Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №31 (28800) от 22 марта 2019 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 марта 2019,
суббота

Следствие вели: рецензия на якутский детективный фильм «Мой убийца»

Кино

Включение фильма «Мой убийца», сделанного в Якутии, в список претендентов на премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» сделало ему «карьеру» на родине. Несмотря на то, что окончательный список номинантов обнародуют только 12 декабря, картину Костаса Марсана авансом признали прорывом, который войдет в историю. И есть за что — обычно создатели регионального российское кино не тешат себя надеждами на массового зрителя, а «Мой убийца» попал в реперутар кинотеатров, разбросанных по всей стране. И пусть их не сотни, а десятки, пусть громкие заявления властей некоторых регионов о поддержке местной индустрии по большей части окажутся популистскими, а «Глобус» якутским киноделам не дадут: прецедент в данном случае сам по себе имеет важнейшее значение.

Следствие вели: рецензия на якутский детективный фильм «Мой убийца» / Включение фильма «Мой убийца», сделанного в Якутии, в список претендентов на премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» сделало ему «карьеру» на родине. Несмотря на то, что окончательный список номинантов обнародуют только 12 декабря, картину Костаса Марсана авансом признали прорывом, который войдет в историю. И есть за что — обычно создатели регионального российское кино не тешат себя надеждами на массового зрителя, а «Мой убийца» попал в реперутар кинотеатров, разбросанных по всей стране. И пусть их не сотни, а десятки, пусть громкие заявления властей некоторых регионов о поддержке местной индустрии по большей части окажутся популистскими, а «Глобус» якутским киноделам не дадут: прецедент в данном случае сам по себе имеет важнейшее значение.

Фильм снят по книге Егора Неймохова — писателя, который до экранизации не дожил, но при этом успел внести весьма весомый вклад в будущее республиканского кинематографа. «Мой убийца» — это детектив в чистом виде, создатели которого мало отвлекались на философские размышления или переживания на тему «как живется российской глубинке». Хотя, конечно, совсем без этого не обошлось. И все же перед нами почти советское кино — оно навевает воспоминания о Георгии Буркове, который предельно интеллигентно разыскивает убийц инкассаторов, а не погружается в мир криминала, то и дело меняя обоймы.

Вполне бытовое на первый взгляд преступление разворачивается в интересный, хоть и еще более трагический, случай из полицейской практики. И как бы ни старались сценаристы, центральную интригу при желании совсем не сложно предугадать. Хотя бы потому, что подобные повороты уже не раз встречались в литературе и кино, и даже незабвенный Фандорин как-то раз раскрыл подобную загадку, опираясь исключительно на рассказы очевидцев. Зрителю предлагают просто прожить несколько дней бок о бок с простым якутским оперативником, который достаточно профессионален, чтобы не верить своим глазам и ушам и сомневаться в том, что для окружающих вполне очевидно.

И это подкупает: отечественный кинематограф в своем давнем и чаще всего беспочвенном стремлении догнать Голливуд обычно предлагает нам соответствующий продукт. В итоге место рассказчика чаще всего занимает сказочник, часто страдающий проблемами с памятью. Зритель автоматически начинает искать нестыковки и несоответствия, которых, по счастью, оказывается предостаточно: и можно сколько угодно пересчитывать купюры, потраченные на создание какого-нибудь «Молота», но поверить в происходящее на экране взрослый человек не может.

Фильм Марсана местами напоминает оперативную съемку (а на старте на сто процентов прикидывается ею), местами — документальный фильм о громком преступлении, в котором для пущей убедительности задействовали актеров. Исполнительское мастерство в «Моем убийце» вполне ожидаемо хромает, и в сочетании с не очень «живыми» диалогами картине даже вредит. Но гораздо чаще актеры, занятые в картине, стараются никого не играть, а вести себя естественно. Под стать замыслу и персонажи: публика смотрит на происходящее глазами одного-единственного главного героя, остальные же преспокойно выпадают из поля зрения, сделав свое дело. Для фильма-расследования это важно: невозможно гнаться за преступником и одновременно пытаться познать внутренний мир тех, кто столкнулся с ним на лестнице или имел честь жить по соседству.

Постановщик, четко осознавая творческую задачу, все же позволяет себе некоторые эксперименты вроде флэшбэков, но, к счастью, не увлекается этим. К счастью — потому что порой эти приемы только запутывают публику — особенно это характерно для развязки, детали которой Марсан выстраивает в перевернутую пирамиду. Точно так же дела обстоят с личной жизнью главного героя, которая на поверку оказывается по большей частью набором лишних и ни на что не влияющих деталей. Но перед нами все же кино, а не выпуск «Криминальной России», поэтому в сюжете должны быть хоть какие-то признаки не работы — и режиссер наносит их мимолетными мазками: вот возлюбленная, которая так и останется голосом в телефонной трубке, вот племянница, которая пришла посидеть на диване, а заодно сработала под доктора Ватсона.

