Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

«Все началось с памперсов»

Экономические волнения и болтающийся туда-сюда курс рубля благовещенские мамочки впервые ощутили, заботясь не о сытых животиках, а о сухих попах своих чад. Первый тревожный звоночек прозвенел от производителей японских подгузников Merries, Moony, Goon еще в ноябре. Тогда ритейлеры получили информационные письма о том, что цена на продукцию увеличивается.

— Мы вынуждены были поднять розничную цену на подгузники в среднем с 850 до 990 рублей за большую упаковку, — рассказывает директор сети магазинов детских товаров «Пуз-карапуз» Марина Самохина. — Но не успели мы это сделать, как получили новое письмо — о том, что закупочная цена увеличивается в соответствии с курсом рубля: 45 за один доллар. Тогда же японцы ограничили поставку своей продукции, так как рубль был нестабилен и они хотели застраховать себя от потерь в случае возможного обвала российской валюты. Мы сделали максимальные запасы, подняли цену до 1 070—1 090 рублей и держим ее с декабря. Однако очередное информационное письмо о расчете за товар по курсу 60 рублей за доллар у нас уже есть. Это значит, что в апреле цена на японские подгузники в наших магазинах подберется к полутора тысячам рублей.

Японские памперсы давно завоевали любовь амурских мам, и если раньше их можно было купить в нескольких специализированных магазинах, то в последнее время средства ухода за детьми торговой марки Merries есть практически везде, при этом в магазинах сетей «Калина», «Кэш энд Кэрри», аптеках «Семейная» и «Миницен» они уже стоят в районе 1 400—1 500 целковых.

Подгузники Pampers компании Proctor and Gamble традиционно занимали менее дорогую ценовую нишу, и сейчас большую упаковку еще можно купить за 1 100 рублей, однако в апреле тех, кто пользуется Pampers, ждет неприятный сюрприз, как и приверженцев подгузников Libero. Цену на первые производитель повысил на 30—50 %, в зависимости от вида, а на вторые — на 23 %.

— Это означает, что Pampers станет дороже, чем Merries. В апреле большая упаковка «дешевых» подгузников будет стоить примерно 1 900, — прогнозирует Марина Самохина.

Бутылочка бьет по карману

Молочные смеси для многих семей, в которых есть груднички, — товар первой необходимости. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то в месяц он выпивает порядка 7—9 банок заменителя маминого молока. С начала кризисных явлений одна баночка выросла в цене в среднем на 50—300 рублей, в зависимости от производителя и ценового сегмента. При этом повышение коснулось как импортных, так и отечественных брендов.

К примеру, 400‑граммовая банка одной из самых покупаемых смесей — Nan компании Nestle, прибавив почти 70 рублей, стоит сегодня 439 рублей против докризисных 370. Другая популярная смесь — Nutrilon подорожала чуть меньше — на 44 рубля, и стоит 484 рубля. Nestogen также подросла на 15 % — с 266 до 307 рублей.

Больно бьют по карману родителей дорогостоящие смеси на козьем молоке. Так, популярная «Нэнни» подорожала сразу на 300 рублей: с 900 до 1 200 за 400 граммов.

При этом, как правило, специализированные магазины сочувствуют родителям, и товар, закупленный по докризисным ценам, продают без учета новых накруток. Так, в магазине «Пуз-карапуз» до сих пор не переписали ценник на смеси Similac, в магазине «На дом маме» — на большую часть смесей Nutrilon.

Российские пюре — в лидерах подорожания

Продукты первого прикорма — каши, пюре, соки, творожки — также растут в цене как на дрожжах. Так, к примеру, в некоторых торговых точках отмечают значительное подорожание кисломолочной продукции «Тема».

— Творожки «Тема» стоили около 40 рублей, а сейчас — 62, — отметила продавец магазина «На дом маме». — Пожалуй, это самое существенное подорожание из всего нашего ассортимента.

695

рублей — цена самых дешевых подгузников, которые журналисту АП удалось найти в Благовещенске. «Антикризисная» продукция носит название Helen Harper

Цены на растворимые каши растут параллельно с ценами на молочные смеси или пюре, если это продукция одного производителя, то и цену на все он повышает синхронно.

К примеру, компания Henz прибавила порядка 7 рублей к баночке пюре и 20 рублей — к пачке каши.

Кстати, российские пюре «Агуша» и «Фруто-няня», по словам продавцов, отреагировали на кризис первыми, подорожав в среднем на 8 рублей еще в декабре. Такую метаморфозу специалисты объясняют тем, что все российские производители детского питания работают сегодня только на импортном сырье. О предстоящем подъеме цен на свою продукцию в апреле уже сообщило и «Бабушкино лукошко». Баночка популярного пюре теперь будет стоить на 3—17 % дороже.

Сэкономить невозможно

Буйство цен и возросшая нагрузка на семейный бюджет заставляют родителей искать способы экономии на содержании собственных чад, однако у большинства из них сэкономить не получается. Если речь идет о молочной смеси, то зачастую крохе подходит только какая‑то одна, и здесь, как говорится, без вариантов: родители отдадут любые деньги, лишь бы малыш был сыт и здоров.

— Единственный способ сэкономить на питании — это попытаться перевести ребенка на более дешевый вид смеси одного и того же производителя, — комментирует педиатр Ольга Зубкова. — К примеру, с Nan на Nestogen. Их производит одна компания. Но это возможно только в том случае, если ребенок полностью здоров и не требует особого вида смеси: гипоаллергенной или другой лечебно-профилактической. В дешевых линейках смесей, как правило, таких нет. Родители также должны помнить, что смесь подбирается индивидуально и лучше по этому вопросу проконсультироваться со своим педиатром.

Мама полуторагодовалой Оленьки период искусственного вскармливания вспоминает как страшный сон. У малышки диагностировали непереносимость коровьего белка, и единственная смесь, которая ей подошла, была «Нэнни» на козьем молоке.

— Банка стоила 800 рублей, мы тратили в месяц более шести тысяч рублей только на смесь, — вспоминает мама Катя. — Сейчас эта сумма возросла бы до восьми-девяти тысяч, но мы бы однозначно покупали это питание, иначе дочку было бы просто не выкормить.

По наблюдениям продавцов, подобной политики придерживается большинство мам. Подорожание смеси на потребительском спросе никак не отразилось.

— Мы не заметили, чтобы родители стали покупать меньше или переходить на более дешевый ценовой сегмент, — отмечает Марина Самохина. — Наоборот, узнают о предстоящем повышении цены, вздохнут — и купят пару лишних банок своей смеси, а потом приходят и тоже берут ее, уже подорожавшую.

А вот с растворимыми кашами и пюре дело обстоит несколько иначе. Здесь родители переходят на более дешевые баночки и коробочки более активно. К примеру, от популярных пюре марки Hipp и Gerber после повышения цены многие отказываются в пользу «Бабушкиного лукошка», которое пока серьезно не подорожало, а каши из пачки мамы заменяют кашами собственного производства.

— Раньше гречневая каша Heinz стоила 80 рублей, а сейчас 103, — делится подробностями продавец супермаркета «Дочки и сыночки». — Вроде бы и небольшая разница, но я знаю мамочек, которые перестали эту кашу покупать. Они варят обычную гречневую и растирают ее блендером. Так и экономят.

Как подорожали детские товары

Смеси: 

Nan — на 20 %

Nestogen — на 15 %

Nutrilon — на 10 %

Similaс — на 17 %

Малютка — на 20 % 

Подгузники: 

Merries — на 70 %

Pampers — на 50 %

Libero — на 25 %