Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №115 (28884) от 5 декабря 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
8 декабря 2019,
воскресенье

Артист Юрий Роголев: «Никогда нельзя идти на поводу у зрителя»

О театре, музыкальных пристрастиях и съемках в кино

Общество

Даже если Юрий Роголев играет небольшую роль, его присутствие на сцене всегда запоминается. Добродушные, хитроватые весельчаки — вот его основное амплуа. Артист не раз доказывал, что ему по плечу и серьезная драматургия. Но от комедийного дара так просто не отделаешься, тем более что смех смеху рознь и внутри жанра возможны всяческие неожиданности. К слову, осенью в послужном списке Роголева стало одной комедией больше — к 50-летию заслуженного артиста в театре поставили бенефисный спектакль «Зануда». О своем творческом пути, любимых ролях и тоске по классике Юрий Владимирович рассказал «Амурской правде».

  • Спектакль «Леди на день». Фото: Андрей Оглезнев
  • Спектакль «Горе от ума». Фото: Андрей Оглезнев

«Главное — слушать партнера» 

— Юрий Владимирович, когда вы поняли, что хотите стать актером? 

— Это случилось в десятом классе после выступления на конкурсе «Театральная осень». В поселке Магдагачи, где я вырос, при железнодорожном депо работала театральная студия, вот туда меня и пригласили. Я прозанимался там ровно год, даже успел съездить на гастроли в Читу, а после окончания школы поступил в Дальневосточный педагогический институт искусств во Владивостоке (сегодня это Дальневосточная государственная академия искусств. — Прим. авт.). Моим мастером был Сергей Захарович Гришко, у которого, кстати, учились многие артисты нашего театра. 

— Как получилось, что ваша актерская карьера началась в Улан-Удэ? 

— Я служил там в армии, причем мне повезло оказаться в военном оркестре. Демобилизовался осенью, когда сезоны в театрах уже начались и надо было куда-то устраиваться. А в Улан-Удэ в то время как раз играли многие мои однокурсники, они-то и посоветовали мне обратиться к режиссеру Русского драматического театра. Он принял меня в труппу, и так я остался там на целых 12 лет.

Главный совет, который я даю молодым актерам, — не тянуть одеяло на себя, слушать не только реплики партнера, но и его самого.

 — Какие роли, сыгранные на бурятской сцене, вам особенно дороги? 

— Было много интересных работ, например, я играл царя в спектакле по пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович». Эта постановка была частью грандиозной трилогии «Смута». В спектакле «На дне» я играл Сатина. Удалось поработать и в другом жанре — в мюзикле «Вестсайдская история» досталась роль Тони. Вообще, благодаря главному режиссеру Алексею Александровичу Буркову, в театре было очень много неординарных постановок, начиная от Еврипида и заканчивая современными пьесами. А когда есть хорошая режиссура, работать всегда интересно. Еще мне очень повезло с партнерами: рядом со мной на сцене стояли мастера, у которых можно было учиться. Они часто подсказывали мне, как работать над ролью, иногда делали замечания, и я понимал: раз они обращают на меня внимание, значит, я чего-то стою. 

— А вы сейчас даете советы молодым актерам? 

— Да, время от времени я пытаюсь им что-то подсказать, как-то помочь. Обычно главный совет, который я даю, — не тянуть одеяло на себя, не барабанить текст, слушать не только реплики партнера, но и его самого. Только так могут получиться живая игра и правдивые интонации. А еще никогда нельзя идти на поводу у зрителя. Бывает ведь так: зритель засмеялся, а актер, заметив это, начинает комиковать, пытается предугадать реакцию зала. Начинается любование собой, а это дурной тон.

 «Хочется больше классики» 

14

лет Юрий Роголев выступает на сцене Амурского театра драмы

— С 2000 года вы актер Амурского областного театра драмы. Говорят, в Благовещенск вас буквально переманили. 

