Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

В небольшой квартире самого артиста до недавнего времени вместе с хозяевами жили шесть животных, большинство из которых он нашел на улице и вылечил. Как он спас колли от усыпления, как попал в свой первый, сделавший его знаменитым фильм, и почему мечтает открыть приют для бездомных животных —  актер, уже в четвертый раз принявший участие в «Амурской осени», рассказал в интервью АП. 

— Сергей, во многих интервью вы говорите о своей любви к животным и о том, что дома у вас живет  несколько кошек и собак. Сколько у вас сейчас домашних животных?

— Так получилось, что сейчас у меня в доме нет ни одного животного, все они ушли в силу своего возраста. А жилищные обстоятельства  пока не позволяют  завести питомца. Но мой сын очень просит живность, хотя бы рыбку. Я ему пытаюсь объяснить, что если в доме есть животное, то это большая ответственность: за ним нужно ухаживать, кормить, лечить…

— А как же ваша мечта построить приют для бездомных животных?

— Пока эта идея остается просто мечтой. Для ее реализации нужен богатый спонсор. Затраты же не маленькие. Например, аренда участка, на котором еще ничего не построено, но за него уже надо платить. И потом, откуда брать финансы на корм, содержание и обслуживающий персонал? Это же не продажа животных, а раздача в хорошие руки. Я когда работал в программе «Служба спасения», бывал в общественных приютах, которые существуют на деньги жертвователей. Приюты бедные, животные сидят там не ухоженные. Ужас! Так работать я не хочу. Но если реально раскручивать эту тему и заниматься вплотную зоозащитой, то нужно выходить на уровень выше, чем самодеятельность. Для этого требуется очень много свободного времени, поэтому нужно отказаться от профессии.

— Но пока уходить из профессии вы не собираетесь?

— Да. Содержать сегодня животное это дорогое удовольствие. Например, прием у хорошего ветеринарного врача стоит приличных денег. Они принимают только в частных ветклиниках. В государственные я не хожу — в длинной очереди можно просидеть целый день.  Бывают же ситуации критические, когда промедление смерти подобно. Помню,  однажды моя собака поранила сильно лапу — перерезала сухожилия. Я тогда много денег потратил на ее лечение. Это конечно экстренные ситуации, а обычные траты на содержание животных — это корм, игрушки, витамины, прививки и прочее.

— У вас было шесть домашних питомцев: три кошки и три собаки. Всех вы подобрали на улице?  

— Только чау—чау мы купили, потому что дочка захотела. Все остальные питомцы появились в моей семье с улицы и случайно. Одного котенка дочка принесла с улицы — он вырос очень умным котом. Второго  малыша нам к дверям кто—то подложил: котенок  был в очень плохом состоянии, даже думали, что не выживет. Но все обошлось. Был у меня такой период в жизни, когда мне приходилось часто уезжать из дома: то на съемки, то на фестивали. И кота на время своего отсутствия я отвозил родителям. И в очередную такую перевозку он мне пометил машину — так отомстил за свои мытарства. И я решил его оставить у родных. Ему там было веселее, чем у меня в квартире — там уже жила вторая кошка. Подобранными были и дворняга, которая жила у родителей, и колли, которую я спас от усыпления.

— Что это за история?

—  Колли звали Лайма, и она у меня появилась, когда была уже во взрослом возрасте. Бывшие хозяева хотели ее усыпить по причине появления у ребенка тяжелой аллергии. Они ее честно пытались пристроить, но не получалось. Тогда я решил ее взять к себе и помочь пристроить. На тот момент у меня уже жила дворняга. За несколько дней найти хозяев ей не получилось, и  я уехал на неделю, на съемки, оставив ее с отцом. И так случайно совпало, что меня привезли домой на машине, а они в это время гуляли на улице. И когда она увидела меня, вырвалась с поводка и побежала меня встречать. Облизала меня всего, даже лапы на плечи положила. Всей улице она сообщила, что приехал хозяин. И тогда я решил, что никому ее не отдам.

— Откуда у вас такая любовь к животным?

— Не знаю, но в детстве у меня не было животных. Может это как-то и повлияло.

— Кто вам больше по душе: кошки или собаки?  

— Люблю и тех и других,  от каждого животного получаешь свое. Кошки помогают успокоиться — придет к тебе, ляжет на грудь, и ты успокаиваешься. А от собаки исходит столько положительной энергетикой, от нее заряжаешься преданностью, верностью.

— Как вы считаете, почему на улицах так много бездомных животных, и как можно решить эту проблему?

— В том, что на улице появляются бездомные животные, безусловно, виноват человек, который выкидывает надоевшую собаку или кошку. Главная проблема бездомных животных на улицах — их бесконтрольное размножение. Чтобы решить этот вопрос без применения силы, необходима грамотная политика. Самое очевидное решение — стерилизация. Все мои животные прошли эту процедуру. Я считаю, истреблять, убивать, травить, стрелять и наживаться на бездомных собаках — это не приемлемо.

