Фото из личного архива Владимира РозановаФото из личного архива Владимира Розанова

Метла от Хотиненко 

Благовещенец со звучной актерской фамилией — не родственник известной российской актрисы заслуженной артистки РФ Ирины Розановой. Однако имеет прямое отношение к Всероссийскому госуниверситету кинематографии — он бывший его студент. 

— Я всю жизнь мечтал снимать кино. Не с самого детства, но где-то в 11 лет у меня появились такие мечты, — рассказывает свадебный оператор, руководитель «АмурКиноСоюза» Владимир Розанов. — По окончании школы в 90-е поехал поступать во ВГИК в Москву. Первый раз съездил в 91-м на разведку, потом поехал в 1992 году уже поступать, но не повезло — ВГИК прекратил прием студентов, стоял вопрос о закрытии учебного заведения — развал в стране был полный. Но в 93-м все-таки объявили набор. В тот год поехать не смог — по деньгам не срослось. Поехал в 94-м. Поступил на режиссерский. Был в гостях у Эльдара Рязанова, Ролана Быкова. Многих актеров и режиссеров видел во ВГИКе — Альберта Филозова, Сергея Соловьева. Он как раз вел на курс старше. И хотя фильмы Соловьева мне совсем не нравились, как человек и преподаватель он был просто потрясающ, о нем легенды во ВГИКе ходили. 

Казалось бы, мечты сбываются. Но, скажем, не в жизни начинающего режиссера Владимира Розанова из Благовещенска. Мастером курса 1994 года набора был сценарист, режиссер и актер Владимир Хотиненко. 

— Не сошлись мы с Владимиром Ивановичем во взглядах, — говорит бывший студент Розанов. —Он — беспробудный трагик, я же взращенный на добрых советских картинах и чуть-чуть заставший голливудские хеппи-энды, безоговорочно верил в светлое будущее. И Хотиненко сказал мне: каждый мастер — метла, которая метет по-своему, и ты мне неинтересен — тебя не переломить. Не знаю, может быть, это и норма, а может быть, наоборот, мастер другой нормально воспринял бы, что у парня свое мировоззрение… Интерес к учебе у меня пропал окончательно, когда Хотиненко полностью погрузился в очередные съемки — тогда он снимал «Мусульманина». Занятий не было, в 10 утра мы приходили во ВГИК, в 12 уже были свободны. Дело дошло до руководства — тогда на курс поставили жену Хотиненко Татьяну. Простого киноведа и отнюдь не режиссера. Конечно, она очень хорошая женщина, но в какой-то момент меня закусило: я ведь приехал издалека, чтобы учиться у Мастера, а не его жены. Тем более за немалые деньги… Да, учеба была уже платной — 2 тысячи долларов в год. Мы все работали. Я, например, торговал мороженым на ВДНХ, подрабатывал оператором в телекомпаниях. Славное было время. Но были тоска по дому и юношеский максимализм: вот приеду в провинциальный родной Благовещенск и всем покажу!

На вопрос, почему не остался в столице, так прельщающей многие молодые таланты, Владимир отвечает, что там они никому не нужны. Разве что согласную на все «лимиту» москвичи охотно берут «рабочими руками». Миллионами талантливые мальчики и девочки съезжаются в мечтах о покорении столицы, однако Москва дает шанс один на миллион…

Было бы мне 20 лет и сегодняшние возможности, я б не только покорять Москву, я бы и в Америку безоглядно рванул. А сейчас мировоззрение немножко поменялось, нет такого желания светить, гореть. Я больше ценю наш киноклуб за, что у меня появились единомышленники, друзья.

 Союз Амура и Кино

Вернувшись домой, Владимир работал корреспондентом в местной телекомпании. Понял, что это не его, и ушел в частный бизнес — свадебный, где работает и сейчас. К тому времени появилась любимая жена, начались семейные хлопоты — мечта о кино все больше оставалась мечтой. В 2004 году задумал снимать игровое кино, искал съемочную группу. Это сейчас и пенсионеры, и дети по любому вопросу советуются с поисковиком Всемирной паутины, а тогда интернет, как и большое кино, в Благовещенске был практически чудом. 