— Да, можно и так сказать. Дело в том, что сначала сюда из Улан-Удэ уехал один наш актер, он-то и сосватал меня директору театра Татьяне Федоровне Бединой. Она заинтересовалась, пригласила меня, но перед отъездом я еще успел съездить на театральный фестиваль в Йошкар-Олу со спектаклем «На дне» и только после этого перебрался в Благовещенск. 

— Помните свою первую роль на амурской сцене? 

— Начинал я со сказок, потом появилась роль в мюзикле, где мы работали под живую музыку (тогда еще в театре был оркестр). Со спектакля «Родня» для меня в амурской драме началась деревенская тема. Получилась очень теплая лирическая комедия — то, что я больше всего люблю в этом жанре.

 — К вашему юбилею в театре поставили бенефисный спектакль — комедию Франсиса Вебера «Зануда», где вам досталась главная роль. Почему выбор пал именно на эту пьесу? 

— Эту пьесу для бенефиса мне предложил режиссер Дмитрий Васильев, и я согласился. Кстати, Пиньона я уже играл прежде в комедии «Ужин дураков», но здесь мой герой получился сложнее по психологии и поведенческим реакциям. 

— Близок ли вам этот персонаж? 

— По-моему, он близок вообще любому человеку, и мне в том числе. Пиньон — романтик с причудами, но не просто комический персонаж. Смешное и трагическое в нем переплетается, потому что главное, чем он живет, — это страсть. И в этом для меня суть образа Пиньона: поддавшись страстям, мы можем сотворить все что угодно. 

— Какого художественного материала вам как актеру сегодня не хватает? 

— Хочется побольше серьезной режиссуры, экспериментов, новых подходов, потому что просто на одних комедиях можно свихнуться. Чувствуется, что и многие зрители уже тоже устали от комедий: они часто спрашивают, когда мы перестанем ставить пьесы Куни и других «легких» авторов. Но в то же время есть зритель, который идет в театр, чтобы расслабиться, посмеяться, и о нем мы также не должны забывать. Слава богу, у нас уже год с успехом идет «Горе от ума», но хотелось бы, чтобы классики было больше. Несколько лет назад в театре был замечательный спектакль «Маскарад», но после смерти режиссера Сергея Болдырева восстановить его уже невозможно. Хотелось бы, конечно, играть трагедии Шекспира, искать в его пьесах новое звучание, как это делают, к примеру, с «Королем Лиром» в театре «Сатирикон». А вообще моя мечта — сделать из Благовещенска амурский Паневежис, но для этого нужен главный режиссер, который создал бы целостное художественное направление.

— За 14 лет на амурской сцене вы сыграли более 50 ролей. Какие из них имеют для вас особое значение? 

— Одна из интереснейших ролей — это король Генрих в пьесе «Лев зимой». Также мне нравилось работать в спектаклях «Я люблю тебя, эскадрилья» и «Дон Сезар де Базан» — это разные жанры, возможность попробовать себя в разных амплуа. Но, пожалуй, по-настоящему мне дороги мои самые простые персонажи — бесхитростные, в чем-то наивные. Например, в спектакле по пьесе Марии Ладо «Очень простая история» я играл пьяненького деревенского мужичка, который в конце концов уходит из жизни, чтобы стать ангелом-хранителем новому человеку. 

В театре же актеру некуда спрятаться, он один на один со зрителем.

«В театре никуда не спрячешься» 

— Юрий Владимирович, в 2005 году вы снялись в сериале «А зори здесь тихие…» российско-китайского производства. Расскажите об этой работе. 

— Почти все актеры в этом фильме были русские, кроме одного китайца в роли шофера, но его показывали только со спины. Актеров на главные роли съемочная группа привезла с собой, а массовку и артистов для эпизодов уже искали здесь. Съемочная группа пришла и в наш театр. В итоге мне досталась небольшая роль майора. А до этого у меня была еще одна съемка в китайском сериале про гражданскую войну. Я сыграл американского корреспондента мистера Сноу, восхищающегося китайской революцией. Мой герой даже встречался с Мао Цзэдуном и скакал верхом. Кстати, на этих съемках я впервые в жизни сел на лошадь.

