Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (28936) от 26 ноября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 ноября 2020,
пятница

Культкамера: пять фильмов о вождях в день рождения Ленина

Кино

Вожди народов, коим в полной мере является родившийся 22 апреля Владимир Ульянов (­Ленин), по сути своей очень часто становятся объектом пристального внимания кинематографа. Одних только фильмов в их честь не счесть: правильное кино о национальных отцах начинают снимать при их жизни, а когда заканчивают — тут уж кому как повезет. Но и само явление культа личности остается заманчивым для кинематографиста и вне пропагандистских рамок — зловещая фигура вождя часто становится в центр картины или, наоборот, обеспечивает фон, на котором происходят главные события. «Амурская правда» предлагает читателям пересмотреть пять разных фильмов о разных вождях по случаю дня рождения одного из них.

  • «Последний король Шотландии»
  • «Телец»
  • «Его звали Бенито»
  • «Интервью»
  • «Диктатор»

«ПОСЛЕДНИЙ КОРОЛЬ ШОТЛАНДИИ»

Начать обзор мы решили с одного из лучших представителей жанра, сделанного с большим старанием и талантом. «Последний король Шотландии» в 2007 году несправедливо обделили номинациями на обе главных американских кинопремии и обе их получил Форест Уитакер, сыгравший Иди Амина, президента Уганды.

Впрочем, в тот год с премиями было вообще странно и Ди Каприо в очередной раз расстроили. Картина Кевина МакДональда заслужила довольно высокие оценки критиков и зрителей, несмотря на то, что по сути своей строится на игре одного актера: составляющий пару Уитакеру Джеймс Макэвой нарочно постоянно отступает в тень, а о персонажах Керри Вашингтон и Джиллиан Андерсон и говорить нечего. Секрет в том, что все так и задумано, и великолепная, справедливо оцененная работа Уитакера действительно завораживает.

Будучи первым западным фильмом, съемки которого велись в Уганде начиная с середины прошлого века, «Последний король» берет от натуры все. То есть параллельно с разворачивающейся чудовищной историей правления Амина зритель знакомится с бытом этой африканской страны, в котором на самом деле и скрываются причины того, что все это вообще возможно. Молодой шотландец, ищущий в Уганде приключений, получает их столько, что хватило бы на весь его университетский выпуск: Иди Амин назначает его личным доктором, что в условиях африканской политики означает все прелести должности первого доверенного лица. Реалии тех времен сложно сделать на экране более жестокими, чем они были — МакДональд, наоборот, намеренно снижает градус насилия, хотя его тоже хватает.

Игра слов и судеб в названии фильма тоже хороша — Амин действительно в какой­то момент присвоил себе титул шотландского короля.

«ТЕЛЕЦ»

Фильм Александра Сокурова посвящен последнему и самому жуткому отрезку жизни Владимира Ленина. Смотреть и пересматривать его в буквальном смысле тяжело. Однако «Телец» — это не только веха в творчестве самого режиссера, но и характерный взгляд на эпоху. Намеренно смешав двадцатые годы прошлого века с тридцатыми, чтобы усилить фигуру Сталина, последовательно отбирающего у «ума, чести и совести эпохи» все возможные атрибуты власти, Сокуров показывает вождя в изгнании. Запертый в Горках тяжело больной Ильич предоставлен самому себе и сам с собой ведет распаленные беседы — даже разделившие с ним заточение жена и сестра похожи на галлюцинации, отчего становится не по себе. Вчерашний гигант, способный на нечеловеческие решения и поступки, отказывается верить в то, что все по сути уже кончено.

«Телец» стал второй частью в тетралогии Сокурова, три фильма из которой посвящены реально существовавшим политическим фигурам. Первой стал Гитлер, третьей — Хирохито, и в данном случае фигура Ленина в центре, хотя, конечно, все три судьбы достойны самого пристального изучения. Картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь», и еще неизвестно, какие велись бы диспуты, получи она этот приз в Европе. В отрицательных отзывах Сокурову вменили не только размытую картинку, которую он делал настолько намеренно, что сам взялся за операторскую работу, но и излишнюю карикатурность в образе умирающего политика. Ленин у режиссера, действительно, такой, что непонятно, с какого боку к нему и подойти. Вот только откуда нам сегодня знать, каков он был, лишенный всего, в том числе и голоса?