 «Носил корсет, чтобы чувствовать боль»

— Вашу первую роль в кино вы сыграли в знаменитой картине «Не могу сказать «прощай». Как вы попали на кастинг?

— Сейчас это называется кастинг, а тогда назывались пробы, за которые даже платили деньги.  И так студенты вузов могли подзаработать. Если говорить об этой картине, то попасть в нее мне помог господин случай. В те годы актеров отбирали профессионалы, помощники режиссера: они ходили по институтам, смотрели спектакли и искали актеров по назначенному типажу.

В тот день, когда второй режиссер пришел в нашу школу МХАТ, чтобы посмотреть студентов и выбрать подходящих на роль Сергея, меня на занятиях не было.  Она обратилась с просьбой к моим однокурсницам помочь ей в выборе. Главное, чтобы он был похож на Евгения Урбанского. Они рассказали обо мне. Когда мне передали ее телефон с просьбой перезвонить, я подумал, что меня разыгрывают. Позвонил, разговаривал я нахально, начал диктовать свои условия и просил принести мне сценарий для прочтения.  После вечернего спектакля ко мне подошла женщина  и представилась. И тогда я понял, что это все серьезно, но решил играть до конца. Она мне дала сценарий, я его быстро прочитал и пришел на пробы. Меня спросили: «Как бы  вы охарактеризовали главного героя одним словом?». Я ответил — «Король танцплощадки». И оказалось, что это и было рабочим названием картины! Я сказал режиссеру: «значит, мы с вами правильно понимаем нашего персонажа». Потом две—три недели  были пробы с разными партнершами. Режиссер искал новые лица, не засвеченных актеров. Неизвестные актеры должны были не играть, а проживать ситуацию. В этом был самый главный залог успеха картины.

 — Интересно было сниматься в этой картине?

— Было просто и легко работать  в ней, потому что мы играли себя в предполагаемых обстоятельствах.  Кроме того пришлось подготовиться к этой работе — например, я учился пилить и колоть дрова. В течение месяца каждый вечер я ходил в институт спинно—мозговой травматологии и наблюдал за больными, общался с ними, слушал их истории. Пытался понять, как чувствует себя человек с такой травмой. Две трети всей картины я лежу на кровати и мне нужно создать достоверность пластики и состояния человека с таким физическим недугом. Говорят, что состояние нельзя играть, его нужно набирать, оно должно быть внутри. Поэтому я просил затягивать потуже корсет, чтобы чувствовать скованность движения и боль при любом повороте.

— Видели ленту в качестве зрителя?

— Я присутствовал на показе для худсовета на киностудии им. Горького. Ничего не запомнил! Увидеть первый раз себя на экране — это серьезное испытание. Половину сцен не помню, мы же снимали все в разное время, не по очередности.  Свою картину давно не смотрел. Мне кажется, что сейчас я бы уже многое по-другому сыграл. Но ведь благодаря искренности и отсутствию опыта картина так полюбилась зрителям.

 «Шел в армию, чтобы почитать книжки»

— Вы с детства мечтали о море, но поступить в морское училище не получилось. Удалось потом реализовать мечту?

— Да и причем только благодаря профессии. Например, в 2000 году в японской картине «Открытое море цветов» я играл историческую личность — капитана Петра Рекорда, который плавал на фрегате «Диана». Во время съемок приходилось несколько раз выходить в море. В другом фильме играл контр-адмирала. Актерство — удивительная профессия, дающая возможность реализовать все свои мечты.

 — А в армии вы служили?

— Пошел в армию со своим призывом, служил в военно—воздушных войсках в чине гвардии сержант. По специальности я «военный радиотелеграфист первого класса» и обеспечивал безопасность полетов. В простонародье это означало, что служил в учебной роте и учил призывников телеграфистскому делу. Простучать на азбуке Морзе я смогу и сейчас. 

— В армию пошли по желанию?

— Да решил проверить себя и набраться опыта, который смог бы мне пригодиться  в будущей профессии. И еще у меня появилась странная мысль, что за два года в армии я смогу читать книги, посещать спектакли. Все это было так наивно. 

Блиц-опрос

—Какой последний фильм вы посмотрели?

— Порадовала лента «Легенда 17» своим профессионализмом и приближенностью к старым советским фильмам по идейности и позитиву.  Потом был фильм «Похороните меня за плинтусом» — очень серьезный по эмоциональному воздействию. Он заставляет трудиться душу, сердце и ум.  Поразила картина «Моя левая нога» о больном ДЦП, который пишет книгу левой ногой.  Фильм снят с большой верой в жизнь и с верой в человека. 

— Последняя книга, которую вы прочитали?

— Я периодически возвращаюсь к прочитанному. Сейчас читаю «Ранние рассказы. Записки юного врача»  Булгакова и роман «Эмигранты» Алексея Толстого.

— Если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы с ее помощью сделали?

— Мирного неба над головой. Может это и банально звучит, но когда становишься очевидцем событий на Украине, то начинаешь ценить это мирное чистое небо. 

Возрастная категория материалов: 18+