Джулус — живой человек, способный ошибаться, под конец мы выясним, что эти ошибки бывают вполне себе смертельно опасны. И окружают его не менее настоящие люди, которые собираются в отпуск, запивают чаем пирожки и хотят уехать в Москву за настоящей жизнью. До убитых и пропавших дела нет практически никому, но это не нравственная ожесточенность, а бытие, в котором мало кто склонен пропускать через себя посторонние трагедии. Зато пресловутые ружья, висящие на стене, стреляют, и не раз.

Впрочем, Марсан не собирается пускать свое детище по тропинке, обозначенной Андреем Звягинцевым. Дела в провинции, конечно, далеки от благополучия, на фоне непрерывной золотодобычи доживают свой нелегкий век полузаброшенные поселки, а коррупция соседствует с извечной зависимостью от власть предержащих. Однако персонажи фильма редко проявляют отчаяние, а местная природа не примеряет на себя образ Левиафана, чтобы окончательно сгустить краски. Она, наоборот, является одним из поводов для того, чтобы остаться. Вторым являются люди — во всем своем многообразии, которому обязательно сопутствует противоречивость решений.

Услышав словосочетание «жизнь не сложилась», главный герой повторяет его вслух, как бы пробуя на вкус — и отбрасывает эту мысль за ненадобностью. Для усиления мотива в фильме присутствует достаточно анекдотичный патологоанатом, который почти ничего, кроме сомнительных шуток, не произносит: но наилучшим символом если не оптимизма, то хотя бы уверенности в себе предстает сам главный герой. «Мой убийца», кстати, может похвастаться и весьма неплохими образчиками юмора, которые тоже оставляют зрителю своеобразные отдушины — даже если герои шутят о совсем не смешных вещах.

Без четверти двухчасовой фильм в результате оказывается вполне увлекательным зрелищем, сохраняющим в себе слишком много признаков провинциального кино, чтобы всерьез претендовать на заокеанские награды. За республиканскую индустрию, которая на зависть десяткам регионов страны выпускает по десятку картин в год, остается только порадоваться: ее представители успешно миновали этап «проб пера» и именно что снимают кино, используя при этом опыт классиков и современников. «Мой убийца», снятый при поддержке МВД и различных коммерческих структур (и без Фонда кино в титрах), не располагал достаточным бюджетом, чтобы превратиться в настоящее широкоформатное кино, хотя якутская природа завораживает даже на «квадрокоптерной» картинке.

Но этот фильм, безусловно, стоит потраченных на него денег, в отличие от многого другого, что показывают в соседних кинозалах. Считается, что у местных киностудий сегодня нет не то что ощутимых перспектив, но даже реальной возможности конкурировать с матерыми продюсерами, которые заранее распределяют бюджетную поддержку между собой. «Мой убийца», по крайней мере, стал темой для обсуждения по всей стране и за ее пределами. Возможно, в будущем на этом поле вообще будут обходиться без избирательно щедрой руки государства.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

«Мертвое озеро» и «Содержанки»: телевизионные премьеры не для телевизора«Мертвое озеро» и «Содержанки»: телевизионные премьеры не для телевизора
Ложные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводниковЛожные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводников
Боль первого плана: рецензия на новый фильм «Время возмездия» с Николь Кидман
Кроме шуток: рецензия на фильм Михаила Идова «Юморист» с Алексеем Аграновичем
Своя среди чужих: рецензия на новый кинокомикс «Капитан Марвел» с Бри Ларсон и Джудом Лоу
Условные рефлексы: рецензия на новый фильм ужасов «Кадавр» с Шей Митчелл
Выход в финал: рецензия на новый фильм Клинта Иствуда «Наркокурьер»
Сон высшего разума: рецензия на сериал «Чудотворцы» со Стивом Бушеми и Дэниелом Рэдклиффом
Не наши проблемы: рецензия на новый фильм «Власть» с Кристианом Бэйлом и Эми Адамс
Глядите в оба: рецензия на новый фильм Роберта Родригеса «Алита: Боевой ангел»
Сборник некрологов: рецензия на новый боевик «Снегоуборщик» с Лиамом Нисоном

В воскресенье область вновь припорошит снежкомОбщество
Земля попадет в магнитный шторм в эти выходныеОбщество
В Китае сгорел автобус с туристами: 26 человек погибли на местеПроисшествия
«Последний богатырь: Корень зла»: компания «Дисней» назвала дату выхода российского фэнтезиОбщество
Сельские дома культуры в Приамурье капитально отремонтируютОбщество
Гороскоп на 23 марта: Раки поделятся добром, а Весы посчитают деньги для бюджетаСоветы

Читать все новости

Кино

«Мертвое озеро» и «Содержанки»: телевизионные премьеры не для телевизора «Мертвое озеро» и «Содержанки»: телевизионные премьеры не для телевизора
Ложные воспоминания: рецензия на драму «Курск» о гибели российских подводников
Боль первого плана: рецензия на новый фильм «Время возмездия» с Николь Кидман
Кроме шуток: рецензия на фильм Михаила Идова «Юморист» с Алексеем Аграновичем
«Содержанки» расскажут правду о светской жизни Москвы
Система Orphus