— Спустя время я узнал, что существует некий клуб любителей, мы его называем первым составом. Они сняли три короткометражных фильма, и на этом группа распалась. Не было явного лидера, каждый тянул одеяло на себя, ну и обстоятельства жизненные сделали свое дело... Было бы мне 20 лет и сегодняшние возможности, я б не только покорять Москву, я бы и в Америку безоглядно рванул. А сейчас мировоззрение немножко поменялось, нет такого желания светить, гореть. Я больше ценю наш киноклуб за, что у меня появились единомышленники, друзья. У каждого — свое сумасшествие: у кого-то рыбалка, у кого-то футбол, а у меня кино. Пропадаю допоздна, по выходным — конечно, жена не очень довольна. Со скрипом, но понимает.  Разве лучше, если бы я сидел в гараже или прожигал жизнь в барах…

В 2009 году по инициативе Владимира Розанова в Благовещенске заявил о себе клуб любителей кино, а 31 мая 2011-го была создана общественная организация «АмурКиноСоюз». «Все очень здоровски совпало. Пришел новый начальник культуры администрации города — Виктория Андреевна Хопатько. Она искала новые точки приложения — и тут на авансцене как раз появилась наша организация. Мы попали на волну, — дает «раскадровку» Владимир. — За три года наша организация выиграла несколько муниципальных грантов, в общей сумме это 880 тысяч рублей — на грантах мы и поднялись. Закупили оборудование, начали снимать кино, учредили фестиваль «КинАмур», который проходит при поддержке управления культуры администрации Благовещенска. 

За три года наша организация выиграла несколько муниципальных грантов, в общей сумме это 880 тысяч рублей — на грантах мы и поднялись. Закупили оборудование, начали снимать кино, учредили фестиваль «КинАмур».

…а амурчанин превратится в китайца 

За три года деятельности общественной организации ее участниками снято несколько десятков фильмов. Среди них и короткометражки Владимира Розанова. «Мечты у ребят есть — выйти, засветиться. Но пока это вопрос, повисший в воздухе. Отправляем работы на фестивали российского и международного уровня. В Санкт-Петербурге в позапрошлом году мы были единственными представителями от киноиндустрии Дальнего Востока и заняли призовое место в одной из шести номинаций. Конечно, будем продолжать развиваться и в этом году», — рассказывает Владимир.

 Между тем 2014-й — год 30-летия мечты о большом кино самого Розанова: 

— Для себя я решил: буду развиваться в сторону азиатского рынка, через Китай выход на киноиндустрию Европы намного проще сейчас, чем через Москву. Тем более в Китае прошла вторая волна культурной революции — запретили импорт всего и вся, в том числе фильмов. Несколько триллионов юаней было выделено на развитие местечкового кинобизнеса. И я прикинул, что лет через 3—5 у них возникнет дефицит идей для художественных фильмов. Сейчас мы ведем разговор на счет открытия представительства «АмурКиноСоюза» в Шанхае. Одного меня никто и слушать не будет, а так — организация, серьезная заявка и какие-то гарантии — у них там жесткий статус-кво. Внутренне чувствую, что это правильный выбор. Хочу поездить, посмотреть на людей, на мир. Вариться в своем соку тяжело. Мечтаю российско-китайский фильм снять. Есть идея для сценария. Раскрывать все тонкости не буду. Надеюсь, в недалеком будущем сами все увидите. 

По секрету для АП Владимир приподнял завесу над будущей российско-китайской картиной: в сюжете — реинкарнация рас. Вполне возможно, что одним из главных героев станет рядовой житель Благовещенска, душа которого, по замыслу сценариста, переселится в тело китайского собрата. Героя ждут увлекательные приключения и, конечно же, любовь.