; и шило, которое не может утаить в мешке всемогущая компания-гигант. Играет свою роль и то, что перед некоторыми угрозами все равны. Получается, что упрямо продолжающий травить людей концерн выступает истинной корпорацией зла, настоящим врагом каждого американца. В кадре то и дело появляются признаки попыток компании подправить свою репутацию показной благотворительностью, но чаши весов, по крайней мере для зрителя, находятся в слишком уж неравном положении. И вот на этом фоне наблюдать за работой Руффало — истинное удовольствие. Там, где, казалось бы, могла бы с успехом реализовать активную жизненную позицию любая знаменитость, безуспешно спасающая китов на другой стороне планеты, с оружием в руках оказывается только никому не известный семьянин, которому лучше бы заняться собственным здоровьем. «Тёмные воды» — это ода маленькому человеку, от которого порой зависит гораздо больше, чем от всех больших.

 

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиардФильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевиденияВ произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»
Очень личная мировая: рецензия на новую военную драму Сэма Мендеса «1917»
Отцы и деды: рецензия на новый боевик «Плохие парни навсегда» с Уиллом Смитом и Мартином Лоуренсом
Монстр не в себе: на экраны вышел новый сериал «Чужак» по роману Стивена Кинга
Не останьтесь без билетов: главные кинопремьеры 2020-го

Кадр из к/ф «Тёмные воды»Кадр из к/ф «Тёмные воды»Кадр из к/ф «Тёмные воды»Кадр из к/ф «Тёмные воды»Кадр из к/ф «Тёмные воды»Кадр из к/ф «Тёмные воды»
Оперативный штаб: Большинство школ Приамурья возобновят очную работуКоронавирус
Оперативный штаб: в Амурской области возобновят плановые операцииКоронавирус
Амурчан на выходных ждет теплая апрельская погодаОбщество
Служба занятости в Амурской области переходит на удаленный режим до конца годаКоронавирус
Школьница Благовещенска сшила маски для волонтеровКоронавирус
В апреле к высокоскоростному интернету в Амурской области подключат 40 школОбщество

Читать все новости

Кино

Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу Модный приговор: рецензия на новый фильм «Подлинная история банды Келли» с Расселом Кроу
Приходи к нему лечиться: рецензия на новый фильм «Удивительное путешествие доктора Дулиттла»
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Система Orphus