 — Работать перед камерой оказалось сложнее, чем на сцене? 

— Я бы не сказал. Все-таки результат в кино больше зависит от техники — как все снимут, смонтируют, какую музыку пустят за кадром. В театре же актеру некуда спрятаться, он один на один со зрителем. С другой стороны, в кино нужно уметь быстро концентрироваться, ведь тебя могут в любой момент толкнуть на съемочную площадку. 

«Люблю песни Вики Цыгановой — она моя однокурсница» 

— Вы очень музыкальный актер: на сцене часто поете и даже иногда играете на гитаре. Это профессиональные навыки? 

— Нет, я даже нот не знаю, хотя с детства любил музыку, пел в школьном хоре. Помню, когда я был маленьким, у нас дома была радиола, и я все время слушал пластинки. Потом научился играть на гитаре, сейчас знаю около 15 аккордов. 

— Что в основном исполняете? 

— Очень люблю авторскую песню — Высоцкого, Окуджаву, братьев Мищуков, Городницкого, Митяева. Неравнодушен к джазу, классике, рок-музыке. Обожаю Pink Floyd, Deep Purple, Queen. Еще люблю песни Вики Цыгановой, думаю включить пару ее новых композиций в свой репертуар. Кстати, она моя однокурсница по институту. У нас вообще был очень музыкальный курс, пели практически все ребята, а сколько знали песен! Это не то, что сейчас, когда абитуриенты, кроме «Катюши», ничего не могут исполнить. А за Вику я очень рад: у нее душевные настоящие песни, стихи пишет ее супруг. Оказывается, даже Алла Пугачева, услышав «Приходите в мой дом», захотела исполнить эту композицию. Кстати, изначально песня называлась «Прощеное воскресенье». 

— Как вы относитесь к тому, что сейчас в России часто преследуют музыкантов за их политические взгляды? 

— Мне не очень нравится эта травля, но музыкантов, лезущих в политику, я тоже не очень понимаю. Хотя можно вспомнить, как The Beatles выступили против войны во Вьетнаме и в знак протеста даже вернули королеве ордена Британской империи, которыми она их до этого наградила. Наверное, это все-таки личное дело каждого, и судить музыкантов за их высказывания и поступки не совсем правильно. Нужно оценивать то, что они делают на сцене.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Спектакль «Леди на день». Фото: Андрей ОглезневСпектакль «Леди на день». Фото: Андрей ОглезневСпектакль «Горе от ума». Фото: Андрей ОглезневСпектакль «Горе от ума». Фото: Андрей Оглезнев
Акция по сбору пластиковых бутылок и макулатуры пройдет в БлаговещенскеОбщество
Дикие кабаны в Архаринском районе массово погибли от АЧСПроисшествия
Гороскоп на 8 декабря: Рыбы узнают тайны чужих любовных отношений, а Близнецы – рецепт счастьяСоветы
Поддельную пятитысячную купюру обнаружили в одном из банков БлаговещенскаПроисшествия
В Приамурье пройдет первый конкурс среди юных фигуристокОбщество
В Благовещенске открыты 13 катковОбщество

Читать все новости

Общество

Акция по сбору пластиковых бутылок и макулатуры пройдет в Благовещенске Акция по сбору пластиковых бутылок и макулатуры пройдет в Благовещенске
Болеем за амурчан: 14-летний Артем Желудков сегодня выступит в шоу «Танцы»
В Приамурье пройдет первый конкурс среди юных фигуристок
В Благовещенске открыты 13 катков
На Днях Дальнего Востока в Москве угостят медом и травяными чаями
Система Orphus