«ЕГО ЗВАЛИ БЕНИТО»

Сделав небольшую уступку, включаем в обзор не художественный фильм, а мини­сериал о молодости Бенито Муссолини, который интересен сразу по нескольким причинам. Картина снималась в Италии (и еще четырех европейских странах) еще в 1993 году, то есть сегодняшний зритель вполне может оказаться младше этого фильма. Главную роль будущего итальянского диктатора Бенито Муссолини исполняет 33-летний Антонио Бандерас, и аккурат в этом же году выйдут в свет две картины, с которых он начнет голливудскую карьеру, в том числе  знаменитая «Филадельфия». Дуче в исполнении Бандераса тоже молод и еще не превратился в обрюзгшего соратника Рейха, а потому предстает перед нами в роли пламенного революционного бойца. Где еще увидишь, как проклинаемый собственным народом лидер, повешенный впоследствии за ноги посреди Милана, строит баррикады, планы на счастливое будущее нации и уже в последнюю очередь — карьеру.

«ИНТЕРВЬЮ»

Если вы вождь народов, то следует помнить о том, что не все будут относиться к этому с должным уважением. Диктаторы в кинематографе вообще часто становятся объектами насмешек, еще Чарли Чаплин многое сделал для этого жанра. Правда, Чаплин не пользовался всемирными скандалами для продвижения своих фильмов, но времена поменялись, и «Интервью», на поверку оказавшееся гораздо слабее собственной пиар­кампании, чуть не поссорило окончательно и без того плохо ладящие между собой США и КНДР. История о заказном убийстве еще ерзающего в кресле национального лидера Ким Чен Ына, которая по сути является не самым шокирующим хулиганством, возмутило товарищей из Северной Кореи, а последовало за всем этим сами знаете что. В главных ролях играют Сет Роген и Джеймс Франко, которые вообще не способны выглядеть серьезно, однако в юморе фильма и правда есть что­то такое — злобное, что ли.

«ДИКТАТОР»

Завершить обзор мы решили собирательным образом вождя, а заодно куда более умелым балансированием на границе того, над чем можно и нельзя шутить. То есть Саша Барон Коэн, конечно, пошутить способен над чем угодно и посмеяться — тоже, но делает он это так, что возмущенный визг до небес обычно не поднимается.

«Диктатор» к тому же стал первым фильмом Коэна, в котором прослеживается сюжет, хотя и приемы, и стилистика «классики» присутствуют. Автор старательно высмеивает культ личности во всех его проявлениях: тут вам и дурацкие бороды, и увешанные всевозможными наградами кители, и заговоры, и казни. История похождений императора Аладина в США сделана с максимальным уровнем издевки, а чтобы было совсем похоже на «Очень страшное кино», в «Диктаторе» занята актриса Анна Фарис. И это хорошо, потому как актрису Анну Фарис больше ни в какой жанр не позовут.

ЧИТАЙТЕ И СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Такой разный Ленин. Архивный фоторепортаж к 145-летию вождя мирового пролетариата

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

«Последний король Шотландии»«Последний король Шотландии»«Телец»«Телец»«Его звали Бенито»«Его звали Бенито»«Интервью»«Интервью»
«Диктатор»«Диктатор»

Фото: kinopoisk.ru

Корреспондент АП выиграл приз зрительских симпатий конкурса социальной журналистикиЛюди
Близнецы захотят пообщаться, Стрельцы поссорятся с соседями: гороскоп на 27 ноябряСоветы
157 новых случаев COVID-2019 выявили сегодня в Амурской областиКоронавирус
Областную поликлинику оборудуют под резервный госпиталь для больных COVID‑19Коронавирус
Взрослые поликлиники Благовещенска организовали сall-центры для обзвона ковидниковКоронавирус
Нарушителей парковки в Благовещенске будет искать дорожный патрульОбщество

Читать все новости

Кино

Актер Антон Хабаров: «Казанова — любимый герой, потому что добрый и ранимый» Актер Антон Хабаров: «Казанова — любимый герой, потому что добрый и ранимый»
«Цой» в изложении Алексея Учителя: фильм о смерти музыканта вышел в прокат
«Подольские курсанты» Игоря Угольникова: сила духа, которая крепче стали
«Вызов» после «Холопа»: Первый ищет женщину для съемок в космосе
Александру Ревве достанется поцелуй Брежнева: в Москве снимают «Прабабушку легкого поведения»
Система Orphus